https://sputnik.by/20220705/logistika-v-usloviyakh-sanktsiy-kak-belarus-perestraivaet-eksport-1064413033.html
Логистика в условиях санкций: как Беларусь перестраивает экспорт
Логистика в условиях санкций: как Беларусь перестраивает экспорт
Sputnik Беларусь
Сбылось пророчество владельца портового терминала BKT Игоря Удовицкого, три года назад написавшего, что 2019-й был последним годом, когда грузооборот порта... 05.07.2022, Sputnik Беларусь
2022-07-05T13:33+0300
2022-07-05T13:33+0300
2022-07-05T13:33+0300
колумнисты
экономика
интеграция беларуси и россии
экспорт
калийные удобрения
мировой калийный рынок
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/03/1d/1061690273_0:0:3156:1776_1920x0_80_0_0_201181660cab3f605c42ad7d966e629a.jpg
Строительство Беларусью собственных портовых мощностей на базе глубоководного перегрузочного комплекса "Бронка" под Санкт-Петербургом, ход которого проинспектировал Александр Лукашенко, демонстрирует способность кризисного реагирования в условиях западных санкций. Именно через "Бронку" сейчас идут поставки белорусских калийных удобрений. Санкционные преграды заставили пересмотреть экспортную стратегию не только отрасли, но и страны в целом, еще теснее координировать ее с Россией на союзном уровне.Прощай, Клайпеда!Приоритетность задачи формирования альтернативных логистических цепочек для экспорта товаров белорусского производства была подтверждена в ходе недавнего Форума регионов Беларуси и России в Гродно. А во время встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге президент Беларуси Александр Лукашенко поблагодарил российского коллегу Владимира Путина за поддержку проекта строительства портового комплекса в Бронке. Переформатирование логистики поставок калийных удобрений на внешние рынки тестирует союзные механизмы взаимодействия в стрессовых режимах функционирования, является вкладом в обеспечение продовольственной безопасности всего мира. Не случайно именно союзные экспорт и логистика были в фокусе переговоров двух лидеров.После того как в результате блокировки Литвой калийного транзита из Беларуси порт в Клайпеде оказался закрытым, страна осваивает альтернативные маршруты поставок. Некоторое время, пока идет строительство белорусского портового комплекса, для калийного экспорта будут использоваться мощности самой "Бронки", являющейся самым современным портом Северо-Западного региона для проектных, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Удешевление логистики достигается за счет контейнеризации калийных удобрений, которые в мешках помещаются в контейнеры – при такой "утрамбовке" и бесперебойной работе потенциал "Бронки" по перевалке калия составляет 10–12 млн тонн, что способно полностью заместить объем белорусских поставок. Россия помогает Беларуси решать проблемы с транспортировкой удобрений >>>Правда, у России есть и свои поставщики, но через два года подоспеет белорусский терминал с пропускной способностью около 20 млн тонн в год. Так что прощай, Клайпеда!Сбылось печальное для Литвы "пророчество" владельца портового терминала BKT Игоря Удовицкого, который три года назад писал, что 2019-й был последним годом, когда грузооборот порта Клайпеда рос. Еще тогда он обратил внимание на абсурдность ситуации, когда транзит белорусских калийных удобрений был, по сути, единственным грузопотоком, способным в среднесрочной перспективе обеспечить Клайпедскому порту увеличение объемов грузоперевалки. Но именно этот бизнес заблокирован в Литве государственными структурами и всячески дискредитируется. Что ж, таков "европейский" выбор литовской элиты. Беларуси же предстоит обкатывать новые маршруты, выстраивать логистику, формировать конкурентоспособный тариф.Грузы из Беларуси обеспечат загрузку портов Петербурга – губернатор >>>Финансовые инструментыЭкспорт белорусского калия в последние годы приносил стране до $3 млрд выручки в год. Западные санкции создали дефицит на калийном рынке, взвинтили цены, поэтому, даже если несколько упадут обороты поставок, потерь выручки не произойдет. Стоимость калия в настоящее время превышает на мировом рынке $900 за тонну, тогда как еще в мае она составляла $700. На Балтике цена сейчас составляет $900, в Бразилии – $1040, в Юго-Восточной Азии – $975 за тонну. Для белорусского калия это очень хорошая конъюнктура, позволяющая потеснить на рынке даже некоторых мировых игроков. Его основными покупателями остаются Бразилия, Индия, Китай, в который с конца прошлого года начали отправлять продукт по суше контейнерными поездами. Под такие отгрузки на предприятии были построены новые фасовочные линии. В целом белорусский калий поставляется более чем в 130 стран.По словам заместителя министра экономики Беларуси Дмитрия Ярошевича, сейчас происходит глубокая трансформация внешнеэкономической деятельности, тем предприятиям, которые реализовывали значительные объемы своей продукции на рынки недружественных стран, объективно требуется время на перестройку бизнес-моделей. Вместе с тем, за 4 месяца этого года белорусский экспорт превысил импорт на 1,3 млрд долларов, и это максимальное значение положительного торгового сальдо за последние 9 лет.Беларусь заинтересована в поставке грузов через порты Астраханской области >>>Безусловно, санкции повлияли на реструктуризацию экспортно-импортных операций, но сохранению нарастающей экспортной динамики способствует реализация соответствующих указов главы белорусского государства. Так, согласно Указу № 466, Министерство финансов осуществляет компенсационные выплаты банку-нерезиденту по кредитам, выданным покупателю белорусской продукции. В соответствии с Указом № 534 банки-резиденты предоставляют экспортные кредиты по различным ставкам. А недавно подписанный Указ президента № 215 позволяет организациям-экспортерам привлекать транспортно-экспедиционные компании резидентов и нерезидентов Беларуси с возможностью заключения договоров без проведения конкурса.Ключевым внешнеторговым партнером Беларуси в 2022 году остается Россия, на второе место поднялся Китай, поменявшись местами с Украиной, которая заняла третье. Товарооборот с Россией за январь-апрель составил $ 12 650,9 млн (+10,1% к уровню 2021 года). Товарооборот с Китаем в январе-апреле 2022 вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $ 1 602,9 млн. Экспортная выручка от поставок в Китай показала взрывной рост, составив $ 441,3 млн (+62,9%).Так происходит переформатирование белорусского экспорта, при этом, по данным Белстата, ВВП за январь-май замедлился до 96,6%.Путин отреагировал на попытки западных стран "отменить Россию" >>>Форум регионовТакая динамика ВВП, по мнению Дмитрия Ярошевича, была ожидаемой. Беспрецедентное внешнее давление потребовало огромного пласта работы госорганов и отраслей по перестройке производственных процессов и сбытовых цепочек, выходу на новые рынки. Заместитель министра экономики обращает внимание на то, что на рынке дружественной России с уходом иностранных компаний открываются огромные ниши для белорусских товаров. Благодаря своевременно проведенной модернизации в стране есть возможность оперативно нарастить выпуск и удовлетворить нарастающий спрос. Этому как раз способствовал IX Форум регионов Беларуси и России, на минувшей неделе завершившийся в Гродно.Сумма заключенных контрактов на нем превысила 65 миллиардов российских рублей. Около 70 % из них – на продукцию машиностроения, лифтовое оборудование и товары других предприятий тяжелой промышленности. Выделенные Россией $1,5 млрд на импортозамещение в Беларуси тоже можно рассматривать как одну из мер стимулирования экспорта. По словам министра промышленности Беларуси Петра Пархомчика, эти средства предоставят автомобилестроительным предприятиям. В первую очередь – МТЗ, "Амкодору", Гомсельмашу, БелАЗу, производителям подшипников. В целом выпуск белорусской импортозамещающей продукции в 2022 году достигнет $4,5 млрд.Менеджмент предприятий Беларуси демонстрирует оптимизм – Ярошевич >>>На форуме регионов в Гродно КАМАЗ подписал масштабную программу по кооперации с Республикой Беларусь, в которой задействовано большое количество белорусских предприятий. В их числе "Автокомпоненты", БелОМО, Минский моторный завод. Они представляют как раз те сегменты производства (автозапчасти, приборостроение), которые востребованы в обеих странах. В свою очередь МТЗ, МАЗ подписали аналогичную программу с Российской Федерацией. Промышленные гиганты на кластерной основе вовлекают в кооперацию и более мелкие предприятия, частный бизнес. Результат вполне осязаем. В мае Беларусь побила исторический рекорд экспорта в Россию, за месяц он составил $1,653 млрд в эквиваленте, показав рост почти на 30% по сравнению с прошлым годом.В настоящее время отмечается улучшение для Беларуси соотношения экспорта и импорта в торговле с Российской Федерацией. Покрытие импортных поставок из России экспортными из Беларуси в мае 2022 составило 92,6% ($92,6 экспорта на $100 импорта) против 70,8% годом ранее. Внешнеторговое сальдо с Россией в мае осталось отрицательным (минус $132,7 млн), но оно заметно выросло по сравнению с прошлым годом (минус $527,6 млн). За май удельный вес России в экспорте товаров из Беларуси составил 59,6%, в импорте – 66,3%.Мнение автора может не совпадать с позицией редакцииСамые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!Также на Sputnik:
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/03/1d/1061690273_425:0:3156:2048_1920x0_80_0_0_e7f30dd4d74d0691e41937513c21add8.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
колумнисты, экономика , экспорт, калийные удобрения, мировой калийный рынок
колумнисты, экономика , экспорт, калийные удобрения, мировой калийный рынок
Логистика в условиях санкций: как Беларусь перестраивает экспорт
Сбылось пророчество владельца портового терминала BKT Игоря Удовицкого, три года назад написавшего, что 2019-й был последним годом, когда грузооборот порта Клайпеда рос. Беларуси же предстоит выстраивать логистику и обкатывать новые маршруты.
Строительство Беларусью собственных портовых мощностей на базе глубоководного перегрузочного комплекса "Бронка" под Санкт-Петербургом, ход которого
проинспектировал Александр Лукашенко, демонстрирует способность кризисного реагирования в условиях западных санкций.
Именно через "Бронку" сейчас идут поставки белорусских калийных удобрений. Санкционные преграды заставили пересмотреть экспортную стратегию не только отрасли, но и страны в целом, еще теснее координировать ее с Россией на союзном уровне.
Приоритетность задачи формирования альтернативных логистических цепочек для экспорта товаров белорусского производства была подтверждена в ходе недавнего
Форума регионов Беларуси и России в Гродно. А во время встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге президент Беларуси Александр Лукашенко поблагодарил российского коллегу Владимира Путина за поддержку проекта строительства портового комплекса в Бронке.
Переформатирование логистики поставок калийных удобрений на внешние рынки тестирует союзные механизмы взаимодействия в стрессовых режимах функционирования, является вкладом в обеспечение продовольственной безопасности всего мира. Не случайно именно союзные экспорт и логистика были в фокусе переговоров двух лидеров.
После того как в результате блокировки Литвой калийного транзита из Беларуси порт в Клайпеде оказался закрытым, страна осваивает альтернативные маршруты поставок. Некоторое время, пока идет строительство белорусского портового комплекса, для калийного экспорта будут использоваться мощности самой "Бронки", являющейся самым современным портом Северо-Западного региона для проектных, генеральных, накатных и контейнерных грузов.
Удешевление логистики достигается за счет контейнеризации калийных удобрений, которые в мешках помещаются в контейнеры – при такой "утрамбовке" и бесперебойной работе потенциал "Бронки" по перевалке калия составляет 10–12 млн тонн, что способно полностью заместить объем белорусских поставок.
Правда, у России есть и свои поставщики, но через два года подоспеет белорусский терминал с пропускной способностью около 20 млн тонн в год. Так что прощай, Клайпеда!
Сбылось печальное для Литвы "пророчество" владельца портового терминала BKT Игоря Удовицкого, который три года назад писал, что 2019-й был последним годом, когда грузооборот порта Клайпеда рос.
Еще тогда он обратил внимание на абсурдность ситуации, когда транзит белорусских калийных удобрений был, по сути, единственным грузопотоком, способным в среднесрочной перспективе обеспечить Клайпедскому порту увеличение объемов грузоперевалки.
Но именно этот бизнес заблокирован в Литве государственными структурами и всячески дискредитируется. Что ж, таков "европейский" выбор литовской элиты. Беларуси же предстоит обкатывать новые маршруты, выстраивать логистику, формировать конкурентоспособный тариф.
Экспорт белорусского калия в последние годы приносил стране до
$3 млрд выручки в год. Западные санкции создали дефицит на калийном рынке, взвинтили цены, поэтому, даже если несколько упадут обороты поставок, потерь выручки не произойдет.
Стоимость калия в настоящее время превышает на мировом рынке $900 за тонну, тогда как еще в мае она составляла $700. На Балтике цена сейчас составляет $900, в Бразилии – $1040, в Юго-Восточной Азии – $975 за тонну.
Для белорусского калия это очень хорошая конъюнктура, позволяющая потеснить на рынке даже некоторых мировых игроков. Его основными покупателями остаются Бразилия, Индия, Китай, в который с конца прошлого года начали отправлять продукт по суше контейнерными поездами. Под такие отгрузки на предприятии были построены новые фасовочные линии. В целом белорусский калий поставляется более чем в 130 стран.
По словам заместителя министра экономики Беларуси Дмитрия Ярошевича, сейчас происходит глубокая трансформация внешнеэкономической деятельности, тем предприятиям, которые реализовывали значительные объемы своей продукции на рынки недружественных стран, объективно требуется время на перестройку бизнес-моделей. Вместе с тем, за 4 месяца этого года белорусский экспорт превысил импорт на 1,3 млрд долларов, и это максимальное значение положительного торгового сальдо за последние 9 лет.
Безусловно, санкции повлияли на реструктуризацию экспортно-импортных операций, но сохранению нарастающей экспортной динамики способствует реализация соответствующих указов главы белорусского государства.
Так, согласно Указу № 466, Министерство финансов осуществляет компенсационные выплаты банку-нерезиденту по кредитам, выданным покупателю белорусской продукции. В соответствии с Указом № 534 банки-резиденты предоставляют экспортные кредиты по различным ставкам. А недавно подписанный Указ президента № 215 позволяет организациям-экспортерам привлекать транспортно-экспедиционные компании резидентов и нерезидентов Беларуси с возможностью заключения договоров без проведения конкурса.
Ключевым внешнеторговым партнером Беларуси в 2022 году остается Россия, на второе место поднялся Китай, поменявшись местами с Украиной, которая заняла третье. Товарооборот с Россией за январь-апрель составил $ 12 650,9 млн (+10,1% к уровню 2021 года). Товарооборот с Китаем в январе-апреле 2022 вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $ 1 602,9 млн. Экспортная выручка от поставок в Китай показала взрывной рост, составив $ 441,3 млн (+62,9%).
Так происходит переформатирование белорусского экспорта, при этом, по данным Белстата, ВВП за январь-май замедлился до 96,6%.
Такая динамика ВВП, по мнению Дмитрия Ярошевича, была ожидаемой. Беспрецедентное внешнее давление потребовало огромного пласта работы госорганов и отраслей по перестройке производственных процессов и сбытовых цепочек, выходу на новые рынки.
Заместитель министра экономики обращает внимание на то, что на рынке дружественной России с уходом иностранных компаний открываются огромные ниши для белорусских товаров. Благодаря своевременно проведенной модернизации в стране есть возможность оперативно нарастить выпуск и удовлетворить нарастающий спрос. Этому как раз способствовал
IX Форум регионов Беларуси и России, на минувшей неделе завершившийся в Гродно.
Сумма заключенных контрактов на нем превысила 65 миллиардов российских рублей. Около 70 % из них – на продукцию машиностроения, лифтовое оборудование и товары других предприятий тяжелой промышленности.
Выделенные Россией $1,5 млрд на импортозамещение в Беларуси тоже можно рассматривать как одну из мер стимулирования экспорта. По словам министра промышленности Беларуси Петра Пархомчика, эти средства предоставят автомобилестроительным предприятиям. В первую очередь – МТЗ, "Амкодору", Гомсельмашу, БелАЗу, производителям подшипников. В целом выпуск белорусской импортозамещающей продукции в 2022 году достигнет $4,5 млрд.
На форуме регионов в Гродно КАМАЗ подписал масштабную программу по кооперации с Республикой Беларусь, в которой задействовано большое количество белорусских предприятий. В их числе "Автокомпоненты", БелОМО, Минский моторный завод. Они представляют как раз те сегменты производства (автозапчасти, приборостроение), которые востребованы в обеих странах.
В свою очередь МТЗ, МАЗ подписали аналогичную программу с Российской Федерацией. Промышленные гиганты на кластерной основе вовлекают в кооперацию и более мелкие предприятия, частный бизнес. Результат вполне осязаем. В мае Беларусь побила исторический рекорд экспорта в Россию, за месяц он составил $1,653 млрд в эквиваленте, показав рост почти на 30% по сравнению с прошлым годом.
В настоящее время отмечается улучшение для Беларуси соотношения экспорта и импорта в торговле с Российской Федерацией. Покрытие импортных поставок из России экспортными из Беларуси в мае 2022 составило 92,6% ($92,6 экспорта на $100 импорта) против 70,8% годом ранее. Внешнеторговое сальдо с Россией в мае осталось отрицательным (минус $132,7 млн), но оно заметно выросло по сравнению с прошлым годом (минус $527,6 млн). За май удельный вес России в экспорте товаров из Беларуси составил 59,6%, в импорте – 66,3%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен! Лукашенко: в течение 2 лет в России
должны появиться белорусские порты