Конфликт между топовыми белорусскими клубами и национальной футбольной сборной недавно приобрел совершенно непредсказуемый вид. После отказа БАТЭ, "Динамо-Брест" и "Шахтера" отпускать ключевых игроков в сборную Беларуси высказалась федерация футбола, а также министр спорта и туризма. Сергей Ковальчук напомнил о ключевой роли государства в финансировании всего спорта и футбола в частности. Министр разрешил клубам самим решать вопрос со сборной, но при этом пригрозил лишением государственных денег.
О решении клубов стало известно на следующий день, когда АБФФ снова опубликовала список футболистов на февральский тренировочный сбор и два товарищеских матча. В нем были все "отказники", а значит, спорить никто не стал. Единственным компромиссом стала возможность задействовать не всех игроков на протяжении сбора. Часть сыграет только в одном матче и вернется в клубы, а их место займут другие.
Кажется, история завершилась, и сборная спокойно подготовится к матчам против Грузии, но этот конфликт, сам того не желая, вскрыл одну из главных проблем белорусского футбола – огромную зависимость от финансовой поддержки государства. Этот вопрос, как правило, всплывает после очередных провалов в футболе, хоккее и крупных чемпионатах по другим видам спорта, но сейчас был поднят чиновником просто в качестве профилактики.
Как государство помогает клубам?
Говоря про олимпийские виды спорта, мы представляем прямую систему финансирования, когда НОК или соответствующие федерации получают финансирование из бюджета и направляют эти деньги на организацию сборов, питание и зарплату спортсменов. В случае с футболом все гораздо сложнее.
Главная проблема в том, что открыто об источниках финансирования ни один клуб не говорит. К примеру, мы в два клика можем найти на официальном сайте "Манчестер Сити" финансовые отчеты за несколько лет, где подробно расписано, на что клуб тратил деньги и откуда их получал. И даже такая открытость не уберегла клуб от возможного исключения из Лиги чемпионов. В случае с белорусскими клубами лучшее, что нас ждет, – это список партнеров и спонсоров без намеков на какую-либо финансовую информацию.
Помощь белорусским клубам в первую очередь оказывают различные государственные учреждения, которые в той или иной степени являются еще и владельцами команд. Это "Беларуськалий" (солигорский "Шахтер"), БЕЛАЗ (жодинское "Торпедо-БелАЗ"), "Городейский сахарный комбинат" ("Городея"), "Слуцкий сахарорафинадный комбинат" (СФК "Слуцк"), Мингорисполком ("Минск"), "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" ("Славия-Мозырь"), "Белшина" ("Белшина") и РЦОР по футболу БГУ ("Энергетик-БГУ").
Есть клубы, где главный спонсор выражен не так очевидно: "Динамо-Минск", БАТЭ, "Динамо-Брест", "Рух", "Неман" и "Витебск". У всех этих команд партнерами выступают различные белорусские, а также зарубежные предприятия.
Лишь одно объединяет клубы высшей лиги – помощь местной власти. На абсолютно всех официальных сайтах можно найти упоминание городских и областных исполкомов в качестве "друзей" клуба.
Еще один вид государственной помощи, который зачастую является ключевым, – это налоговые льготы. В контексте футбола речь идет о земельном налоге. В Налоговом кодексе Беларуси установлена годовая ставка на недвижимость – 1%. Советы депутатов могут увеличивать или уменьшать этот коэффициент в несколько раз. Как правило, они его увеличивают. Например, в Минске он составляет 2,2-2,3%.
Вместе с этим установлено исключение: спонсоры клубов могут платить 1%, но при условии оказания помощи исключительно государственным спортивным организациям. Естественно, это некоммерческие структуры, учредители которых не могут получать прибыль с этих выплат.
Разница между минимальным процентом и ставкой, установленной на месте Советом депутатов, – это та самая государственная поддержка, которую получают белорусские футбольные клубы.
Чтобы лучше понять этот механизм, представим, что клуб X заявляется в чемпионат Беларуси. Тут ему на помощь приходит местное предприятие Y. Налог на недвижимость для Y составляет 100 рублей. Совет депутатов установил коэффициент 2,3. Значит, предприятие должно выплатить в бюджет 230 рублей, но если оно возьмется спонсировать X, то коэффициент вернется к исходным 1,0. В бюджет пойдут 100 рублей, а 130 будут направлены клубу. Предприятие Y так или иначе расстанется с налоговыми деньгами, но в первом случае просто отдаст их государству, а во втором сможет помочь спорту и гордиться успехами команды. В денежном плане разницы нет, но в репутационном она существенна.
Глядя на эти проценты, цифры кажутся не очень большими, но на деле получается обеспечивать больше половины годового бюджета клуба средней руки. Об этом еще три года назад в интервью "Прессболу" рассказывал председатель "Немана" Иван Ворсович: "Думаю, ни один клуб Высшей лиги не скажет, что указ ему не помогает. Конечно, помогает – и все им пользуются".
Еще один пример, показывающий важность налоговых маневров для спорта, случился в декабре 2016 года. Тогда Минский городской Совет депутатов исключил спортивные клубы из перечня предприятий, которые могут пользоваться льготой при налоге на недвижимость и земельном налоге. Сразу после этого свою обеспокоенность выразили футбольные "Минск" и "Динамо", баскетбольные "Цмокi", хоккейная "Юность" и гандбольный СКА. Чуть меньше проблем было у хоккейного "Динамо", где основным спонсором является "Беларуськалий".
На какие деньги живет "Динамо-Брест", БАТЭ и "Шахтер"?
Клубы, изначально пошедшие против сборной Беларуси, одумались и все же отпустили своих игроков. Кажется, теперь им ничего не грозит, но насколько вообще были реальны угрозы министра спорта в адрес организаций, годовой бюджет которых выходит далеко за рамки пяти миллионов долларов?
Для начала о чемпионе. Последние три года "Динамо-Брест" плотно ассоциируется с личностью бизнесмена Александра Зайцева, основными активами которого являются многопрофильная компания Sohra Group (ОАЭ) и доля в белорусской "Бремино Групп". На будущий год бюджет команды не сильно изменится и составит около 10 миллионов долларов.
В Бресте много говорят о самоокупаемости и построении клуба как бизнес-проекта. На первых порах было сложно и приходилось больше вкладывать, о чем неоднократно рассказывал Зайцев, но недавнее чемпионство добавило перспективу получения денег от Лиги чемпионов, а также повысило престиж клуба в глазах рекламодателей. Если раньше успехи в маркетинге не подкреплялись результатами на поле, то сейчас репутация "Динамо-Брест" разделилась на две одинаково успешные медийную и футбольную части.
Конечно, остались вопросы относительно увольнения Марцела Лички после успешного сезона и заявлений Зайцева о желании продать клуб, сосредоточившись на любимом "Рухе", но даже в таких условиях проект "Динамо-Брест" явно не близок к закрытию. Команда потеряла нескольких ключевых игроков, пригласила на их место более-менее равноценные замены, а в наступающем сезоне номинально будет бороться сразу за четыре трофея.
Из всей троицы "отказников" к БАТЭ вопросов меньше всего, ведь это самый успешный белорусский клуб в XXI веке. Настолько успешный, что даже в состоянии поддерживать одноименный завод в Борисове, который стоял у истоков клуба, а сейчас переживает не лучшие времена. И это не говоря о спортивных достижениях.
Уставной фонд клуба поделен между несколькими людьми, самым заметным из которых является Андрей Капский – сын экс-председателя БАТЭ Анатолия Капского. Точных данных о бюджете на 2020 год нет, но можно предположить, что он будет не сильно меньше брестского. С учетом того, что в предыдущие годы клуб, как правило, зарабатывал больше, чем тратил, в Борисове могут себе позволить даже дополнительные расходы.
Что касается заработка, то до недавнего времени борисовчане жили за счет участия в Лиге чемпионов, но в 2019 году уступили чемпионство и теперь выступят в Лиге Европы, где платят не так хорошо. Среди основных спонсоров БАТЭ значатся "Белгосстрах", "Евроопт", "Минский тракторный завод", а также "Борисовский завод медпрепаратов". Насколько существенна помощь от этих организаций – большой вопрос. На бумаге состав БАТЭ за зиму стал только сильнее, так что о турнирных перспективах борисовчан переживать не стоит. Они все так же сильны и все так же будут бороться за победу во всех домашних турнирах.
"Шахтер" – самый неочевидный вариант из всех трех. Во многом потому, что главным источником финансирования клуба является государственное предприятие "Беларуськалий", которое также помогает хоккейному "Динамо". Среди других партнеров клуба можно выделить Eickhoff, "Белнефтестрах" и А1.
В Солигорске никогда не было проблем с деньгами, и каждый год команда входила в сезон как один из главных фаворитов. Стартующий в марте чемпионат Беларуси не станет исключением. Приглашение четырех игроков сборной (Гутор, Политевич, Кендыш, Подстрелов) – это самая весомая трансферная заявка среди всех команд.
Футбольный клуб является для "Беларуськалия" фактически флагманским проектом. Одно дело поддерживать "Динамо" в КХЛ, совсем другое – местную команду, с которой себя ассоциируют все жители города. При этом за руководством "Шахтера" уже давно закрепилась не самая лучшая репутация в плане принятия кадровых решений. За сезон в команде может смениться более 15 футболистов, а тренеры увольняются, даже когда клуб идет на первом месте в чемпионате.
Отсутствие господдержки повлияет на топ-клубы?
Все три команды, отказавшиеся отпускать игроков в сборную, в данный момент слишком твердо стоят на ногах, чтобы их могло пошатнуть отсутствие денег от государства. "Динамо-Брест", БАТЭ и "Шахтер" – это состоявшиеся бренды, которые нельзя разрушить, забрав у них часть дохода.
Белорусский футбол в последнее время часто теряет команды. Только за два года ликвидировался могилевский "Днепр" (дважды), а минское "Торпедо" вообще прекратило существование по ходу сезона. При всем уважении к этим клубам, их вес не настолько велик, чтобы потеря была замечена на республиканском уровне.
Возвращаясь к нашей "троице", можно предположить, что согласие на условия сборной после слов Ковальчука – это не боязнь лишения господдержки в виде денег, а лишь опасение более масштабных разногласий с представителями власти.
Мы уже разобрались, что напрямую из бюджета никто футбол не финансирует, а вот опосредованно, через налоговые послабления и контроль мелких предприятий – всегда пожалуйста. Даже кажущийся абсолютно коммерческим "Динамо-Брест" не отказывается от помощи таких предприятий, как "Белавиа", ТЦ "Корона", МАЗ, "Продтовары" и т.д. Никто не говорит, что это плохо. Раз белорусский футбол существует в таких условиях и позволяет клубам добиваться результата, зарабатывать, готовить футболистов для сборной, – значит, так и надо. Именно за эту стабильность "проголосовали" клубы, молча отправив своих игроков в сборную и закрыв глаза на озвученные ранее проблемы.
Читайте также:
- Мархель: интересами сборной нельзя жертвовать в угоду клубам
-
Минспорта: футбольные клубы обязаны направлять игроков в сборную
-
Столичные "Динамо" и "Минск" вместе будут играть в чемпионате Беларуси