Балтийский циклон: почему санкционный шторм не потопит экономику Беларуси

© Sputnik / Егор Еремов / Перейти в фотобанк"Беларуськалий" остановил работу половины рудников
Беларуськалий остановил работу половины рудников - Sputnik Беларусь, 1920, 17.01.2022
Подписаться
Заявление влиятельной Financial Times о том, что рекордный уровень торговли стран Балтии с Беларусью резко контрастирует с санкционной позицией, стало фактическим признанием того, что антибелорусские санкции не достигли своей цели.
По-настоящему азартный игрок, как известно, не может остановиться и готов повышать ставки, пока не проиграет все.
Литовский президент Науседа уже обсуждает шестой пакет санкций против Беларуси, а кабмин Литвы пришел к заключению о том, что договор "Беларуськалия" с "Литовскими железными дорогами" противоречит интересам ее национальной безопасности и с 1 февраля расторгается.

Поменяться местами

"Литовские железные дороги" (LTG) поспешили сообщить о том, что расторжение договора еще не означает прекращения транзита через Литву белорусских калийных удобрений. Но принятое литовским правительством решение в любом случае является незаконным. Компания LTG явно не горит желанием получить крупные иски за неисполнение своих обязательств, поэтому на официальном уровне объявила о механизме обхода санкций.
В сообщении на ее сайте поясняется, что заявки в дочернее предприятие LTG Cargo на перевозку белорусских удобрений могут подавать сторонние компании, занимающиеся транспортировкой грузов. Главное, чтобы такие фирмы не фигурировали в санкционных списках Подчеркивается, что Литва присоединилась к международным соглашениям, на основании которых сторонние клиенты могут подавать свои заявки на перевозку белорусских удобрений, а у LTG Cargo должны быть веские правовые основания для отказа.
Науседа назвал ответственных за транзит удобрений "Беларуськалия" через Литву >>>
Перед нами политический казус, когда литовские железнодорожники понимают международно-правовые последствия действий литовского правительства лучше, чем само правительство. Так, может, проще поменять их местами. Владелец терминала Biriu kroviniu terminalas (BKT) в Клайпеде Игорь Удовицкий в своем Facebook в очередной раз обратил внимание на правовые и финансовые последствия, а также нестыковки реализации Литвой американских санкций против "Беларуськалия".
Во-первых, действия Литвы по применению американских санкций на территории ЕС не только незаконны, но прямо противоречат основополагающим нормативным документам ЕС, устанавливающим для Евросоюза принцип "strategic autonomy", фактического суверенитета ЕС.
Во-вторых, США, наложившие санкции, де-факто продолжают закупать белорусский калий на постоянной основе.
В-третьих, Литва не имеет права в одностороннем порядке вводить какие бы то ни было ограничения на движение товаров, что прямо прописано в Договоре функционировании Евросоюза и в очередной раз заставляет задуматься о фактическом суверенитете как ЕС, так и Литвы.
Глава железных дорог Литвы уволился из-за скандала с транзитом удобрений >>>

Казус Ландсбергиса

Удовицкий напоминает, что Литва является участником сразу нескольких международных соглашений, связанных с транзитом грузов через ее территорию, но даже не это главное. Он апеллирует к "особо примечательному документу", касающемуся непосредственно белорусского транзита. Речь о Соглашении между правительствами Беларуси и Литвы об условиях транзита грузов Республики Беларусь с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Литовской Республики. В данном соглашении вообще не предусматривается возможность прекращения транзита белорусских грузов, а в случае разногласий по данному документу споры рассматриваются в арбитраже страны истца.
Это означает, что если Литва, не важно по какому поводу, прекратит транзит, Беларусь подаст иск в минский арбитраж и несомненно выиграет дело, доказав незаконность прекращения транзита. Решение арбитража будет обязательным для обеих сторон, а также для других судов. Литве придется восстановить транзит. Все пострадавшие от такой остановки транзита (а таких будет очень много) смогут взыскать с Литвы ущерб.
Калийный синдром: зачем Литва настойчиво бросается под санкционный поезд? >>>
На кону – один миллион тонн ежемесячного калийного транзита через Литву, причем исчисление ущерба от его остановки будет иметь несколько составляющих. Во-первых, потери для белорусского бюджета от экспортных отчислений "Беларуськалия". Во-вторых, потеря предприятием сотен миллионов евро как дохода, так и прибыли, а цены на калий сейчас очень высокие. В-третьих, потеря дохода Белорусской железной дорогой от прекращения перевозок. В-четвертых, убытки терминала БКТ – потеря контракта с "Беларуськалием", если таковая случится, обернется общим ущербом более 1 млрд евро.
"Здесь все просто – контракт с Беларуськалием бессрочный и ограничен по времени только продолжительностью договора аренды территории в порту. 1 миллион тонн каждый месяц, и так до 2066 года – считайте сами", – пишет Удовицкий.
Надо учитывать и то, что покупатели белорусского калия – десятки компаний, в том числе и государственные, потеря контрактов для них будет означать убытки на сотни миллионов. В сумме попытка прекратить транзит калия в самой короткой перспективе превратится для Литвы в миллиарды евро прямых убытков, резюмировал он.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис уже заявил о том, что санкции против "Беларуськалия" не принесли ожидаемого результата и даже дали обратный эффект в виде дополнительной прибыли на фоне повышения мировых цен. Наконец в правительстве Литвы кто-то взял калькулятор и начал считать.
Беларусь пригрозила Литве ответными мерами за остановку транзита калия >>>

"Экономика прислуги"

В своей публикации Financial Times акцентирует внимание на том, что за 10 месяцев 2021 года объем импорта из Беларуси в Эстонию вырос более чем в два раза, в Латвию – на две трети, Литва нарастила импорт из Беларуси на 50%. В итоге за указанный период объем импорта товаров из Беларуси в Эстонию составил 520 млн евро, Латвию – 407 млн евро, Литву – один миллиард евро. Всего, по официальным данным, Беларусь в январе-ноябре 2021 года увеличила экспорт товаров и услуг на 33,7% до $44,533 млрд, что говорит само за себя.
Страны Балтии выступают за решительную санкционную политику в отношении Беларуси, хотя, согласно опрошенным Financial Times экспертам, сталкиваются с выбором между геополитическими решениями и экономическими возможностями. В комментарии для этого издания МИД Литвы отметил, что у ЕС нет правового обоснования для введения санкций, установленных третьим государством. МИД Латвии утверждает, что вся торговля с Беларусью соответствует ранее установленным санкционным режимам. Эстонское внешнеполитическое ведомство уверяет, что импортные товары из Беларуси тщательно проверяются на предмет санкций.
Сумму убытков из-за продовольственного эмбарго Минска назвали в Литве >>>
Влиятельное немецкое издание Der Spiegel предсказуемо пришло к выводу о том, что попытка Евросоюза оказать санкционное давление на президента Беларуси Александра Лукашенко оказалась неудачной. Издание называет санкции "дырявыми", а их неэффективность объясняет ограниченностью сфер воздействия. Авторы обратили внимание на то, что ЕС вывел из-под санкций калий хлористый с содержанием 40-62%, поскольку эту продукцию закупает компания Yara – крупнейший в Норвегии производитель удобрений. По их мнению, именно из-за этого решения Осло поддержал санкции Брюсселя, ведь они никак не навредили норвежской экономике.
Недавно объявленный отказ норвежской компании Yara от покупки белорусского калия едва ли осуществим на практике хотя бы ввиду опасности подрыва ценовой конъюнктуры на продуктовом рынке Европы. Поставки продолжатся, только не через БКК, а через другие компании. В Литве могут поучиться у Норвегии, которая не спешит бросаться с головой в санкционный омут. Но в "экономике прислуги", сложившейся в странах Балтии после распада СССР, местные чиновники, похоже, с трудом понимают, что такое интересы национального производителя. Это отчасти объясняет их иррациональное поведение. Объясняет, но не оправдывает.
Они спешат отнести Беларусь к политическим противникам, но забывают, что существует международное право, вне идеологических предпочтений гарантирующее транзитные и торговые сделки. Если не хотят об этом знать, то пусть хотя бы научатся мыслить экономически, чтобы не наносить ущерба своим же странам. Впрочем, в той или иной степени это касается всего ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Также на Sputnik:
Песков: Россия не бросит Беларусь в условиях введенных против Минска санкций
Головченко рассказал, что помогло Беларуси справиться с санкциями Запада
Гайдукевич о швейцарских санкциях: медленно работают
Лента новостей
0