МИНСК, 15 дек – Sputnik. Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Артем Сикорский заявил, что пилот экстренно приземлившегося из-за ложного сообщения о минировании в мае в аэропорту Минска самолета Ryanair нарушил инструкцию, посадив борт в белорусском аэропорту, а не в Вильнюсе.
Ранее американское издание выступило с утверждением, что белорусский диспетчер Олег Галегов дал польским следователям показания. По ним переданное пилоту самолета сообщение о возможной бомбе на борту было заведомо ложным.
По словам Сикорского, "этот информационный вброс" произошел в тот момент, когда Минск просил власти Польши и комиссию Международной организации гражданской авиации (ICAO) предоставить данные объективного контроля, в частности записи переговоров вильнюсского диспетчера с пилотом и внутрикабинных переговоров.
"Мы даже не знаем, о ком идет речь. Перебежчик. У нас есть несколько диспетчеров, которые увольнялись и уезжали. Но мы не знаем, с кем это был разговор… Нас обвиняют, что мы проводили какую-то спецоперацию. Тогда зачем мы ее делали в присутствии иностранного гражданина?" – сказал Сикорский в интервью телеканалу "Беларусь 1".
Он назвал вброс польских властей "дешевым и непродуманным", потому что там много неясностей.
"Это (заявление польской прокуратуры – Sputnik) делается для людей, которые вообще не понимают в авиации. Прокуратура Польши заявила, что на борту не было бомбы. Так конечно, когда самолет сел, он был досмотрен специалистами. Они сказали, что на борту ничего нет и отпустили. Мы не экстрасенсы и не знаем, что там в воздухе происходит", –отметил Сикорский.
Пилот сам нарушил инструкцию
Решение о посадке самолета в Минске принимал командир самолета, пояснил Сикорский, уточнив, что диспетчер не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности, – такая норма предусмотрена всеми международными правилами и стандартами.
"Что значит для летчика код "красный" (сигнал ЧП – Sputnik)? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме", – сказал Сикорский. И добавил, что на момент разворота самолета ближайшим был аэродром Вильнюса – в 70 километрах от борта. Но признаков того, что самолет снижается или сбрасывает скорость для входа в посадочное положение, не было.
По словам Сикорского, в такой ситуации "возникает вопрос, почему литовский пилот на польском самолете – он был зарегистрирован в Польше – нарушил инструкцию?"
Предположения СМИ, что диспетчер консультировался с сотрудником КГБ, передавая пилоту код "красный", Сикорский назвал абсурдными.
"Получается, что "сотрудник", наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс… Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве, по-моему, ближе, чем до Минска… должен был полететь в Вильнюс", – отметил глава департамента.
Сикорский указал на то, что белорусские авиационные власти до сих пор не получили данные переговоров в кабине самолета.
"Дайте переговоры (пилота – Sputnik). Может, на этом все (расследование инцидента – Sputnik) и закончится. По тем материалам, которые мы видели в промежуточном отчете ICAO, там не написано, что предоставлены переговоры между пилотами в кабине…" –сказал он.
Санкции ударили по Западу
Директор департамента по авиации также заявил, что ICAO затягивает расследование инцидента с посадкой самолета Ryanair в Минске. Кроме того, введение санкций в отношении белорусских авиаперевозчиков не на руку самим западным партнерам.
"Не думаю, что в интересах партнеров усугублять ситуацию. Есть ощущение, что они сами хотели бы как-то решить эту проблему", – сказал Сикорский в эфире телеканала "Беларусь 1".
По словам Артема Сикорского, пока европейские партнеры молчат – все стороны теряют деньги, потому что авиаотрасль – дело прибыльное. Поэтому "не выгодно европейским партнерам имитировать жесткие действия", отметил Сикорский.
Он напомнил, что авиационные власти республики подали жалобу в ICAO по поводу незаконной воздушной блокады и санкций в отношении белорусских перевозчиков, но почему-то в организации "не хотят эти жалобы рассматривать".
Впрочем, как утверждает Сикорский, к любой ситуации можно адаптироваться. В пример он привел коронавирус.
"В 2020 году не было санкций, тогда ковид ударил гораздо жестче, чем санкции", – заявил он, указав на то, что перевозчик и вся авиаотрасль страны ищет новые форматы в своей работе.
Сикорский также отметил, что Беларусь уже привыкла оказывать сопротивление давлению Запада, но не исключил того, что страны ЕС могут найти новые причины для воздействия на страну.
При этом белорусские авиационные власти намерены добиться компенсации убытков и упущенной прибыли из-за санкций. Их Минск считает незаконными.
Инцидент с самолетом
Самолет Ryanair совершил посадку в минском аэропорту из-за сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось.
Белорусские правоохранители сняли с рейса Романа Протасевича, который являлся основателем признанного экстремистским в Беларуси Telegram-канала Nexta. Он и его девушка были задержаны в аэропорту.
ЕС осудил такие действия и ввел ограничения для полетов европейских авиакомпаний над республикой, также белорусским авиаперевозчикам запретили использовать воздушное пространство над Европой и приземляться в европейских аэропортах.
Читайте также:
ICAO затягивает отчет по Ryanair, чтобы оправдать санкции - Сикорский
Департамент авиации: инцидент с Ryanair – европейская провокация
Сикорский о санкциях: не будет американских самолетов - будут российские