Сокращение экспорта в ЕС белорусских нефтепродуктов стало одним из наиболее чувствительных последствий западного санкционного беспредела.
На помощь Беларуси поспешила Россия, которая намерена покупать у нее до 100 тыс. тонн дизеля и до 50 тыс. тонн бензина в месяц с применением демпфирующего коэффициента, что частично компенсирует потери на европейском направлении.
Налоговый маневр
В то время как в ЕС не могут достичь соглашения по предельным ценам на нефть, под давлением западных санкций происходит переориентация белорусского экспорта на Восток.
По словам вице-премьера Беларуси Петра Пархомчика, благодаря принятому российской стороной решению о распространении на экспортные нефтепродукты демпфирующего механизма в отношении белорусских НПЗ открылась возможность поставки их продукции на российский рынок. Причем договоренность с российской стороной о применении формульного ценообразования на нефть позволила приобретать ее по приемлемой для Беларуси цене.
Уже с сентября в Беларуси увеличены мощности по переработке нефти, в IV квартале планируется переработать 3,9 млн тонн нефти, что на 1,4 млн тонн больше, чем в III квартале. Дает плоды и модернизация НПЗ. Так, на "Нафтане" работает новая установка замедленного коксования. Уже произведено 190 тысяч тонн нового продукта – нефтяного кокса на сумму более $12 млн, который практически в полном объеме реализован в Россию, сказал Пархомчик.
Принцип демпфирующего механизма переносится в Беларусь из российской институциональной практики. Как поясняют эксперты в нефтегазовой сфере, демпфирующий коэффициент является частью расчета обратного акциза на нефть, выплачиваемого российским переработчикам в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. Демпфер был введен российским правительством с 1 января 2019 года после резкого скачка цен на топливо.
Государство возмещает компаниям до 60% разницы между внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Теперь к ним причислены и белорусские нефтепереработчики, что уравнивает их в правах с российскими в рамках оговоренных квот.
Это делает прибыльной продажу в Россию нефтепродуктов из Беларуси. Вместе с тем, в случае снижения внешних цен на нефть, компании могут продавать топливо внутри страны по ценам выше экспортных, при этом осуществляют соответствующие дополнительные платежи государству.
Демпфирующий механизм подчинен логике налогового маневра, предполагающего отказ от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в пользу налога на добычу углеводородов. Налоговый маневр предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30 до 0% в 2019-2024 годах при одновременном повышении для нефтяников налога на добычу полезных ископаемых.
Государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог.
Против ценового сговора
Еще недавно из-за налогового маневра ломались копья в белорусско-российских отношениях, поскольку он делал невыгодным экспорт белорусских нефтепродуктов. Украинский кризис вкупе с западными санкциями ускорили устранение этой коллизии, теперь нефтепереработка обеих стран работает по одним правилам.
При помощи налогового маневра Россия защищается от резких колебаний внешней нефтяной конъюнктуры, одновременно страхуясь от возможного ценового сговора – доходы в бюджет поступают непосредственно от добычи нефти, а не ее экспорта.
Как известно, экспорт нефти – критически важная статья доходов российского бюджета, а, что такое нефтяной сговор, еще в 80-е годы на своем опыте познал СССР. Тогда Саудовская Аравия, бывшая главным регулятором в ОПЕК, по наущению США увеличила объемы добычи нефти, что обрушило мировые цены на нее и нанесло непоправимый ущерб Советскому Союзу.
С учетом того негативного опыта современная Россия сама перехватывает инициативу в формировании ценовой конъюнктуры, играет на упреждение, вовлекая в орбиту своих интересов ту же Саудовскую Аравию.
Для этого в числе прочих используются военно-политические инструменты, вот только сырьевые доходы должны работать на повышение эффективности экономики, инвестироваться в ее высокотехнологичные сектора.
Демпфер – механизм выравнивания, в России его применяют для того, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Поэтому складывается парадоксальная ситуация: в нефтедобывающей стране цены на бензин практически не зависят от внешней конъюнктуры.
Договор между Беларусью и Россией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам – налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизам, подписанный 3 октября в Москве, снимает для Беларуси вопрос российского налогового маневра в нефтяной сфере.
Кроме унификации налогов, соглашение фактически уравнивает в правах белорусские и российских субъектов хозяйствования, которые будут работать в едином институциональном поле. По сути, это нефтяная субсидия, финансовая помощь Беларуси.
В этом свете становится понятным снижение Беларусью экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС. Согласно соответствующему постановлению Совета Министров от 31 октября 2022 года, ставки экспортных пошлин понижаются, в частности, на сырую нефть, мазут, битум нефтяной, вазелин и парафин, отработанные нефтепродукты – $42,7 за 1 т (ранее – $44,4). Прямогонный бензин – $23,4 за 1 т (ранее – $24,4), дизельное топливо, – $12,8 за 1 т (ранее – $13,3).
Тарифы "Дружбы"
Первое снижение пошлин в Беларуси произошло еще 1 октября – процесс унификации в рамках налогового маневра пошел. В появившемся в Сети инсайде утверждается, что поставки белорусских нефтепродуктов в Россию по новой схеме стартовали еще 10 октября. Ранее правительство Беларуси оказало поддержку национальной "нефтянке", предоставив ей налоговые льготы, кредиты для финансирования текущей деятельности и повысив цены на топливо на внутреннем рынке почти до $1 за литр. Но и цена покупаемой в России нефти на фоне маневра для Беларуси выросла.
Эксперты в нефтегазовой отрасли подсчитали, что договоренности о налоговом маневре в нефтяном секторе, достигнутые с Россией, позволят белорусскому бюджету в 2023 году получить дополнительные доходы около 1,7 млрд рублей. При этом казна, скорее всего, недосчитает части доходов от транзита нефти, который на белорусской ветке "Дружбы" сократится из-за отказа Германии от трубопроводных поставок.
Сообщается, что "Гомельтранснефть Дружба" обратилась к российскому трубопроводному монополисту компании "Транснефть", чтобы согласовать повышение тарифа на транзит нефти через территорию Беларуси на 39% с 1 января 2023 года, исходя из ожидаемого снижения в два раза грузооборота по белорусской системе нефтепроводов. Как известно, с 1 февраля 2022 года тариф на прокачку нефти по "Дружбе" уже вырос на 7,4%, хотя тогда в белорусском правительстве рассчитывали на 24,5%.
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил о том, что западные санкции полностью не остановили торговлю с Евросоюзом, Несмотря на введение эмбарго, ряд белорусских экспортных позиций – деревообработка, металлопродукция, нефтепродукты, минеральные удобрения, там продолжают покупать. Экспорт в Польшу, Чехию, Испанию за первое полугодие даже вырос по сравнению с прошлым годом, то есть запрос на торговлю с Беларусью в Европе есть.
Всего за первое полугодие этого года экспорт Беларуси в ЕС составил более $3 млрд. В прошлом году страна экспортировала в Евросоюз товаров на $10,5 млрд, из них в первом полугодии – $4,5 млрд. Падение на одну треть чувствительно, но не критично с учетом переориентации товарных потоков. Изменение в июне этого года соглашения об экспорте белорусских нефтепродуктов через порты России расширяет возможности Беларуси по их перевалке в третьи страны. Белорусский нефтяной экспорт разворачивается на Восток.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
НПЗ в Мозыре и Новополоцке все еще не завершили модернизацию
Беларусь к концу года получит еще почти два миллиона тонн нефти
На "Белоруснефти" рассказали о влиянии санкций и об импортозамещении