Убытки у 40%: что говорят белорусские перевозчики о запрете ЕС на въезд фур

© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанк Большегрузные автомобили на многостороннем автомобильном пункте пропуска
 Большегрузные автомобили на многостороннем автомобильном пункте пропуска  - Sputnik Беларусь, 1920, 19.04.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
С 16 апреля проезд российским и белорусским фурам по территории Евросоюза запрещен. Во многих компаниях пока точно не знают, что делать, но уже считают убытки и думают о новых направлениях.
Запрет на транзит и проезд российских и белорусских фур по территории ЕС так или иначе коснулся практически всех перевозчиков. Что делать, понимают еще не все, но уже ищут новые маршруты.
Фирмы на комментарии соглашаются неохотно – честно признаются, что сами пока присматриваются к ситуации. Sputnik узнал у белорусского представительства международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU как компании собираются выживать в условиях все новых и новых санкций. Поделились мнениями и простые дальнобойщики, которые боятся потерять работу.

Перевозчики несут убытки

Согласно опросу, проведенному биржей грузоперевозок, более 41% российских и белорусских компаний, возивших грузы в ЕС, уже несут колоссальные потери. Хотя бы частично их рассчитывают компенсировать за счет других направлений.
А вот 37,1% настроены не столь оптимистично и говорят, что их фирмы окажутся на грани банкротства. Четверть компаний (26,7%), занимающихся международными грузоперевозками, ответили, что не пострадают от европейских запретов: они не занимаются доставкой грузов непосредственно в ЕС. Тем не менее, опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.
В комментариях некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ. Абсолютное большинство считает запрет Евросоюза "огромным ударом, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам".
По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, это практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза.
"Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров – пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других. Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС", – говорит Татьяна Солдатенко.
Кто пострадает от запрета на въезд в ЕС – что говорят водители-дальнобойщики>>>

Полулегальный обход санкций

Сейчас большинство компаний ищет новые маршруты, которые помогут перекрыть убытки от европейских санкций. Кто-то придумывает полулегальные пути, например, перегрузку на границе.
Еще один вариант – переправка товаров через Казахстан, Армению, Турцию: туда товар приходит из Европы, а от них – как "местная продукция".
“Но, конечно же, такие схемы делают перевозки существенно дороже. И этот рост скажется и на цене поставляемого продукта", – объясняет Татьяна Солдатенко.
Кроме того, рассматривают вариант реэкспорта через "дружественные страны" с использованием их транспорта. Логистика сложнее, но к полной остановке поставок это не приведет.
БАМАП волнуется за фуры, которые не смогут покинуть ЕС до 16 апреля>>>

Белорусские дальнобойщики уедут в Россию

Биржа грузоперевозчиков прогнозирует, что белорусские фирмы в связи с невозможностью больше нормально работать в Европе переориентируются на российский рынок. Но и здесь есть некоторые трудности: для работы с РФ нужны специальные разрешения на такие каботажные перевозки.
"А они сейчас не выдаются. Но правительство Беларуси уже делает шаги в решении этой проблемы. Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков", – рассказывает Татьяна Солдатенко.
Она назвала такое решение очень своевременным, ведь оно поможет минимизировать проблемы от запрета транзита по ЕС.
Официальная ложь: ГПК обвинил Литву в очередях фур на ее территории>>>

"Боимся потерять работу"

Алексей из Беларуси, но работает дальнобойщиком на российскую компанию. Рассказывает, как ограничения на въезд в Евросоюз коснулись их фирмы. По его словам, он успел "вовремя слезть", а вот его напарники зря простояли неделю на границе, где их потом развернули.
"Поменялся с напарников как раз 16 апреля (день вступления в силу запрета - Sputnik). Он простоял неделю на границе с Латвией, в итоге его просто не впустили. В то время многие дальнобойщики просто ждали на базах – кто под Москвой, кто в Минске – и не понимали, что делать", – рассказывает Алексей.
Руководство фирмы пока особо ничего не говорит – сами в раздумьях, что теперь делать. Наверное, будут "покорять Азию" и искать другие направления. Европа фактически закрыта, а те немногие разрешенные перевозки (запрет не коснулся лишь некоторых категорий товаров) составляют совсем малую часть в работе компании. А возили много чего.
"И металл из России, и фанеру. С китайской границы загружались на Европу. Из Беларуси, например, ИКЕА (в Беларуси были сборочные цеха, но и их решили закрыть после начала военной спецоперации на Украине – прим. Sputnik)", - говорит Алексей.
Минтранс установил новые правила выдачи "дозволов">>>

Новые маршруты

По словам Алексея, и в его фирме, и в целом у компаний с российскими и белорусскими номерами машин проблемы назревали уже давно. Первые тревожные звоночки – с начала "мигрантской проблемы" на польско-белорусской границе. Именно тогда на пунктах пропуска большегрузы россиян и белорусов начали "досматривать с пристрастием", иногда как будто специально заставляя неделями стоять на обочине в очередях.
"Стояли долго. Обычно за месяц успевали два-два с половиной ближних круга сделать (например, Германия – Московская область, туда и назад). И раньше медленно пропускали, но я теперь уже стоял в "Боровниках" неделю", – говорит Алексей.
Именно тогда (а с начала военной спецоперации - особенно) из российских фирм стали увольняться некоторые дальнобойщики.
Проблем наблюдалось уже много. В конце февраля в Европе отказывались загружать машины на российских номерах – тоже стояли по неделе, решая вопросы. Потом снова серьезные очереди на границе, а за проведенные там дни "простойные" платили совсем небольшие.
"Становилось все хуже и хуже. В фирме у нас около 700 машин. Человек 200 уволились и перешли работать в европейские компании. Нам даже немного подняли "простойные". Но теперь получается, что, когда ввели запрет на въезд европейских фур в Беларусь, люди зря увольнялись. Теперь, наверное, из европейских контор перейдут к нам", – говорит Алексей.
По его словам, сейчас компании будут переориентироваться на Азию: станет больше грузоперевозок в Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан. Да и в последнее время компания стала открывать все больше новых автоколонн на других номерах: казахстанских, польских.
"Но что из этого будет, трудно говорить. Пока нас не увольняют, но как дальше будет развиваться ситуация, непонятно. Надеемся, что скоро снова будем нормально работать", - заключил Алексей.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен
Также на Sputnik:
Три дня запрета на въезд в ЕС: опустела ли граница – видео
Латвия не пропустила более 150 белорусских и российских фур
Из-за закрытия РФ и Беларуси для автоперевозок пострадают 250 тыс. латышей
Лента новостей
0