На МАЗе рассказали об импортозамещении и производственной независимости
16:31 27.10.2022 (обновлено: 12:43 16.11.2022)
© Sputnik / Алексей Даничев
/ Подписаться
Эксклюзив
Минский автомобильный завод уже больше года находится под санкциями. После прекращения западных поставок для пассажирской и грузовой техники предприятие перешло на отечественные комплектующие, и только выиграло.
Какую технику завод выпускает сейчас, какие программы по импортозамещению планируется реализовать и как предприятие взаимодействует с Россией – об этом и не только Sputnik рассказали на Минском автомобильном заводе.
Что завод производит сейчас?
В данный момент под маркой "МАЗ" с конвейера завода сходят седельные тягачи, самосвальная техника, шасси под установку различного спецоборудования, а также коммунальная и пассажирская техника.
МАЗ – один из крупнейших производителей самосвалов. В условиях возросшей конкуренции на мировых рынках сбыта предприятие разработало линейку полноприводных самосвалов с колесными формулами – 4х4, 6х6 и 8х8. Кроме того, совершенствуется производство седельных тягачей с колесной формулой 6х2 с подъемной осью, а также техники, работающей на альтернативных источниках топлива.
© Photo : МАЗЭлектробус МАЗ
Электробус МАЗ
© Photo : МАЗ
С 1992 года на заводе производится пассажирская техника. Речь об автобусах (городские, пригородные, междугородние, туристические и специальные) различных моделей в многочисленных версиях исполнения. Кроме того, идет работа по выпуску троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Их производство налажено в Жодино.
В Бресте на заводе "БРЕСТМАШ" с 2019 года ведется производство грузовых, пассажирских и специальных микроавтобусов МАЗ. Например, недавно на этом предприятии начали делать базовые шасси для карет скорой помощи.
Кроме того, сейчас на Минском автомобильном заводе налажен выпуск электробусов, первый экземпляр был произведен в 2020 году.
Мост на "КАМАЗ"
Планируется, что производственные мощности МАЗа будут задействованы в интеграционных российско-белорусских программах импортозамещения. Руководство завода в этом плане сейчас прорабатывает сотрудничество с ведущими представителями российского автопрома – "КАМАЗом" и "Группой ГАЗ". Речь идет о кооперации производства отдельных деталей и узлов на Минском автозаводе.
"В частности – возможность применения определенных моделей ведущих мостов производства Минского автозавода для комплектации автомобилей ПАО "КАМАЗ", – уточнили на предприятии.
Минский автомобильный завод
© Sputnik / Егор Еремов
/ Ключевой рынок – Россия
На протяжении последних лет рынок РФ для МАЗа – ключевой. Ранее белорусскому производителю приходилось жестко конкурировать с европейскими брендами, сейчас эта ниша стала более свободной.
Некоторое время назад предприятие провело модернизацию заводов холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" по производству рам, мостов, кабин, вложив немало инвестиций в совершенствование технологических процессов.
"Собираемые на территории Республики Беларусь ключевые компоненты исключают зависимость от внешних негативных факторов, позволяют обеспечить значительный уровень унификации в грузовой технике МАЗ, упрощается и сервисное сопровождение техники", – отмечают на предприятии.
Там констатируют, что после прекращения западных поставок завод перешел на отечественные комплектующие. Благодаря этому "удается сохранять независимость собственного производства".
"При этом, безусловно, надо накапливать компетенции и увеличивать выпуск узлов и компонентов. Для этого нужен механизм управления, основанный на договорном принципе, когда ключевые игроки рынка смогут проанализировать и жестко просегментировать рынок, определив долю для каждого производителя. Это станет базой развития наших производств", – говорят на МАЗе.
© Photo : МАЗМусоровозы МАЗ
Мусоровозы МАЗ
© Photo : МАЗ
Следующим шагом станет углубленная кооперация. МАЗ может предложить конкретные проекты, которые будут востребованы не только в Беларуси, но и Российской Федерации. Предприятие готово участвовать в реализации программ ключевых секторов промышленной кооперации. На данный момент перспектива видится в создании совместных предприятий по выпуску компонентов.
"Общеизвестно, и это стало фирменным отличием, что у МАЗа очень хорошо развито производство рам. На заводе функционирует уникальная линия дыропробивки лонжеронов, используется технология катафорезного грунтования и современной порошковой окраски. В технологии производства применяется уникальная линия формовки перегиба лонжерона рамы", – замечает производитель и добавляет, что по кооперации элементы рам может поставлять российским производителям: ГАЗу, УРАЛу, КАМАЗу и другим.
Еще одно направление для кооперации: производство мостов. Проведя небольшую модернизацию и создав дополнительные мощности, МАЗ сможет обеспечить высокотехнологичными ведущими мостами потребности ГАЗа, УРАЛа, КАМАЗа. Также предприятие имеет современное высокотехнологичное производство зубчатых колес.
"Несмотря на сложные внешние обстоятельства, у России и Беларуси есть огромный экономический потенциал в развитии единой промышленной политики и общей экономической платформы", – уверены на предприятии.
Сборочный цех в Стерлитамаке
В настоящий момент МАЗ прорабатывает пилотный проект по организации сборочного производства грузовой техники на площадях одного из старейших промышленных предприятий Башкортостана – заводе "Красный пролетарий" в Стерлитамаке.
Учитывая специализацию предприятия (производит нефтепромысловое оборудование), МАЗ может в полной мере обеспечивать автомобильными шасси производство спецтехники для нужд "Транснефти", "Роснефти" и других нефтедобывающих российских компаний.
Минский автомобильный завод
© Sputnik / Егор Еремов
/ Специалисты МАЗ в августе-сентябре текущего года провели серию переговоров с руководством "Красного пролетария" и определились с первоочередными шагами по реализации проекта сборки. А в конце октября представители стерлитамакского завода приехали на производство МАЗа в Минск – стороны согласовали порядок совместных действий по организации сборочного производства.
"В планах не останавливаться на сборке в Башкортостане автомобильных шасси МАЗ под специальные надстройки для нефтегазовой отрасли и коммунального назначения, а далее организовать сборку самосвальной техники под потребности сельскохозяйственной и строительной отраслей", - отмечают на Минском автозаводе.
Дилерская сеть МАЗа
Централизованные поставки автотехники в Российскую Федерацию идут через официального дистрибьютора – компанию ООО "МАЗ-РУС". В этом году поставщик начал реализовывать проекты по созданию собственных торгово-сервисных центров в РФ.
В октябре 2022 года состоялась закладка камня в честь старта строительства регионального торгово-сервисного центра в Ростове-на-Дону, который строится на базе дочерней компании ООО "МАЗ-РУС" - дилерский центр "Юг". Она в свою очередь будет реализовывать автотехнику МАЗ в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах. В дальнейшем планируется масштабировать данные торгово-сервисные центры на другие регионы РФ.
За последний год было заключено более 10 дилерских договоров с новыми компаниями, которые начали представлять интересы Минского автомобильного завода. Так, например, в сентябре этого года белорусский премьер Роман Головченко открыл в Уфе новый современный дилерский центр по продаже грузовой техники МАЗ совместно с компанией "УРАЛМАШ".
Перепечатка данного материала допускается только с письменного разрешения редакции Sputnik Беларусь.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Спрос на белорусскую технику и электронику в РФ вырос в несколько раз
"Амкодор" построит завод по выпуску зернокомплексов в Уфе
Беларусь представляет передовую технику в Уфе: за что ее любят в РФ?
"Белшина" может заменить Michelin на российском рынке
Заводу в Руденске санкции до фонаря, теперь весь российский автопром – его