За время строительства парка в нем проложили около 30 километров дорог, построили крупнейший в стране выставочный центр, прямо сейчас возводят первый жилой дом на 156 квартир, а еще начался выпуск дизельных двигателей для МАЗа и суперконденсаторов для электробусов.
Корреспондент Sputnik Владимир Жданович побывал в индустриальном парке, который в будущем собирается стать умным городом-спутником Минска.
Где свернуть на Минский проспект
Минчане, да и белорусы в целом, про "Великий камень" в курсе. Знают, что есть такой объект возле национального аэропорта, там кто-то что-то строит. Но вот чтобы приехать и посмотреть своими глазами – таких людей немного. Да и делать здесь пока простым гражданам нечего. Но это пока.
Кстати, почти два года назад "Великий камень" с Минском связал рейсовый автобус, курсирующий от метро "Могилевская" три раза в день. А одно время повадились в парк приезжать уличные гонщики, но с ними быстро провели разъяснительную работу, чтобы не гоняли. Дороги тут и правда крутые. В смысле ровные, без ухабов, к тому же широкие, а еще сразу с тротуарами и велодорожками.
"Если вы едете в аэропорт со стороны Партизанского проспекта по трассе М1, то раньше этот участок дороги был необустроен, а сейчас он активно используется. Вот и внутри парка мы построили широкие, можно сказать магистральные дороги. Есть два проспекта – Пекинский и Минский. Другие улицы у нас называются по именам драгоценных и полудрагоценных камней – Малахитовая, Сапфировая, Рубиновая… Надеюсь, названий в будущем хватит", – встречает нас, заодно рассказывая о географии комплекса, глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" Александр Ярошенко.
Сейчас на территории построено около 30 километров дорог и вся остальная инфраструктура. Вокруг идет стройка, на улицах людей пока немного, однако светофоры исправно работают.
"Мы строим все заранее, как для большого города. Канализация, водопровод, очистные сооружения. Все это уже может обеспечить жизнь населенного пункта с 50 тысячами человек. Столько пока не живет, но мы заранее вкладываем средства", – улыбается Александр Ярошенко.
Тут, пожалуй, стоит отметить, что у парка налажено сообщение и с микрорайоном Сокол, где живет много китайских семей, работающих в парке.
Расширенная резидентура
Строить индустриальный парк в чистом поле с нуля когда-то решили лидеры Беларуси и Китая. Отправной точкой стройки в парке называют 12 мая 2015 года. Сегодня в "Великом камне", который Си Цзиньпин назвал "жемчужиной" Экономического пояса Шелкового пути, зарегистрированы 43 резидента. В администрации парка, которая выполняет на этой территории роль органа государственного управления, говорят, что 10 резидентов уже приступили к активной деятельности. Еще 10 компаний должны начать работу в 2019 году.
К слову, тема "Великого камня" периодически поднимается на встречах с президентом Беларуси. Вот и на последнем "Большого разговоре" Лукашенко спросили о возможном вреде отечественной экономике из-за реализации столь крупного объекта. На что он заметил, что в парке ждут высокотехнологичные компании, а не конкурентов белорусским заводам.
"Проект является узловой платформой Шелкового пути, и сегодня для нас самое главное – это строительство и последующий выпуск продукции нашими резидентами. При этом позиционируем наш проект как международный, ему тесно в рамках белорусско-китайского сотрудничества. Сейчас в парке зарегистрированы еще и представители США, Австрии, Литвы, Израиля, России и, что отрадно, работают 9 резидентов из Беларуси", – пояснил глава администрации парка Александр Ярошенко.
И все-таки индастриал парк
Так вот, за последние два года "Великий камень" прирос важными объектами. Во-первых, достроили главное административное здание. Теперь тут можно попить кофе. Ну а если серьезно, кроме офисов резидентов, администрации и "Компании по развитию индустриального парка", здесь работает центр "Одна станция". Здесь представители госорганов принимают по всем вопросам компании, работающие в парке. То есть инвесторам не надо ехать в Смолевичи или Минск, чтобы решить какие-то мелкие, да и крупные дела.
Для обывателя интересным, пожалуй, станет новый выставочный комплекс. Первым крупным мероприятием, которое здесь проведут, станет международный экономический форум в июле. Снаружи здание отдаленно напоминает стадион-гнездо, построенный в Пекине к Олимпийским играм 2008 года.
И все же логично, что в индустриальном парке главным называют именно запуск производств. Так вот, уже возведен логистический комплекс со складами, бизнес-центр, производственные корпуса, а также научно-производственный центр по выпуску суперконденсаторов и предприятие "МАЗ-Вечай". Первый собирается работать в плотной связке с "Белкоммунмашем", второе уже выпускает дизельные двигатели, правда, пока из китайских комплектующих.
"Да, предприятие пока в виде сборочного производства, и нам нужно приложить все усилия, чтобы сделать максимальную комплектацию в Беларуси, чтобы была локализация. Кстати, в будущем оно собирается не только обеспечивать наше машиностроение, но и более 70 процентов продукции отправлять на экспорт", – рассказал глава администрации парка.
По его словам, также активно строятся типовые производственные корпуса для тех, кто хочет арендовать площадку под производство. В таком сейчас работает белорусская "Леванта Групп", выпускающая вентиляционное оборудование.
А еще свое производственное предприятие достраивает американская компания, специализирующаяся на лазерных технологиях, и "Зумлион", который будет выпускать строительную технику на базе шасси МАЗа.
"Скажу откровенно, не все у всех всегда получается в силу разных обстоятельств. Пока одни строятся и развиваются, другие, даже зайдя в парк, еще думают, как лучше построить бизнес. Мне бы хотелось, чтобы получили развитие и новые идеи. Например, проект по композитным материалам. Он капиталоемкий, на 220 миллионов евро, и сложный, но мы надеемся, что он пойдет", – заметил глава администрации парка.
Прямо сейчас на территории парка строится еще несколько производственных предприятий, а также Китайско-белорусский центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений. Уже застроены 350 гектаров земли, продолжается дальнейшее освоение территории парка.
Будущий город?
Прямо на въезде в "Великий камень" – символ парка, камень с надписью на английском, который фотографируют буквально все. Недалеко расположен вариант поменьше, собственно, с него и началась история этого объекта. Рядом в помещении установлен макет парка, на котором видно, как территория будет развиваться в перспективе. Здесь и жилые дома, и коттеджи, зеленые зоны и многое другое. Кстати, первый жилой дом здесь скоро достроят. Каркас уже почти готов.
"Этот проект реализуется за счет технико-экономической помощи Китая. Здесь будет 156 квартир, кроме этого, расположится парикмахерская, тренажерный зал, супермаркет и так далее. Дом сдается не просто с отделкой, человек может заезжать сразу с вещами", – говорит глава представительства ООО "25-я компания Китайской корпорации по железнодорожному строительству" Тянь Цзяци.
На строительстве дома трудятся около 200 строителей, из них 50 – белорусские рабочие, остальные – граждане Поднебесной. Заметим, здание возводят по белорусским стандартам. Кто здесь будет жить? Те, кто будет работать в парке.
"156-квартирный дом положит начало первому жилому комплексу. В будущем мы видим там квартал почти на 8 тысяч человек, это территория первоочередного освоения для проживания людей. С такими темпами, как мы развиваемся, думаю, что к 2025 году сделаем жилую застройку", – рассказывает Александр Ярошенко.
По его словам, парк позиционирует себя как международный город-спутник. Также в парке хотели бы, чтобы минчане приезжали отдыхать в "Великий камень" в выходные, ведь тут планируют строить зоны развлечений и рекреации, а может, и аналог Диснейленда.
А провожая нас, глава администрации китайско-белорусского индустриального парка напомнил, что его название вовсе не китайское. Оказывается, на территории парка есть деревня Великий Камень, в честь нее и назвали будущий город. Или все-таки индустриальный парк?
"Мы ориентируемся на строительство умного города, спутника Минска, а не просто производственного кластера. В таком городе можно будет не просто выпускать высокотехнологичную продукцию, но и комфортно жить и отдыхать в чистой среде", – подытожил Ярошенко.
Читайте также:
- Минск может стать распределительным пунктом для китайских грузов
- "Великий камень" стал особой экономической зоной
- Для кого Китай — конкурент, а для кого — партнер?