Литовское правительство со 2 февраля прекратило транзит белорусского калия по своей территории. Это связано с американскими санкциями, которые были введены в отношении "Беларуськалия". Латвия также подтвердила, что не будет пропускать калий через свои порты, а норвежская компания Yara заявила о прекращении контракта с партнером из Беларуси. А еще и Эстония объявила о блокировке транзита белорусских нефтепродуктов, которые поставлялись в обход Литвы.
Как говорится, навалилось все и сразу. Правда, Минск решил не оставаться в стороне и ввел ответные меры в отношении Вильнюса: запретил транзит литовских нефтепродуктов и удобрений жд-транспортом по белорусской территории.
Чем закончится санкционное пикирование стран-соседок? Кто потеряет из-за "калийной войны" больше – Беларусь или Литва? И не "стреляет ли" себе в ногу в Минск, вводя ограничения на литовский транзит, усугубляя тем самым и без того непростое санкционное положение? Поговорили с белорусским и российским экспертами также о том, как быстро "Беларуськалий" перенаправит грузовые потоки в РФ.
Калий преткновения
Самый большой удар был нанесен именно Литвой в связи с перекрытием транзита калийных удобрений, считает белорусский ученый-экономист, который согласился поговорить со Sputnik на условиях анонимности.
По словам собеседника, Минск мог в нынешнем году получить порядка 3 миллиардов долларов от переброски калия через литовские порты, ведь на удобрения в мире огромный спрос.
"Ничего хорошего в том, что перекрыт транзит калия. Минск очень надеялся на то, что из-за роста спроса на удобрения в мире Вильнюс все же поговорит об ограничениях, но не пойдет дальше этого. Получилось иначе. И это стало в некоторой степени неожиданностью для белорусской стороны", – отмечает он.
"Беларусь может потерять примерно 10% бюджетных поступлений в этом году в связи с литовскими запретами. Может, 8%, но точно не меньше. Уж слишком много прибыли приносил калий. И говорить о том, что сейчас Минск быстро переориентирует грузы в тот же Санкт-Петербург, не приходится", – добавляет эксперт.
По его словам, речь идет об огромных потоках калия – взять миллионы тонн и развернуть в другом направлении очень непросто. Даже с точки зрения логистики, не говоря уже о вопросах транзита и возможностях российских портов.
"Дело в том, что Россия сама экспортирует много своего калия. И для этого нужны специальные терминалы в портах. А они и без того загружены. Поэтому, конечно, процесс переброски небыстрый. Да, есть уверенность в том, что РФ в итоге перевезет белорусские товары, но вопрос – когда?" – уточняет специалист.
Убытки неизбежны
Экономист убежден, что Беларусь пока что будет нести финансовые потери от переориентации грузопотока калия в РФ. По одной простой причине: другое расстояние, другие тарифы. С его слов, было бы выгоднее экспортировать в такой ситуации продукцию через порты Одессы, но Киев поставил палки в колеса Минску – от такой идеи пришлось отказаться.
"Говорить о конкретных суммах сейчас сложно: нужно учитывать транзит, стоимость перевалки грузов. Но сейчас понятно, что для Вильнюса это тоже потери ощутимые – речь о миллиардах. Но они пошли на политический принцип. Твердо стоять на своих политических убеждениях в ущерб экономике. Наверняка им западные страны и американцы будут и финансово благодарны за такой поступок. Но не факт, что поддержка перекроет потери", – высказался белорусский экономист.
При этом он считает, что Минск мог и не торопиться с введением ответных мер. Хотя бы потому, что в условиях санкционной политики нужно "скрести по сусекам", извлекать из всего выгоды. Хотя и молчать, конечно, тоже будет странно.
"Ситуация в целом печальная, как для Литвы, так и для Беларуси… Россия не останется в стороне, у Москвы есть геополитическая заинтересованность в этом, а также давний интерес к белорусскому калию. Как ни крути, а в РФ все же живут рынком, а не какими-то иллюзиями по социализму. Поэтому тамошний бизнес точно не отвернется от белорусских удобрений, не исключено и то, что взамен потребует некоторого слияния калийной отрасли Беларуси и РФ, но на своих условиях", – отмечает эксперт.
Компенсировать санкционные потери
Сможет ли белорусская сторона компенсировать потери от калия экспортом по другим направлениям? Эксперт полагает, что отчасти да, но не полностью. Хотя бы потому, что остальной экспорт хоть и продолжает рост на фоне пандемии, но все же ситуация с ценами в мире стабилизируется.
"Не одна Беларусь здесь такая умная и не остановила производства в период коронавируса, рабочие в развитых странах уже возвращаются к станкам, промышленность запускается. Поэтому ожидать роста цен на экспортные товары, как в 2021 году, сейчас не приходится. Парадокс и в том, что бум роста цен идет именно на калий: а здесь начались санкционные передряги", – отметил он.
Что думают в Москве?
А что про ситуацию с калийными санкциями думают в Москве? Известный российский эксперт Семен Уралов убежден, что не только Беларусь, но и Литва понесет большие экономические потери от принятия санкций в отношении "Беларуськалия".
"Но надо понимать, что эти потери заложены в самой государственности Литвы, потому что идея национальная такая у них: убежать от влияния Москвы, в этом смысле и Беларуси тоже. И с учетом той ситуации с миграцией, которая у них сложилась в стране, уехали многие, то это тупиковый путь", – отмечает он.
Странная стратегия Литвы
По его словам, это приведет к краху экономической модели в прибалтийских республиках, но правящую элиту Литвы, Латвии эти последствия не особо волнуют. Более того, они готовы были к ответным мерам Минска по запрету транзита удобрений и нефтепродуктов.
"Они выбрали такой путь. Они перенастроят свои транзитные пути в обход Беларуси. И это подтолкнет к развитию проект Rail Baltica, который соединит страны Балтии, Польшу и Западную Европу. А заработают на этом всем в итоге поляки, ничего удивительного", – уточнил Уралов.
Контрсанкции Минска
Решение властей Беларуси применять санкционные меры продиктованы беспрецедентным экономическим давлением, убеждены в Москве многие политологи и экономисты.
Они отмечают, что раньше страны-соседки применяли рестрикции в отношении Минска, но он не реагировал на них и не применял ответных мер. В итоге многовекторная политика Беларуси со временем начала восприниматься как слабость.
А потому действия в отношении Литвы эксперты называют оправданными, так как страны в данной ситуации не могут договориться.
"Но важно понимать, что в Беларуси произошел крах экономической многовекторности. И сейчас белорусской элите нужно изучать процессы в РФ, а тут процесссы прагматизации. В мире экономическое время ускоряется, а у Минска есть старая традиция не очень спешить. А сейчас этот медленный разворот курса, это будут серьезные экономические потери", – убежден Уралов.
Россия поможет
При этом в Москве уверены, что серьезных проблем с переброской транзита калия из Литвы в РФ возникнуть не должно.
"Даже если учитывать огромные объемы белорусского калия. Логистику можно и нужно выстраивать. Но есть объективная проблема времени, чтобы осуществить перебросу таких огромных объемов, нужно несколько лет. Потому что в России также бум на перевалку, причалы нужно оборудовать, их нужно строить", – сказал российский эксперт.
Кроме того, полагает Уралов, Минску придется вложиться в развитие транспортной инфраструктуры в направлении Ленинградской области.
"Ужасное состояние железной дороги, нужно вкладывать средства в автодороги между Минском и Санкт-Петербургом. Причем со стороны РФ намного лучше федеральные трассы, нежели с белорусской. То есть все это реально и это будет сделано, но главная проблема – это качество анализа, прогнозирования в Минске. Потому что российская сторона еще в 2018 году говорила о том, что нужно проводить переброску калия через Ленинградскую область, да и не только калия", – подчеркивает он.
Прощание с иллюзиями
Уралов также согласен с мнением многих белорусских и российских аналитиков в том, что власти Беларуси, скорее всего, не верили, что в Литве пойдут на такой серьезный шаг с санкциями.
Как ни крути, а для масштабов литовской экономики это очень большие потери. Всерьез к запрету транзита никто не готовился, и потому сейчас идет столь нервный и спешный поиск альтернатив. Хотя альтернатива тут одна – Россия.
Справиться с возникшей проблемой в одиночку Минску вряд ли сможет. Транзит калийных удобрений без участия в этом процессе РФ попросту невозможен, поскольку пути в ЕС и на Украину, судя по всему, закрыты надолго.
Осталось надеяться, что Минск и Москва найдут взаимовыгодное решение вопроса, и он не станет очередным камнем преткновения на пути белорусско-российской интеграции.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Читайте также:
Прекращение транзита нефти из Литвы может вызвать "шторм" в Киеве – эксперт
Калийный синдром: зачем Литва настойчиво бросается под санкционный поезд?
Балтийский циклон: почему санкционный шторм не потопит экономику Беларуси