В Светлогорске вовсю наводят лоск и настоящий белорусский порядочек. Дело даже не в том, что в Беларуси непривычно теплая зима и дворников нужно чем-то занять для поддержания "боеготовности".
По городу распространяется информация, что на Светлогорский ЦКК в конце недели может приехать Александр Лукашенко. Мысль, впрочем, довольно очевидная после того, как президент уже разбирался с двумя предприятиями концерна "Беллесбумпром" в Шклове и Добруше.
Ситуация на заводе в Светлогорске пока складывается далеко не так радужно, как рисовали чиновники, представляя инвестиционный проект на нешуточные 800 миллионов долларов.
С самого старта строительства производства Светлогорский ЦКК сопровождают сплошные скандалы. Как только завод по производству беленой целлюлозы построили, местные жители стали жаловаться на удушливый запах и назойливый шум.
Проблема приобрела международный характер, когда зимой 2019 года претензии белорусской стороне предъявила Украина. Тогда появилась информация, что Светлогорский комбинат слил в Березину неочищенные стоки предприятия.
Украинские экологи провели замеры воды в Днепре, куда впадает белорусская Березина, и нашли там превышение по содержанию вредных примесей, что сразу связали с работой белорусского предприятия.
Концерн Беллесбумпром тогда не только опроверг сам факт слива неочищенных стоков в реку, но и отметил, что не получал в свой адрес официальных претензий от украинской стороны. Зато претензии местных жителей к работе целлюлозного комбината можно услышать и сегодня.
Завод топчется на месте
В конце октября 2019 года предприятие посещал премьер-министр Сергей Румас, где ему доложили о реализации поручения президента о вводе предприятия в строй.
По словам председателя концерна "Беллесбумпром" Юрия Назарова, реализация проекта почти завершена и Светлогорский ЦКК стабильно работает.
Пресс-служба "Беллесбумпрома" в ноябре прошлого года отчиталась, что предприятия концерна за девять месяцев увеличили производство импортозамещающей продукции на 7,3% на общую сумму больше 390 миллионов рублей.
"За 9 месяцев 2019 года ОАО "Светлогорский ЦКК" произведено 90,4 тысячи тонн целлюлозы, что в 3,6 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года", – говорится на сайте концерна.
Предметом контракта с китайским подрядчиком было строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы мощностью 400 тысяч тонн в год "под ключ".
Мощности все еще простаивают
Данные по выпуску 90 тысяч тонн продукции по факту говорят, что предприятие выдает в месяц около 10 тысяч тонн целлюлозы, и, если бы работа шла и дальше такими темпами, на конец года ЦКК должен был выдать 120 тысяч тонн.
Получается, что предприятие, которое должно выпускать 400 тысяч тонн готовой продукции, работает лишь на четверть от собственных производственных мощностей.
Интересно, как руководство Светлогорского ЦКК при таких показателях собирается возвращать 800 миллионов долларов китайского кредита?
Курьезный характер проекта проявился в мае прошлого года, когда в одном из цехов нового завода рухнула крыша. После долгой истории с кабелями китайского производства, которые не выдерживали белорусское напряжение в сети, это стало еще одним подтверждением того, как халатно относилась к строительству компания САМСЕ.
Планы правительства вывести на самоокупаемость Светлогорский ЦКК к 2023 году канули в Лету. Теперь хорошо, если это случится в 2027 году. Вишенкой на торте остается тот факт, что, пока завод толком и не заработал, нужно отдать в ближайшие годы 600 миллионов долларов кредитов китайскому заемщику.
Завод все еще воняет
Глава инициативной группы против строительства Светлогорского ЦКК Тельман Маслюков рассказал, что в настоящее время выбросы газа случаются уже не так часто.
"В основном запах чувствуется в промышленной зоне, непосредственно вокруг завода. В самом городе в последние дни я запаха газа не чувствовал", – уточнил он.
По его мнению, так получается потому, что на предприятии следят за метеосводками и в те дни, когда согласно прогнозу ветер должен дуть в сторону города, снижают мощность.
"Когда ветер дует в другую сторону, то по трубе, когда начинает идти дым, это хорошо видно. Тогда ветер гонит запахи в сторону не города, а леса и речки", – пояснил Тельман Маслюков.
По словам активиста, проблема заключается в том, что на предприятии до конца не налажено само производство, поэтому метилмеркаптан полностью не сгорает в трубе.
Предприятие запускается с периодичностью раз в неделю или две, и тогда складывается впечатление, что дым валит по всей территории Светлогорского ЦКК.
Тельман Маслюков отметил в завершение, что ядовитый запах "тухлой капусты" ощущают чаще всего в Якимовой Слободе, которая находится в непосредственной близости.
Третий год испускает запахи
Специфическая вонь от предприятия в Светлогорске появилась в 2017 году, когда начались пусконаладочные работы и начались выбросы метилмеркаптана в воздух.
За сложным названием и химической формулой скрывается ядовитый газ, который напоминает по запаху протухшую капусту. Похожими соединениями "подкрашивают" природный газ, чтобы находить утечки, естественно, в очень малых дозах.
Воздействие данного газа на организм чрезвычайно вредное, потому что может вызывать головные боли, тошноту, головокружение, а у маленьких детей и вовсе задержки в развитии.
Что делать с вонью?
Ранее в Минприроды корреспонденту Sputnik рассказали, что разрабатывается методика по определению метилмеркаптана в воздухе, для чего закуплено специальное оборудование.
"После того как методика будет разработана, информация будет размещена непосредственно на табло завода, как обещал генеральный директор", – сказал замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут.
При этом он отметил, что в Минприроды считают, что никаких запахов на предприятии быть не должно.
В марте 2019 года генеральный директор Светлогорского ЦКК Юрий Крук заявил корреспонденту Sputnik, что данные по метилмеркаптану будут доступны на сайте комбината и табло на проходной в течение месяца. Представитель Минприроды обещал в августе прошлого года, что спустя месяц информация появится.
Тем не менее, информации с показателями по метилмеркаптану как не было на сайте Светлогорского ЦКК тогда, так нет и сейчас, видимо, методика его определения в воздухе чрезвычайно сложная.