Как в условиях санкций выживают белорусские нефтяники и калийщики?

© Sputnik / Виктор ТолочкоНефтедобыча в Гомельской области
Нефтедобыча в Гомельской области - Sputnik Беларусь, 1920, 02.05.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Запад продолжает вводить новые экономические санкций в отношении нефтехимической и горной промышленности Беларуси. И хотя это, безусловно, меняет устоявшийся уклад работы, заставляет мобилизоваться и находить новые пути решения, но не является катастрофой.
Председатель Совета Минской областной организации Белхимпрофсоюза, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Швайба рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук о том, как санкционное давление повлияло на работу нефтехимической и горной промышленности.

Сложности в доступе

По словам эксперта, к любому санкционному давлению следует относиться достаточно серьезно. Финансово-экономическая модель, которая сегодня выстроена во всем мире и будет еще какое- то время работать, имеет свою обратную сторону – за счет формирования глобальных экономических воздействий возможно их влияние на определенные государства, предприятия и отдельных граждан.
"Финансово-экономическая модель и все сопутствующие ресурсы и технологии принадлежат так называемому коллективному Западу, с которым Беларусь находится в определенном конфликте, поэтому вполне естественно, что сегодня этот ресурс используется странами, финансово-промышленными элитами и конкурирующими предприятиями против интересов нашего государства. И, безусловно, эти процессы для нас ощутимы", – поясняет Дмитрий Швайба.
Основным экономическим вопросом всегда является всегда доступ к глобальному рынку технологий и финансов. На сегодняшний день из-за введенных против нашей страны санкций и отдельных хозяйствующих субъектов – так называемых секторальных санкций возник фактор осложнения доступа к глобальному рынку финансов.
Наши предприятия не могут привлекать длительные дешевые кредиты через банковскую систему. Это приводит к вымыванию оборотных средств и отсутствию оперативности в работе. Нынешняя же экономическая ситуация требует от предприятий большой скорости и гибкости, способности быстро подстраиваться под ситуацию и менять свои логистические цепочки, номенклатуру товара, а для этого нужны дополнительные ресурсы и технологии.

Недальновидные санкции Литвы

По словам собеседника, на сегодняшний день для минерально-сырьевого сектора белорусской промышленности основным экономическим вопросом стала проблема логистики.
Стоит сказать, что логистика для Беларуси всегда была непростым вопросом – у нас нет географического выхода к морю, поэтому при поставках товаров мы в некоторой степени были вынуждены делиться с соседями за транзит, пользование портовым хозяйством и железнодорожной инфраструктурой. В первую очередь, это, конечно, страны Балтии, России и Украины.
>>> Новые месторождения нефти нашли в Беларуси
Сейчас у нас есть ограничение в доступе к железнодорожной и портовой инфраструктуре стран ЕС, в частности, речь идет о литовском порте Клайпеда, который был сформирован еще в советское время и достаточно удобен в работе по многим факторам. Беларусь традиционно пользовалась возможностями порта Клайпеды, а белорусские предприятия вкладывались в развитие этого транспортного сообщения.
"К примеру, порт, который обеспечивал отгрузку минеральных удобрений через Клайпеду, на 30% принадлежит "Беларуськалию". На сегодняшний день такие поставки невозможны в силу введенных санкционных ограничений. Более того, в этой связи нашими хозяйствующими субъектами была предпринята попытка отстоять свое законное право в суде, но, к сожалению, литовские суды принимают решения, которые соответствуют интересам политического мейнстрима. При этом, подобные действия наносят существенный ущерб экономике Литвы, потому что это сотрудничество приносило стране немалый доход", – отмечает эксперт.
Несмотря на такие недружественные действия Литвы мы все еще сохраняем некоторую надежду на то, что здравый экономический смысл возобладает и в будущем между нами будет найден общий язык по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества – транзитированию минерально-сырьевых ресурсов и продукции.

Что происходит на Украинском направлении?

Украина была еще одним традиционным направлением, по которому осуществлялись логистические поставки не только белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов, битума, а и очень большие объемы светлых нефтепродуктов, которые занимали 40 % украинского рынка. Это была маржинальная поставка по всем видам продукции, например, поставки по битумам были более выгодными, чем для поставки на внутренний рынок Республики Беларусь.
>>> Более половины всех поступлений в бюджет Беларуси – от частников
К сожалению, текущая ситуация в Украине не позволяет белорусам выстраивать какие-либо планы по безопасному транзитированию и нормальному экономическому взаимодействию. Сейчас по украинскому направлению нефтяники терпят убытки, к слову, 75% продукции отдельных белорусских предприятий поставлялось транзитом через либо в Украину. В первую очередь, это предприятия химического либо нефтехимического профиля, расположенные на юге Беларуси.

Новые логистические маршруты

Что касается логистического направления Российской Федерации, то здесь тоже не все так просто. Ближайшая расположенная к нам портовая инфраструктура – Усть-Луга в Ленинградской области и мурманское портовое хозяйство – полностью зафрахтованы российскими хозяйствующими субъектами и для каких-либо иных поставок просто нет возможности. Существующую инфраструктуру необходимо расширять с участием белорусского капитала, создавать многоцелевое белорусское портовое хозяйство с привлечением отечественных технологий и строителей. Эксперты говорят, что создать такой порт можно в течение двух лет.
Что касается Мурманска, то это достаточно специфический порт – его климатические условия говорят об ограниченности использования этого порта во временных пределах.
"Сегодня мы осуществляем поставки в Хабаровский край. И, к слову, рабочий визит президента Беларуси во Владивосток не был случайным, потому что с этим направлением мы связываем большие надежды по выстраиванию новых нестандартных логистических маршрутов в ближайшей и далекой перспективе", – делится собеседник.

Позитивный взгляд в будущее

Эксперт уверен в возможности в будущем восстановить конструктивный диалог с Литовской Республикой, а также в стабилизации ситуации в Украине и дальнейшем выстраивании нормальных экономических взаимоотношений между нашими странами.
Следует сказать о том, что сегодня особый интерес у западного Китая вызывают инновационные контейнерные поставки калийных удобрений, когда по железной дороге из Беларуси предприятия получают контейнеры с белорусской продукцией исключительно под свои нужды и определенные культуры в значительно более коротком промежутке времени.
>>> Головченко: некоторые "санкционные" предприятия стали работать лучше
"При всех сложностях и вызовах, которые связаны с введением экономических санкций в отношении нашей страны, хочется с уверенностью сказать о том, что справиться с ними нам по плечу. Стоит заметить, что в мире есть четкий запрос на товары белорусского производства – к примеру, наши калийные удобрения занимают20 % мировых поставок. И если даже кто-то сегодня предлагает заменить белорусскую продукцию, то только за значительно большие суммы денег, и заплатить за это придется каждому конкретному потребителю", – резюмирует Дмитрий Швайба.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Читайте также:
КГК призвал оптовиков снизить цены на лекарства – или примут меры
Беларусь снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
Беларусь планирует нарастить экспорт продовольствия до $8 млрд к 2025 году
Лента новостей
0