Санкциями – по дальнобойщикам: что происходит на рынке грузоперевозок

© Sputnik / Олег Минеев / Перейти в фотобанкГрузовые фуры на пропускном пункте "Красная горка" на магистрали М-1 на границе России и Беларуси
Грузовые фуры на пропускном пункте Красная горка на магистрали М-1 на границе России и Беларуси - Sputnik Беларусь, 1920, 22.04.2022
Подписаться
С 16 апреля Евросоюз запретил въезд и транзит белорусских и российских большегрузов, также многие товары находятся под санкциями. Ответные меры – запрет въезда фур из ЕС в Беларусь – тоже удар по всем участникам рынка. Как переориентировались маршруты грузоперевозок?
Череда санкций (и ответных по ним мер) затронули практически все сферы жизни. Под запрет попадают все новые категории товаров и грузов, а дороги в ЕС закрыты для большинства российских и белорусских дальнобойщиков. Что же происходило на рынке грузоперевозок с начала года?

Россия – основное направление

По данным международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, Россия стала ввозить в Беларусь в 2 раза больше грузов. Причем спрос начал расти еще в начале года. За январь-февраль число грузоперевозок из в России в Беларусь выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте – уже на 61%.
А вот количество поставок из Беларуси в Россию практически не изменилось.
"Перевозчики, возившие грузы из стран Евросоюза, теперь переориентировались в восточном направлении и поставляют грузы из России. Ожидаем, что популярность этого направления будет расти и дальше", – рассказывает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Латвия не пропустила более 150 белорусских и российских фур>>>

Евросоюз: рост зимой, спад – в марте

Парадоксально, но на фоне уже ряда действующих санкций все равно объем перевозок в страны Евросоюза продолжал расти: в январе и феврале спрос составил 130% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Но уже в марте случилось резкое падение.

"В марте же из-за введенных санкций популярность этого направления снизилась и вернулась на уровень прошлогодних показателей. Это случилось еще до введения запрета на въезд белорусских и российских грузовиков в ЕС", – добавляет Татьяна Солдатенко.

Невзирая на санкции, спрос на доставки из Беларуси в Европу с января по март оставался стабильными, популярность направления Беларусь-ЕС стала даже выше – на 42% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Европа – опасное направление: о чем говорят водители в очереди на границе>>>

Беларусь - Россия: что везут?

Интересно, что категории грузов, которые доставляют из Беларуси в Россию, за последние три месяца немного изменились. Если сравнивать с тем же периодом прошлого года, то почти в 7,5 раз выросли поставки щебня, газосиликатных блоков – в 5,5 раз, косметики и табачных изделий – почти в 4,5 раза.
Кроме того, в Россию стали больше перевозить торфа и железобетонных изделий (на 281%), круп (на 139%). А еще в 2 раза выросли поставки безалкогольных напитков, макулатуры, удобрений и цемента.
Некоторых товаров, наоборот, стали завозить меньше: упали поставки ДВП – на 82%, канцелярских товаров – на 80%, овощей – на 68%, пластика – на 66%.
Кроме того, значительно меньше стало грузоперевозок ЛДСП (на 48%), транспортных средств (на 41%), фруктов (на 39%), текстиля на 38%, алкоголя (на 36%), мяса (на 35%), древесины (на 29%).
Простоял пять суток на границе: водитель оставил грузовик и ушел домой>>>

Санкции на грузоперевозки

С 16 апреля в Евросоюзе вступил в силу запрет на транзит и проезд фур белорусских и российских компаний. Ограничения не затрагивают транспортировку газа и нефти, продуктов нефтепереработки, некоторых виды руд, фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, а также если цель поездки – гуманитарная или дипломатическая.
Перевозчики уже считают убытки и думаю о том, что делать дальше. Согласно оценкам международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, более 41% компаний, осуществляющих грузоперевозки по странам Евросоюза, уже несут колоссальные потери. Запрет означает практически полное прекращение транспортировок грузов белорусскими и российскими дальнобойщиками в Европу. Сейчас компании ищут альтернативные маршруты.
Беларусь также ввела ответные меры, которые начали действовать с 16 апреля.
Запрет на въезд касается всех, в том числе и белорусов, которые работают на европейские транспортные компании и ездят на машинах, зарегистрированных в ЕС.
Но здесь также есть ряд исключений, а 21 апреля Беларусь расширила список грузоперевозок из ЕС, не попадающих под запрет. Ранее после введенных ограничений свободно въезжать на территорию Беларуси из ЕС могли только почтовые отправления и живые животные. Теперь список стал больше: негабаритные грузы, гуманитарные грузы, грузы, требующие особые условия транспортировки (готовые лекарства, медизделия, лекарственное сырье, кровь, органы и ткани человека).
Для остальных категорий поставок разрешено пересечение границы только через определенные пункты пропуска, дальше – следование в установленные транспортно-логистические центры и сервисные зоны. Там можно будет разгрузиться или загрузиться, сделать перецепку грузов.
Таких мест 14, этот список определен Государственным таможенным комитетом. Далее везти грузы дальше на Восток смогут уже только белорусские или российские компании - но не компании ЕС.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Читайте также:
Пьяный белорусский дальнобой пытался прорваться из Польши на родину
Убытки у 40%: что говорят белорусские перевозчики о запрете ЕС на въезд фур
Кто пострадает от запрета на въезд в ЕС – что говорят водители-дальнобойщики
Лента новостей
0