Ровно месяц остается до проведения выборов президента Беларуси. До регистрации кандидатов кампания находится "в затишье", но новостей, касающихся предвыборной гонки, меньше не становится. Что происходит в эти дни и что будет дальше – в обзоре Sputnik.
На кандидатов – рассчитайсь
Лидер среди альтернативных кандидатов – экс-банкир Виктор Бабарико – по-прежнему находится в СИЗО КГБ. Адвокаты политика пытаются обжаловать как меру пресечения, так и предъявленные обвинения, однако пока безрезультатно.
Впрочем, Бабарико еще остается в гонке: количества засчитанных избиркомами подписей достаточно для регистрации, продолжает работу и штаб. Пока формальных оснований для отказа в регистрации кандидатом (которая состоится 14 июля) нет, но прогнозы делать сложно: никому не известно, что обнаружат после проверки декларации. В том, что эта проверка будет пристальной, сомнений нет.
Над другим альтернативным претендентом – экс-главой ПВТ Валерием Цепкало – также сгустились тучи. Мало скандала вокруг обвинений со стороны турецкого предпринимателя в якобы использовании Цепкало полномочий в своих интересах и получении взяток, так еще и избиркомы "забраковали" больше половины подписей. Если штаб Цепкало не сможет оспорить решения комиссий, то в бюллетень он точно попасть не сможет. Хотя политик заявляет о готовности идти до конца, а в случае необходимости – объединяться с другими штабами.
По сути "обезглавлен" сегодня штаб Светланы Тихановской. Ее муж Сергей Тихановский сам не смог стать претендентом в президенты – находился в СИЗО в момент регистрации инициативных групп. В итоге он стал главой штаба супруги. Сегодня и он, и еще многие активисты из команды Тихановской задержаны, то есть системную работу претендентке организовать будет достаточно сложно, хотя по формальным признакам она должна безболезненно пройти этап регистрации.
Интересна ситуация в команде Сергея Черечня: там достаточно витиевато отвечают на информацию о "приписке" избиркомами подписей. Напомним, речь идет о том, что сам Черечень заявляет о меньшем числе сданных подписей, чем вышло после проверки. Аналогичная информация была и в отношении Анны Канопацкой, однако она быстро смогла пояснить: мол, спрашивали о том, сколько подписей сдала сама, а не сколько в целом по стране.
Понемногу продолжает работу и команда Андрея Дмитриева. О предвыборной активности действующего президента Александра Лукашенко неизвестно ничего – вероятно, до регистрации.
Агитировать (,) нельзя (,) запретить
Отличились в этот выборный процесс местные исполкомы. Согласно законодательству, они определяют места для проведения уличной агитации. В прошлые годы проблем с этим не было, некоторые ограничения были вполне обоснованы: например, запрет на агитационные митинги на паре центральных площадей и у административных зданий.
На этих выборах ситуация кардинальным образом поменялась. Например, в 2015-м Мингорисполком разрешил агитацию "на любых пригодных территориях" с несколькими исключениями. А в 2020-м агитировать можно только в шести местах – и все они на окраинах. И это на двухмиллионный город.
Аналогичная ситуация и в других городах Беларуси – везде созданы достаточно сложные условия для агитации: четко определенные места, находящиеся на удалении от центра.
На сегодня эти решения намерены оспаривать. Так, жалобу в суд уже подал Андрей Дмитриев. Планируют обращение в суд и представители Виктора Бабарико. Заставит ли суд местные власти пересмотреть решение – вопрос открыт.
Без западных наблюдателей?
Один из последовательных критиков белорусских выборов – Парламентская ассамблея ОБСЕ – заявила о том, что не направит своих наблюдателей в Беларусь. Причина – эпидемиологическая ситуация. Впрочем, в Минске уже заявляют о фактической победе над коронавирусом – возможно, решение ПА ОБСЕ приняла поспешное.
Впрочем, в другой структуре ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДПИЧ) – еще ждут приглашения посетить выборы. Так что возможность того, что западные наблюдатели в республику прибудут, уже есть.
О готовности приехать заявляли и наблюдатели миссии СНГ – хотя и с оговоркой, что ситуация из-за коронавируса достаточно сложная.
И без инфоцентра
В отличие от предыдущих выборов, в этот раз во Дворце Республики не будет работать информационный центр ЦИК, где традиционно последние новости о ходе голосования и подсчета голосов журналисты и представители кандидатов узнавали "из первых рук".
Причина для отказа от такого формата – все тот же коронавирус. После объявления о решении не открывать инфоцентр в интернете даже появилась информация о том, что "результаты выборов узнаем 10 августа", но это не совсем так: глава ЦИК Лидия Ермошина пообещала в течение дня записывать видеообращения и рассказывать о текущей ситуации.
Что будет дальше?
"День Икс" на данном этапе – 14 июля, именно в этот день Центризбирком примет решение о регистрации кандидатов в президенты. Судя по всему, из-за подписей могут "зарубить" Цепкало, остальные претенденты не имеют явных "штрафов" и должны пройти через этот этап.
А затем – меньше месяца агитации в строго отведенных местах (как уже было сказано выше), меньшее количество международных наблюдателей и необычный формат получения последней информации.
Отразится ли это все на прозрачности и честности избирательного процесса – судить можно будет совсем скоро.
Читайте также:
- МВД предупредило об ответственности за оппозиционные граффити и растяжки
- Ермошина: ЦИК направил в налоговую запросы по Лукашенко и его супруге
- Глава ЦИК Ермошина признана потерпевшей по делу Тихановского
- Белоруску не приняли считать голоса на выборах, а она пошла в суд