02:29 21 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD2.04
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.20
Индустриальный парк Великий камень

Все еще город-стройка. Чем сегодня живет парк "Великий камень"

© Sputnik Владимир Жданович
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
147860

За два года в индустриальном парке построили немало объектов, среди которых высокотехнологичные производства и экспоцентр, где в июле пройдет международный экономический форум.

За время строительства парка в нем проложили около 30 километров дорог, построили крупнейший в стране выставочный центр, прямо сейчас возводят первый жилой дом на 156 квартир, а еще начался выпуск дизельных двигателей для МАЗа и суперконденсаторов для электробусов.

Корреспондент Sputnik Владимир Жданович побывал в индустриальном парке, который в будущем собирается стать умным городом-спутником Минска.

Где свернуть на Минский проспект

Минчане, да и белорусы в целом, про "Великий камень" в курсе. Знают, что есть такой объект возле национального аэропорта, там кто-то что-то строит. Но вот чтобы приехать и посмотреть своими глазами – таких людей немного. Да и делать здесь пока простым гражданам нечего. Но это пока.

Кстати, почти два года назад "Великий камень" с Минском связал рейсовый автобус, курсирующий от метро "Могилевская" три раза в день. А одно время повадились в парк приезжать уличные гонщики, но с ними быстро провели разъяснительную работу, чтобы не гоняли. Дороги тут и правда крутые. В смысле ровные, без ухабов, к тому же широкие, а еще сразу с тротуарами и велодорожками.

Главный офис индустриального парка Великий камень
© Sputnik Владимир Жданович
Главный офис индустриального парка "Великий камень"

"Если вы едете в аэропорт со стороны Партизанского проспекта по трассе М1, то раньше этот участок дороги был необустроен, а сейчас он активно используется. Вот и внутри парка мы построили широкие, можно сказать магистральные дороги. Есть два проспекта – Пекинский и Минский. Другие улицы у нас называются по именам драгоценных и полудрагоценных камней – Малахитовая, Сапфировая, Рубиновая… Надеюсь, названий в будущем хватит", – встречает нас, заодно рассказывая о географии комплекса, глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко.

Сейчас на территории построено около 30 километров дорог и вся остальная инфраструктура. Вокруг идет стройка, на улицах людей пока немного, однако светофоры исправно работают.

Глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка Великий камень Александр Ярошенко
© Sputnik Владимир Жданович
Глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко

"Мы строим все заранее, как для большого города. Канализация, водопровод, очистные сооружения. Все это уже может обеспечить жизнь населенного пункта с 50 тысячами человек. Столько пока не живет, но мы заранее вкладываем средства", – улыбается Александр Ярошенко.

Тут, пожалуй, стоит отметить, что у парка налажено сообщение и с микрорайоном Сокол, где живет много китайских семей, работающих в парке.

Расширенная резидентура

Строить индустриальный парк в чистом поле с нуля когда-то решили лидеры Беларуси и Китая. Отправной точкой стройки в парке называют 12 мая 2015 года. Сегодня в "Великом камне", который Си Цзиньпин назвал "жемчужиной" Экономического пояса Шелкового пути, зарегистрированы 43 резидента. В администрации парка, которая выполняет на этой территории роль органа государственного управления, говорят, что 10 резидентов уже приступили к активной деятельности. Еще 10 компаний должны начать работу в 2019 году.

Инфраструктуру в парке закладывают мощную, как для большого города
© Sputnik
Инфраструктуру в парке закладывают мощную, как для большого города

К слову, тема "Великого камня" периодически поднимается на встречах с президентом Беларуси. Вот и на последнем "Большого разговоре" Лукашенко спросили о возможном вреде отечественной экономике из-за реализации столь крупного объекта. На что он заметил, что в парке ждут высокотехнологичные компании, а не конкурентов белорусским заводам.

"Проект является узловой платформой Шелкового пути, и сегодня для нас самое главное – это строительство и последующий выпуск продукции нашими резидентами. При этом позиционируем наш проект как международный, ему тесно в рамках белорусско-китайского сотрудничества. Сейчас в парке зарегистрированы еще и представители США, Австрии, Литвы, Израиля, России и, что отрадно, работают 9 резидентов из Беларуси", – пояснил глава администрации парка Александр Ярошенко.

Вход на этаж администрации
© Sputnik Владимир Жданович
Вход на этаж администрации

И все-таки индастриал парк

Так вот, за последние два года "Великий камень" прирос важными объектами. Во-первых, достроили главное административное здание. Теперь тут можно попить кофе. Ну а если серьезно, кроме офисов резидентов, администрации и "Компании по развитию индустриального парка", здесь работает центр "Одна станция". Здесь представители госорганов принимают по всем вопросам компании, работающие в парке. То есть инвесторам не надо ехать в Смолевичи или Минск, чтобы решить какие-то мелкие, да и крупные дела.

Так когда-нибудь будет выглядеть индустриальный парк Великий камень
© Sputnik Владимир Жданович
Так когда-нибудь будет выглядеть индустриальный парк "Великий камень"

Для обывателя интересным, пожалуй, станет новый выставочный комплекс. Первым крупным мероприятием, которое здесь проведут, станет международный экономический форум в июле. Снаружи здание отдаленно напоминает стадион-гнездо, построенный в Пекине к Олимпийским играм 2008 года.

И все же логично, что в индустриальном парке главным называют именно запуск производств. Так вот, уже возведен логистический комплекс со складами, бизнес-центр, производственные корпуса, а также научно-производственный центр по выпуску суперконденсаторов и предприятие "МАЗ-Вечай". Первый собирается работать в плотной связке с "Белкоммунмашем", второе уже выпускает дизельные двигатели, правда, пока из китайских комплектующих.

За время строительства парка в нем проложили около 30 километров дорог
© Sputnik
За время строительства парка в нем проложили около 30 километров дорог

"Да, предприятие пока в виде сборочного производства, и нам нужно приложить все усилия, чтобы сделать максимальную комплектацию в Беларуси, чтобы была локализация. Кстати, в будущем оно собирается не только обеспечивать наше машиностроение, но и более 70 процентов продукции отправлять на экспорт", – рассказал глава администрации парка.

По его словам, также активно строятся типовые производственные корпуса для тех, кто хочет арендовать площадку под производство. В таком сейчас работает белорусская "Леванта Групп", выпускающая вентиляционное оборудование.

Белорусское предприятие Леванта Групп, выпускающее вентиляционное оборудование, арендует помещения на территории парка
© Photo : предоставлено администрацией парка
Белорусское предприятие "Леванта Групп", выпускающее вентиляционное оборудование, арендует помещения на территории парка

А еще свое производственное предприятие достраивает американская компания, специализирующаяся на лазерных технологиях, и "Зумлион", который будет выпускать строительную технику на базе шасси МАЗа.

"Скажу откровенно, не все у всех всегда получается в силу разных обстоятельств. Пока одни строятся и развиваются, другие, даже зайдя в парк, еще думают, как лучше построить бизнес. Мне бы хотелось, чтобы получили развитие и новые идеи. Например, проект по композитным материалам. Он капиталоемкий, на 220 миллионов евро, и сложный, но мы надеемся, что он пойдет", – заметил глава администрации парка.

Прямо сейчас на территории парка строится еще несколько производственных предприятий, а также Китайско-белорусский центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений. Уже застроены 350 гектаров земли, продолжается дальнейшее освоение территории парка.

Так выглядит Одна станция, где резидент может решить любые вопросы
© Photo : предоставлено администрацией парка
Так выглядит "Одна станция", где резидент может решить любые вопросы

Будущий город?

Прямо на въезде в "Великий камень" – символ парка, камень с надписью на английском, который фотографируют буквально все. Недалеко расположен вариант поменьше, собственно, с него и началась история этого объекта. Рядом в помещении установлен макет парка, на котором видно, как территория будет развиваться в перспективе. Здесь и жилые дома, и коттеджи, зеленые зоны и многое другое. Кстати, первый жилой дом здесь скоро достроят. Каркас уже почти готов.

"Этот проект реализуется за счет технико-экономической помощи Китая. Здесь будет 156 квартир, кроме этого, расположится парикмахерская, тренажерный зал, супермаркет и так далее. Дом сдается не просто с отделкой, человек может заезжать сразу с вещами", – говорит глава представительства ООО "25-я компания Китайской корпорации по железнодорожному строительству" Тянь Цзяци.

Тянь Цзяци на фоне первого жилого дома, строящегося в парке
© Sputnik Владимир Жданович
Тянь Цзяци на фоне первого жилого дома, строящегося в парке

На строительстве дома трудятся около 200 строителей, из них 50 – белорусские рабочие, остальные – граждане Поднебесной. Заметим, здание возводят по белорусским стандартам. Кто здесь будет жить? Те, кто будет работать в парке.

"156-квартирный дом положит начало первому жилому комплексу. В будущем мы видим там квартал почти на 8 тысяч человек, это территория первоочередного освоения для проживания людей. С такими темпами, как мы развиваемся, думаю, что к 2025 году сделаем жилую застройку", – рассказывает Александр Ярошенко.

По его словам, парк позиционирует себя как международный город-спутник. Также в парке хотели бы, чтобы минчане приезжали отдыхать в "Великий камень" в выходные, ведь тут планируют строить зоны развлечений и рекреации, а может, и аналог Диснейленда.

В экспоцентре уже в июле пройдет международный экономический форум
© Sputnik Владимир Жданович
В экспоцентре уже в июле пройдет международный экономический форум

А провожая нас, глава администрации китайско-белорусского индустриального парка напомнил, что его название вовсе не китайское. Оказывается, на территории парка есть деревня Великий Камень, в честь нее и назвали будущий город. Или все-таки индустриальный парк?

"Мы ориентируемся на строительство умного города, спутника Минска, а не просто производственного кластера. В таком городе можно будет не просто выпускать высокотехнологичную продукцию, но и комфортно жить и отдыхать в чистой среде", – подытожил Ярошенко.

Читайте также:

Теги:
строительство, Белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень", Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik