МИНСК, 17 фев – Sputnik. Поставки белорусских удобрений транзитом через Украину продолжаются, сказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
Ранее появилось сообщение, что украинская железная дорога якобы прекращает транзит белорусских калийных удобрений по своей территории в адрес западноевропейских стран.
"Это одна из крупных экспортных позиций. Мы один из мировых лидеров по производству и поставкам на рынок удобрений – 20% наша доля. Мы имеем 2,5-3 миллиарда долларов экспорта. Мы рассчитываем, что эти цифры будут сохранены", - отметил глава правительства.
Клайпеда и порт опустеют
По его словам, белорусская сторона хочет увеличить доходы от калийной отрасли, потому что в этом году цены продолжаю расти. В том числе, и за счет ненужного информационного ажиотажа вокруг перекрытия транзита.
"Да, действительно, через Литву мы не отправляем больше калий, начиная с 1 февраля. За последние 5 лет все прибалтийские порты за исключением российских портов Санкт-Петербурга упали в грузообороте, кроме Клайпеды. Таллинн упал, Рига упала, Вентспилс упал, причем существенно", - констатировал Роман Головченко.
По его мнению, клайпедскому порту удалось расти в грузообороте только за счет белорусского калия. Поэтому сейчас с уходом нашего калия из Клайпеды, она присоединится к своим коллегам прибалтийским по падению грузооборота.
При этом он добавил, что и остальные белорусские товарные позиции, которые идут через Клайпеду, будут переноситься в другие порты.
"Это будет сделано, поэтому чем будет заниматься Клайпеда – это вопрос к литовскому правительству. Мы в их внутренние дела в отличие от них не вмешиваемся", - заверил глава белорусского правительства.
Литва не услышала сигнал
Роман Головченко назвал вынужденным шагом введение конвенционального запрета на железнодорожные перевозки удобрений и нефтепродуктов из Литвы, которые идут транзитом через нашу территорию.
"Мы предпринимали попытки цивилизовано решить этот вопрос в рамках правовых механизмов. По нашему мнению, литовская сторона нарушила межправительственные документы. Этими документами зафиксированы механизмы разрешения споров, которые возникают", - напомнил он.
Премьер Беларуси рассказал о том, что предлагал своей литовской коллеге обсудить проблему в рамках международного права и коммерческой практики, но этот сигнал не был воспринят.
Украинский транзит
После чего еще раз напомнил, что белорусская сторона в этой связи реализует избранную стратегию по релокации товарных потоков в порты дружественных стран.
"Что касается Украины, никаких проблем нет. Поставки удобрений через Украину как осуществлялись, так и осуществляются", - констатировал Роман Головченко.
По его словам, украинская сторона подает сигналы о заинтересованности в наращивании перевалки через их мощности. Поэтому белорусская сторона будет это делать там, где это удобно и выгодно.
"С украинской стороной проблем не испытываем", - особо отметил белорусский премьер.
При этом он обратил внимание, что документ украинских железных дорог касается некоторых позиций, которые поставляет сам Беларуськалий, но в стране работают и другие экспедиторы, которые перевозят белорусские грузы, как транзитом через Украину, так и их потребителям.
Роман Головченко сказал, что американская сторона после того, как ввела санкции против Беларуськалия, объяснила Вильнюсу, что они не затрагивают транзит грузов через другие страны, если там не участвуют американские физические или юридические лица.
Россия – настоящий союзник
При этом он выразил уверенность, украинские партнеры понимают выгоду для своей экономики от сотрудничества с Беларусью. Россия при этом остается стратегическим направлением для перевода товарных потоков.
"Мы находимся в плотном контакте с российскими коллегами. Они занимают по-настоящему союзническую позицию. Идут на встречу во многих вопросах, в том числе и коммерческого характера. Министерство транспорта России активно участвует в этом процессе", - рассказал премьер.
По его словам, по этому вопросу реализуется дорожная карта. На прошлой неделе состоялась встреча высокого уровня, на которой присутствовали грузоотправители, представители портов и логистических компаний. Роман Головченко еще раз повторился, что Россия в данном случае ведет себя как союзник и не пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации.
"По нашим расчетам, для экономики Беларуси не будет ущерба, в том числе, от прекращения транзита калийных удобрений через территорию Литвы. Цыплят по осени считают, поэтому мы посчитаем по итогам года", - подчеркнул он.
Белорусский премьер сказал, что иск в отношении Литвы подан в первой инстанции. Процедуры будет проходить истец Беларуськалий на литовской территории.
"Шансов отвертеться у ответчика нет. Это судебная процедура. Наши консультанты говорят, что получить компенсацию и штрафы, шансы очень высоки", - резюмировал Роман Головченко.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Достать соседа: сколько потеряют Беларусь и Литва в "калийной войне"
Вся Клайпеда уедет? Какой отток кадров ждет Литву из-за остановки транзита