Достать соседа: сколько потеряют Беларусь и Литва в "калийной войне"

© БКККалийные удобрения
Калийные удобрения - Sputnik Беларусь, 1920, 11.02.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Литва запретила транзит и перевалку белорусских удобрений, после чего Беларусь решила задействовать российские порты для отправки калия. Сколько денег потеряет Минск и Вильнюс в результате споров и как быстро белорусские удобрения пойдут на экспорт через РФ?
Литовское правительство со 2 февраля прекратило транзит белорусского калия по своей территории. Это связано с американскими санкциями, которые были введены в отношении "Беларуськалия". Латвия также подтвердила, что не будет пропускать калий через свои порты, а норвежская компания Yara заявила о прекращении контракта с партнером из Беларуси. А еще и Эстония объявила о блокировке транзита белорусских нефтепродуктов, которые поставлялись в обход Литвы.
Как говорится, навалилось все и сразу. Правда, Минск решил не оставаться в стороне и ввел ответные меры в отношении Вильнюса: запретил транзит литовских нефтепродуктов и удобрений жд-транспортом по белорусской территории.
Чем закончится санкционное пикирование стран-соседок? Кто потеряет из-за "калийной войны" больше – Беларусь или Литва? И не "стреляет ли" себе в ногу в Минск, вводя ограничения на литовский транзит, усугубляя тем самым и без того непростое санкционное положение? Поговорили с белорусским и российским экспертами также о том, как быстро "Беларуськалий" перенаправит грузовые потоки в РФ.
Беларусь - Литва: прогнозы транспортно-логистической войны - видео>>>

Калий преткновения

Самый большой удар был нанесен именно Литвой в связи с перекрытием транзита калийных удобрений, считает белорусский ученый-экономист, который согласился поговорить со Sputnik на условиях анонимности.
По словам собеседника, Минск мог в нынешнем году получить порядка 3 миллиардов долларов от переброски калия через литовские порты, ведь на удобрения в мире огромный спрос.
"Ничего хорошего в том, что перекрыт транзит калия. Минск очень надеялся на то, что из-за роста спроса на удобрения в мире Вильнюс все же поговорит об ограничениях, но не пойдет дальше этого. Получилось иначе. И это стало в некоторой степени неожиданностью для белорусской стороны", – отмечает он.
"Беларусь может потерять примерно 10% бюджетных поступлений в этом году в связи с литовскими запретами. Может, 8%, но точно не меньше. Уж слишком много прибыли приносил калий. И говорить о том, что сейчас Минск быстро переориентирует грузы в тот же Санкт-Петербург, не приходится", – добавляет эксперт.
По его словам, речь идет об огромных потоках калия – взять миллионы тонн и развернуть в другом направлении очень непросто. Даже с точки зрения логистики, не говоря уже о вопросах транзита и возможностях российских портов.
"Дело в том, что Россия сама экспортирует много своего калия. И для этого нужны специальные терминалы в портах. А они и без того загружены. Поэтому, конечно, процесс переброски небыстрый. Да, есть уверенность в том, что РФ в итоге перевезет белорусские товары, но вопрос – когда?" – уточняет специалист.

Убытки неизбежны

Экономист убежден, что Беларусь пока что будет нести финансовые потери от переориентации грузопотока калия в РФ. По одной простой причине: другое расстояние, другие тарифы. С его слов, было бы выгоднее экспортировать в такой ситуации продукцию через порты Одессы, но Киев поставил палки в колеса Минску – от такой идеи пришлось отказаться.
А что Вильнюс в этой истории: потеряет больше, нежели Минск?
"Говорить о конкретных суммах сейчас сложно: нужно учитывать транзит, стоимость перевалки грузов. Но сейчас понятно, что для Вильнюса это тоже потери ощутимые – речь о миллиардах. Но они пошли на политический принцип. Твердо стоять на своих политических убеждениях в ущерб экономике. Наверняка им западные страны и американцы будут и финансово благодарны за такой поступок. Но не факт, что поддержка перекроет потери", – высказался белорусский экономист.
Аналитик: санкциями против Беларуси Литва толкает себя к кризису и протестам>>>
При этом он считает, что Минск мог и не торопиться с введением ответных мер. Хотя бы потому, что в условиях санкционной политики нужно "скрести по сусекам", извлекать из всего выгоды. Хотя и молчать, конечно, тоже будет странно.
"Ситуация в целом печальная, как для Литвы, так и для Беларуси… Россия не останется в стороне, у Москвы есть геополитическая заинтересованность в этом, а также давний интерес к белорусскому калию. Как ни крути, а в РФ все же живут рынком, а не какими-то иллюзиями по социализму. Поэтому тамошний бизнес точно не отвернется от белорусских удобрений, не исключено и то, что взамен потребует некоторого слияния калийной отрасли Беларуси и РФ, но на своих условиях", – отмечает эксперт.
Президент Литвы призвал бизнес искать новые пути транзита в обход Беларуси>>>

Компенсировать санкционные потери

Сможет ли белорусская сторона компенсировать потери от калия экспортом по другим направлениям? Эксперт полагает, что отчасти да, но не полностью. Хотя бы потому, что остальной экспорт хоть и продолжает рост на фоне пандемии, но все же ситуация с ценами в мире стабилизируется.
"Не одна Беларусь здесь такая умная и не остановила производства в период коронавируса, рабочие в развитых странах уже возвращаются к станкам, промышленность запускается. Поэтому ожидать роста цен на экспортные товары, как в 2021 году, сейчас не приходится. Парадокс и в том, что бум роста цен идет именно на калий: а здесь начались санкционные передряги", – отметил он.

Что думают в Москве?

А что про ситуацию с калийными санкциями думают в Москве? Известный российский эксперт Семен Уралов убежден, что не только Беларусь, но и Литва понесет большие экономические потери от принятия санкций в отношении "Беларуськалия".
"Но надо понимать, что эти потери заложены в самой государственности Литвы, потому что идея национальная такая у них: убежать от влияния Москвы, в этом смысле и Беларуси тоже. И с учетом той ситуации с миграцией, которая у них сложилась в стране, уехали многие, то это тупиковый путь", – отмечает он.
Лукашенко планирует обсудить с Путиным поставки калия через Россию>>>

Странная стратегия Литвы

По его словам, это приведет к краху экономической модели в прибалтийских республиках, но правящую элиту Литвы, Латвии эти последствия не особо волнуют. Более того, они готовы были к ответным мерам Минска по запрету транзита удобрений и нефтепродуктов.
"Они выбрали такой путь. Они перенастроят свои транзитные пути в обход Беларуси. И это подтолкнет к развитию проект Rail Baltica, который соединит страны Балтии, Польшу и Западную Европу. А заработают на этом всем в итоге поляки, ничего удивительного", – уточнил Уралов.

Контрсанкции Минска

Решение властей Беларуси применять санкционные меры продиктованы беспрецедентным экономическим давлением, убеждены в Москве многие политологи и экономисты.
Они отмечают, что раньше страны-соседки применяли рестрикции в отношении Минска, но он не реагировал на них и не применял ответных мер. В итоге многовекторная политика Беларуси со временем начала восприниматься как слабость.
"Литве дешевле закрыть Клайпеду": эксперт подсчитал эффект от остановки транзита>>>
А потому действия в отношении Литвы эксперты называют оправданными, так как страны в данной ситуации не могут договориться.
"Но важно понимать, что в Беларуси произошел крах экономической многовекторности. И сейчас белорусской элите нужно изучать процессы в РФ, а тут процесссы прагматизации. В мире экономическое время ускоряется, а у Минска есть старая традиция не очень спешить. А сейчас этот медленный разворот курса, это будут серьезные экономические потери", – убежден Уралов.

Россия поможет

При этом в Москве уверены, что серьезных проблем с переброской транзита калия из Литвы в РФ возникнуть не должно.
"Даже если учитывать огромные объемы белорусского калия. Логистику можно и нужно выстраивать. Но есть объективная проблема времени, чтобы осуществить перебросу таких огромных объемов, нужно несколько лет. Потому что в России также бум на перевалку, причалы нужно оборудовать, их нужно строить", – сказал российский эксперт.
Кроме того, полагает Уралов, Минску придется вложиться в развитие транспортной инфраструктуры в направлении Ленинградской области.
"Ужасное состояние железной дороги, нужно вкладывать средства в автодороги между Минском и Санкт-Петербургом. Причем со стороны РФ намного лучше федеральные трассы, нежели с белорусской. То есть все это реально и это будет сделано, но главная проблема – это качество анализа, прогнозирования в Минске. Потому что российская сторона еще в 2018 году говорила о том, что нужно проводить переброску калия через Ленинградскую область, да и не только калия", – подчеркивает он.

Прощание с иллюзиями

Уралов также согласен с мнением многих белорусских и российских аналитиков в том, что власти Беларуси, скорее всего, не верили, что в Литве пойдут на такой серьезный шаг с санкциями.
Как ни крути, а для масштабов литовской экономики это очень большие потери. Всерьез к запрету транзита никто не готовился, и потому сейчас идет столь нервный и спешный поиск альтернатив. Хотя альтернатива тут одна – Россия.
Справиться с возникшей проблемой в одиночку Минску вряд ли сможет. Транзит калийных удобрений без участия в этом процессе РФ попросту невозможен, поскольку пути в ЕС и на Украину, судя по всему, закрыты надолго.
Осталось надеяться, что Минск и Москва найдут взаимовыгодное решение вопроса, и он не станет очередным камнем преткновения на пути белорусско-российской интеграции.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь

Читайте также:

Прекращение транзита нефти из Литвы может вызвать "шторм" в Киеве – эксперт
Калийный синдром: зачем Литва настойчиво бросается под санкционный поезд?
Балтийский циклон: почему санкционный шторм не потопит экономику Беларуси
Лента новостей
0