План Б, Х и М белорусского МИДа – внешнеполитические итоги года

Весь год прошел под знаком ожидаемых прорывов по основным магистральным направлениям международного сотрудничества – обещали дешевые визы с ЕС и ясность в отношениях с Россией, но к концу года решений ни по одному из этих вопросов так толком и не случилось.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Этот год выглядел прорывным во внешней политике Беларуси. Во всяком случае, на западном направлении точно: возобновились контакты с США, стороны договорились о возвращении послов в Минск и Вашингтон, Александр Лукашенко впервые за последние годы выехал с визитом в ЕС, подготовлены к подписанию соглашения с Евросоюзом, которые наконец сделают шенген более доступным для белорусов.

В МВД рассказали, когда шенген для белорусов подешевеет до 35 евро

На восточном направлении весь год тоже ждали… если не прорыва, то ясности: так строят Беларусь и Россия Союзное государство или продолжают переговариваться о строительстве и текущих проблемах? Определиться с ответом должны были сначала к 8 декабря, потом к 20-му…  Но так и не определились. Условились продолжить работу.

Кроме того, Беларусь на разных международных форумах и встречах последовательно выступала со всевозможными громкими инициативами, говорила о необходимости нового плана, который позволил бы снять напряжение в мире.

Полезные инициативы, возможно, и были услышаны, но практического продолжения белорусские идеи пока не получили.

План Б

О плане Б – действиях Минска на случай, если не удастся договориться с Москвой об экономике и интеграции – министр иностранных дел Владимир Макей говорил осенью журналистам негосударственных СМИ.

МИД: нет смысла подозревать Беларусь в уходе на Запад

К тому моменту он уже вернулся из Нью-Йорка с Генассамблеи ООН, где рассказал о попытках российской стороны включить в новый интеграционный документ "неприемлемые предложения" о создании наднациональных структур и о том, что без решения болезненных для Беларуси вопросов по цене на газ, налоговому маневру и доступу белорусских продуктов на российский рынок обсуждать дальнейшую интеграцию не получится.

"И, естественно, я думаю, что если они не будут решены, то говорить о подписании программы дальнейших действий будет трудно, потому что мы не поймем логики наших партнеров", – сказал Владимир Макей журналистам РБК в Нью-Йорке

Белорусские журналисты уже в Минске уточнили: так а если все-таки договориться с Россией не удастся, есть ли у белорусского правительства план Б – понимание, что делать и как выживать без российских энергоносителей и рынка сбыта. Министр заверил, что есть.

"Что касается предположения, что такая ситуация случится, и "плана Б", то думаю, что руководство любого государства должно думать о возможных вариантах, когда может затормозиться развитие экономики", – сказал тогда глава МИД.  

Но при этом он выразил надежду, что договориться удастся…

Пока не получается. Развязку ждали 8 декабря – в годовщину подписания Договора о создании Союзного государства. Президенты в этот день встретились, проговорили около пяти часов, но к прессе так и не вышли. О том, что обо всем договориться не удалось, журналистам тогда пришлось рассказывать белорусскому послу в Москве Владимиру Семашко.

Была надежда, что вопросы снимут 20 декабря, но накануне случилась большая пресс-конференция Владимира Путина, где он предельно четко обозначил российскую позицию в вопросе интеграции с Беларусью: дотировать экономику другой страны за счет дешевых энергоносителей – это "странновато". Хотя добавил, что при желании сторон все возможно.

Путин рассказал о кредитах, дотациях, нефти и газе для Беларуси

"Для этого нужны общие правила в виде законов, в том числе в сфере налогового обложения, в сфере дотационной политики, в сфере поддержки из бюджетов различных уровней. Для этого даже нужны общие наднациональные органы: контрольные и эмиссионные", – сказал Владимир Путин. 

В общем, и 20-го не договорились. Из 31 дорожной карты нерешенными остались три вопроса – нефть, газ и налоги.

На этом фоне пришедшая под Новый год новость о конкретных сроках отмены роуминга с Россией оказалась тоже с привкусом тревоги. Дата есть, но вступит это все в силу только в рамках пакетного соглашения, уточнил министр экономического развития России Максим Орешкин. Иными словами, если удастся согласовать все до единой дорожные карты.

А потом все еще больше запуталось. Первый вице-премьер Дмитрий Крутой в Минске рассказал журналистам, что стороны почти обо всем договорились. А работа по нерешенным вопросам будет завершена в ближайшие дни. 

И в этот же день в Подмосковье российский премьер рассказал о содержании 31-й дорожной карты, которая посвящена "дальнейшей интеграции, включая такие институты, как наднациональные органы, единая валюта и единый эмиссионный центр". Но ведь белорусские власти весь этот год утверждали, что обсуждают и согласовывают только экономику…

И опять посыпались комментарии и реакция на комментарии.

Послы…

На западном направлении в этом году тоже кипела работа. Причем довольно результативная. Во-первых, решено, что в Минск и Вашингтон возвращаются послы. Договоренность об этом была достигнута во время визита в Беларусь заместителя госсекретаря США Дэвида Хэйла. Послы были отозваны еще в 2008 году – после негативной оценки очередных белорусских выборов и введения американских санкций.

И вот спустя 11 лет по просьбе госсекретаря США Майка Помпео в Минск приехал Хэйл и заявил о готовности снова развивать отношения.

Посол США вернется в Минск после снятия ограничений

Вообще, весь этот год белорусские чиновники активно общались с американскими коллегами. До Хэйла Александр Лукашенко провел в Минске "ознакомительную беседу" с советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. Позже с Болтоном в Варшаве пообщался еще государственный секретарь Беларуси Станислав Зась, в компании коллег из Польшы, Литвы и Украины обсудил вопросы региональной и глобальной безопасности.

Несколько раз в течение года в Минск приезжал зампомощника госсекретаря США Джордж Кент, а в ноябре с ним уже в США снова встретился замглавы МИД Олег Кравченко.

А в декабре Минск и Вашингтон впервые в истории двусторонних отношений подписали договор об открытом небе.

Однако главный вопрос этих двусторонних отношений  – так когда же в Минске появится американский посол – пока остается без ответа.  Это длительная процедура, говорят дипломаты.

Дальше больше. Накануне Нового года стало известно, что в Минск едет Майк Помпео. Его ждали в начале января – обсуждать, как сказали в МИД, "весь спектр вопросов белорусско-американских отношений и тематику региональной безопасности". Но визит, который мог бы стать первым визитом госсекретаря США в Беларусь за последние 25 лет, отложился из-за событий в Багдаде.

…и визы

35 или 80. Вот главная интрига, которая мучила почти весь этот год активно путешествующего белоруса.

Ведь вроде уже почти договорились. Согласно визовому соглашению с ЕС, визы для белорусов должны подешеветь с 60 до 35 евро. О том, что переговоры по соглашениям – визовому и о реадмиссии – завершены, стало известно в мае.

В сентябре согласие подписать оба документа дал Александр Лукашенко, позже свое согласие дал Европарламент.

Визит Лукашенко в Австрию: верность принципам и сигнал Западу

Ближе к Новому году стало известно, что делегация ЕС предлагает подписать документы в январе 2020 года

Однако после этого их еще должны будут ратифицировать Европейский парламент и национальное собрание Беларуси. А вступят в силу соглашения только через два месяца после принятия обеими сторонами. В любом случае – к февралю не успевают.

А с февраля Евросоюз увеличивает консульский сбор для граждан третьих стран, в том числе и белорусов, до 80 евро. Белорусский МИД попытался сгладить ситуацию, обратился к ЕС с предложением "заморозить" стоимость виз для белорусов на уровне 60 евро до того момента, пока не вступит в силу двустороннее соглашение… Но ответа пока нет.

При этом судьба договора о Приоритетах партнерства, который должен был стать ступенькой к заключению Базового соглашения с Евросоюзом, тоже остается неясной. Работа в этом направлении по сути оказалась заблокирована из-за позиции Литвы, которой не нравится БелАЭС.

Планы Х и М

У Беларуси по-прежнему нет никаких особых преимуществ, чтобы заявить о себе как об априори весомом игроке на международной арене. А вес нужен, чтобы проще было вести экономические переговоры на востоке или политические – на западе.

Однажды Беларусь уже попробовала себя в роли миротворца – когда в феврале 2015 года предоставила площадку для переговоров по украинской ситуации. В Минск тогда приезжали главы Германии, Франции, России и Украины. Беларусь оказалась в топе новостей и сопричастной большой политике.

Вучич: Сербия поддерживает инициативы Лукашенко по "Хельсинки-2"

В 2017 году белорусский президент выступил с инициативой нового Хельсинкского процесса. По его словам, в мире растет напряжение, а "Хельсинки-2" мог бы стать основой для широкого диалога, который позволил бы преодолеть существующие между странами Евроатлантики и Евразии противоречия.

С тех пор эта белорусская идея неоднократно звучала на самых разных форумах и встречах. Но какой-либо видимой практической реакции на нее пока не последовало. Во время недавнего визита в Минск министра иностранных дел Финляндии местные журналисты у него даже спросили: что сделать, чтобы большие страны услышали маленькую Беларусь, которая предлагает решение серьезной проблемы? Нечего тут пока не поделаешь, дал понять Пекка Хаависто.

"Немного рано, преждевременно обсуждать эти вещи до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт в Украине. В том числе, вопрос о проведении саммита по аналогии с тем, который состоялся в Финляндии. Этот шаг должен следовать за выполнением Минских соглашений и полным урегулированием конфликта в Донбассе", – сказал тогда белорусам глава МИД Финляндии.

Ближе к концу года белорусские дипломаты заговорили о еще одном плане – условно М. О том, что европейскому региону нужен новый "план Маршалла", глава МИД Беларуси Владимир Макей говорил на 26-м заседании Совета глав МИД ОБСЕ в Братиславе.

По его словам, в рамках этого плана все государства – участники ОБСЕ инвестировали бы в создание надежных механизмов безопасности.

Оригинальный "План Маршалла", напомним, представлял собой экономическую программу помощи Западной Европе со стороны США после Второй мировой войны. Эта программа должна была содействовать установлению послевоенного мира в регионе. Белорусская версия "плана Маршалла", судя по всему, предлагает инвестиции не в экономику, а в безопасность. Причем донорами должны стать все страны ОБСЕ.

"Беларусь готова инвестировать, наряду с другими государствами-единомышленниками, в поиск решений для перевода господствующей парадигмы конфликта в парадигму безопасности на основе сотрудничества, основанного на взаимодействии", – сказал тогда министр.

Подводя итог, можно сказать, что белорусская внешняя политика в текущем году была очевидно яркой и многовекторной. Были и громкие заявления, и большие надежды.

И, похоже, продолжение следует…