00:09 22 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD2.21
  • EUR2.39
  • 100 RUB3.44
Экономика
Получить короткую ссылку
Вопрос поставок нефти в Беларусь (85)
152932

Бесперебойные поставки черного золота на НПЗ в Новополоцке и Мозыре оказались под угрозой. Откуда белорусская нефтянка может черпать сырье и есть ли альтернатива российской нефти, разбирался Sputnik.

Високосный 2020 год начался для белорусской нефтехимической отрасли с холодного душа. Отсутствие контракта на поставки российской нефти заставило концерн "Белнефтехим" не только скрести по сусекам, но и искать другие источники сырья для НПЗ.

Заводы в Новополоцке и Мозыре могут переработать в год 18 миллионов тонн нефти в совокупности. В последние годы Беларусь получала от России 24 миллиона тонн стратегического сырья в год. Дополнительный объем нефти перетамаживался и шел напрямую на экспорт.

Каждый белорусский НПЗ способен переработать порядка 750 тысяч тонн нефти в месяц. Такие объемы сырья обеспечивались со времени введения предприятий в строй магистральным трубопроводом "Дружба".

Сейчас на НПЗ страны идет нефть от компаний, принадлежащих российскому бизнесмену и большому другу белорусского лидера Михаилу Гуцериеву. Только его компании согласились в январе поставить без премии в 10 долларов 650 тысяч тонн.

Получается, что объемы сырья на приемлемых для Минска условиях не могут закрыть потребности белорусской нефтехимической отрасли. Другие российские компании пока настаивают на сохранении премии в 10 долларов на каждую поставленную тонну нефти, что и остается предметом переговоров двух сторон.

Норвежский "батька"

Вчера стало известно, что на новополоцкий "Нафтан" будет поставлено 80 тысяч тонн нефти из Норвегии. Точные коммерческие условия не раскрываются, но уже сейчас известно, что потечет тоненький ручеек нефти по железной дороге из литовской Клайпеды.

Порт на Балтике физически может перевалить не более 3,5 миллиона тонн нефти в год. Таким образом, литовцы могут покрыть треть всех объемов только одного из двух НПЗ в Беларуси. При этом важно помнить, что перевалка нефти подобным образом обойдется в дополнительные 20 долларов на тонну.

В итоге стоимость норвежской нефти будет состоять для Минска из коммерческой цены плюс расходы на логистику. При этом нужно учитывать, что, по информации концерна "Белнефтехим", российская нефть обходится Синеокой в 83% от уровня мировых котировок.

Это сравнение важно, потому что в Беларусь придет норвежская нефть сорта Johan Sverdrup с одноименного месторождения. По своим качествам он сопоставим с российским сортом Urals. В будущем этот сорт нефти станет одним из конкурентов для российской нефти, потому что норвежское месторождение крупнейшее в Северном море.

Неудивительно, что его назвали в честь первого премьер-министра Юхана Свердрупа, которого называют отцом Норвегии, потому что при нем состоялся переход к парламентской монархии. 

Альтернативы на самом деле нет

Россия в любом случае сохранит за собой около 90% белорусского нефтяного рынка, уверен главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго.

Как пояснял корреспонденту Sputnik специалист, НПЗ в Беларуси, Польше, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии изначально были адаптированы для переработки российского сорта Urals.

Получается, что все заводы, которые "сидят" на нефтепроводе "Дружба", изначально были ориентированы на сырье, которое характеризуется достаточно большой плотностью и содержанием серы.

"Совершенно другую нефть белорусские заводы не могут потребить. Поэтому то, что мы привезем с моря, должно быть похоже на Urals или подходить для смешивания с Urals", – пояснил Андрей Вериго.

При этом он выразил мнение, что "сегодня мир пришел к тому, что нужно выходить на открытые рынки, идти в море, брать нефть и везти к себе на сушу. Да, этой нефти будет мало, допустим, максимум 20% от всего объема. Она будет самая дорогая по логистике".

Главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" констатировал, что поставки нефти из других источников призваны гарантировать бесперебойную работу белорусских нефтехимических заводов.

При этом Андрей Вериго назвал сохранение доли России на нашем рынке в ближайшие годы экономически неизбежным и целесообразным.

Слово за Нур-Султаном и Баку

В конце 2019 года Беларусь и Казахстан подписали протокол поставок казахстанской нефти в объеме 3,5 миллиона тонн. О стоимости ничего не сообщалось, способ поставок тоже пока не согласован.

Белорусская сторона, как и партнеры в Казахстане, считает оптимальным вариантом поставки прокачку сырья по трубопроводу. При реализации данного варианта нужно будет подключать к переговорному процессу и Россию, по территории которой эта труба и проходит.

Важно также учитывать, что в Казахстане добывается нефть сортов Tengiz, Tengiz Light и CPC Blend. Данные сорта относятся к легким видам нефти, а значит, чтобы их переработать, все равно придется использовать российскую Urals.

Аналогичным образом дела обстоят и с азербайджанской Azeri Light. Только логистика из Азербайджана еще сложнее. Реверс Одесса-Броды все еще остается предметом мечтаний, а значит, сырье придется везти танкером до украинского порта, а затем переваливать по железной дороге. Подобный опыт поставок нефти на Мозырский НПЗ уже имеется, и оказался он дорогостоящим.

Для полного понимания картины можно сравнить цифры поставок.

Не шпротами едиными

В ходе своего недавнего визита в белорусскую столицу премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш обсуждал не столько вопросы проведения совместного Чемпионата мира по хоккею в 2021 году, сколько поставки нефти.

Латвия обладает всей необходимой для этого инфраструктурой в портах Вентспилса и Риги. Но в случае с норвежской нефтью логистическое плечо из литовской Клайпеды при поставках по "железке" короче.

Совсем иначе могла бы сложиться история, если бы функционировал нефтепровод Полоцк – Вентспилс, с которым связана давняя история судебных процессов.

В середине лета 2018 года Латгальский суд принял решение в пользу белорусской компании в деле нефти, которую LatRosTrans изъяла из нефтепровода и успела продать.

"Полоцктранснефть Дружба" судилась за 150 218 тонн технологической нефти с 2010 года. За это время дело было рассмотрено в нескольких инстанциях и завершилось в пользу белорусской компании.

В случае если суд отклонит апелляцию LatRosTrans, ей придется выплатить компенсацию белорусской компании. Правда, в настоящее время у латвийской компании нет средств для этого, и тогда ее имущество, а именно нефтепроводы, может быть передано в собственность "Полоцктранснефть Дружба".

Кришьянис Кариньш не преминул напомнить, что с конца прошлого года латвийские порты контролируются государством. Теперь суд по нефти с участием белорусской компании может сдвинуться с мертвой точки. Если белорусская компания окажется владельцем нефтепроводов в Латвии, то она сможет переваливать через Вентспилский порт столько, сколько позволит законсервированная с 2010 года труба.

Компромисс будет найдет?

Несмотря на все усилия, предпринимаемые белорусской стороной для обеспечения альтернативных поставок нефти, все сырье, поступающее из других источников, не может стать заменой российскому сырью, что признают даже отечественные специалисты.

Значит, впереди еще новые раунды переговоров Минска и Москвы, которые наверняка закончатся новым контрактом. Договоренность по методике и подходам компенсации для Беларуси за "грязную" нефть, которой достигли вице-премьеры Ляшенко и Козак, только подтверждают данный тезис.

Читайте также:

Темы:
Вопрос поставок нефти в Беларусь (85)
Теги:
Латвия, Норвегия, Россия, Беларусь, нефть

Главные темы

Орбита Sputnik