Стабилизация или затишье перед бурей: что будет с долларом?
09:31 31.03.2022 (обновлено: 12:24 31.03.2022)
© Sputnik / Михаил Кутузов
/ Подписаться
Национальные валюты России и Беларуси с началом спецоперации на Украине сильно сдали свои позиции, но к концу марта отыграли часть падения. Sputnik узнал у экономического аналитика Вячеслава Ярошевича, какие процессы сейчас происходят в мире и что будет с курсами.
Эксперт объясняет, что сейчас любая информация, связанная со спецоперацией на Украине, может переломить ситуацию на валютном рынке кардинально. На данный момент российский рубль укрепляется, но делать долгосрочные и даже среднесрочные прогнозы пока сложно.
"Есть понимание, что геополитическая игра ведется очень серьезная и ставки высокие. Россия впервые в своей суверенной истории теперь пытается реагировать на действия Запада жестко, без оглядки. Естественно, Западу это не нравится, и это находит отражение в том числе и на валютном курсе: после резкой девальвации российский рубль практически вернулся на свои исходный позиции по отношению к доллару и евро", - отмечает Ярошевич.
Нельзя также забывать, что доллар – крайне политизированная валюта, особенно, когда речь идет о его курсе в бывших советских республиках. Российская же валюта, в свою очередь, очень зависима от котировок нефти.
Серьезный шаг
В среду 23 марта российский лидер Владимир Путин в ходе совещания с правительством объявил о переходе на рубли в расчетах за поставки газа в "недружественные страны" - в течение недели Центробанк и правительство РФ должны определить порядок операций в российской валюте.
Ярошевич считает, что отказ от расчетов в валюте – очень серьезный шаг.
"Как дальше будет ситуация развиваться, я не знаю, но Россия поставила Европе шах. Тем не менее, партия пока не сыграна до конца. Надо понимать, что бы ни утверждала западная пропаганда по поводу отказа от российского газа и нефти, быстро это сделать невозможно", - добавляет он.
По словам эксперта, отказаться от такой доли традиционной энергетики в экономике - задача не двух-трех лет, и даже не десятилетий, особенно для таких стран, как Германия. Ярошевич отмечает: одно дело – популистские заявления о необходимости снизить температуру отопления в квартире до 15 градусов, а другое – промышленность, химпроизводство, логистика, которые крайне зависимы от российских углеводородов.
Экономика должна работать
Говоря далее о Германии, Ярошевич подчеркивает, что ее промышленная и экспортоориентированная экономика ежегодно генерирует свыше триллиона выручки, в основном за счет экспорта высокотехнологичного промышленного оборудования, обеспечивая не только положительный платежный баланс для страны, но и долгосрочную устойчивость всей еврозоны.
"Этот маховик невозможно остановить в сию же секунду, у них слишком сложная экономика, чтобы по каким-либо политическим основаниям заменить ее энергетический базис. Ее нельзя просто так перевести на ветряки или солнечные панели, это уже вопрос бесперебойности и надежности", - отмечает эксперт.
Он добавил, что если Россия скажет покупать алюминий, никель, уран, и даже пшеницу за рубли, то это будет дополнительным ударом. Даже американский "Боинг" вряд ли сможет долго летать без российского титана, что уже говорить о его европейском конкуренте.
По словам экономического аналитика, от действий Запада, в первую очередь, пострадают бедные страны, которые не смогут себе приобретать подорожавшие вследствие сырьевой инфляции товары.
Нельзя сбрасывать со счетов и политический цикл в Европе. Действия некоторых политиков в ЕС сейчас острожные: в Венгрии скоро пройдут парламентские выборы, во Франции – президентские, добавляет он.
От доллара к единой валюте
Недавно стало известно, что РФ и Беларусь откажутся от доллара в энергетических расчетах и буду использовать российский рубль.
Этот шаг нужно было сделать давно, ведь, если бы расчеты производились в российских рублях с конца 1990-х, то и проблем было бы меньше на валютном рынке, считает Ярошевич.
"Я уверен: если эта инициатива может быть успешно апробирована на Беларуси, после чего ее можно будет расширить и в отношении Армении, Кыргызстана и тех стран, которые может хотели бы вступить в ЕАЭС, но пока не видели для себя очевидных преимуществ", - добавляет он.
Единой валюте быть?
В последнее время разговоров о введении единой валюте в Союзном государстве все больше, но Ярошевич их считает преждевременными и призывает смотреть шире. Ведь Союзное государство - это международный проект, реальным же субъектом международного права является ЕАЭС.
"Разговоры про единую валюту стоит вести только в этой плоскости. Надо сразу нацеливаться на ЕАЭС, важно, что сначала должно быть не политическое решение, а бюрократическая проработка. Необходимо начинать строить дом с фундамента. Переход на единую валюту сейчас ни у кого восторга не вызовет, - поясняет эксперт.
По его словам, переход на единую валюту должен быть поступательным: прежде всего надо обеспечить надежность российского рубля по прообразу "царского червонца", в том числе решив проблему с резервами. Далее необходимо расширить его платежное пространство за счет усовершенствования соответствующей технической и договорной инфраструктуры. И только после этого вести разговоры о переходе на единую валюту, например, евразийский рубль.
Больше актуальной информации – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Валюта Союзного государства может стать единой в ЕАЭС
Премьер Беларуси рассказал, как рассчитывается бизнес с партнерами в России
Лукашенко полностью устраивает российский рубль