2022 год для Беларуси запомнится громкими судебными процессами по делам экстремистской и террористической направленности, а также первыми "заочными судами" над беглыми оппозиционерами. Подробности читайте в обзоре Sputnik.
Одним из самых громких был суд по делу о военном заговоре с целью государственного переворота. По этому делу проходили известные личности – политолог Александр Федута, лидер старейшей оппозиционной партии БНФ Григорий Костусев, а также американский адвокат с двойным гражданством Юрий Зенкович.
Зимой 2021 года КГБ Беларуси на госТВ обнародовало оперативное видео, как Зенкович, Федута и еще несколько человек в московском ресторане "Тарас Бульба" обсуждают планы заговора и госпереворота с участием военных. Это потом станет известно, что видео снимал внедренный в группу заговорщиков полковник из Минобороны.
Суд над заговорщиками сделали отрытым, он длился около двух месяцев. Все, за исключением Костусева, признали вину. В итоге суд приговорил Зенковича к 11 годам, Федута и Костусев получили по 10 лет каждый, еще два их подельника, получили по 2,5 года лишения свободы. Верховный суд оставил приговор в силе.
Дела о терроризме
В этом году в Беларуси прошли несколько судов, в ходе которых рассматривались дела о терроризме. В Гродно в местной тюрьме прошел открытый суд по так называемому "делу Автуховича". По нему проходили 12 человек, все они получили разные сроки. Общий срок лишения свободы суммарно составил почти 200 лет. Самый длительный срок был назначен Николаю Автуховичу – 25 лет колонии, его признали виновным по всем 12 статьям. Основная часть подельников Автуховича также получила длительные сроки – по 12-15 лет лишения своды.
Группа Автуховича ввезла в республику тонны оружия из Украины и занималась подготовкой террористических актов, но была раскрыта белорусскими спецслужбами.
В 2022 году в Минске был вынесен еще один приговор по делу о подготовке терактов. Судили пять участников террористической организации "Отряды гражданской самообороны Беларуси" (ОГСБ). Они были осуждены за подготовку терактов на российской военной базе в Вилейке, приготовление к акту терроризма в Березинском лесхозе, а также за покушение на акт терроризма в отношении общественного деятеля журналиста Григория Азаренка, которому планировалось отрезать язык.
Все эти громкие уголовные дела экстремистской и террористической направленности объединяет то, что фигуранты дел получали заказы на совершение преступлений от своих кураторов, находящихся за рубежом. На всех судебных процессах оглашалась информация о руководителе "Отрядов гражданской самообороны Беларуси" и заказчике терактов Денисом Хромовым/Хофманом (Дисом).
"Заочные суды"
2022 год также запомнится тем, что впервые в Беларуси начали проходить так называемые "заочные суды". После того, как Польша, Литва отказалась выдать Минску беглых оппозиционеров, в отношении которых в Беларуси возбуждены уголовные дела, глава СК Беларуси Дмитрий Гора инициировал изменение законодательства. В Беларуси появился институт специального производства по уголовным делам.
Под спецпроизводство попали лидеры находящейся за пределами Беларуси оппозиции Светлана Тихановская, Павел Латушко, спортсменка Александра Герасименя. Как следует из принятого закона, суд наделен полномочиями назначить не только реальный срок, но и применить конфискацию имущества.
Первый заочный суд начался в Минске в середине ноября, по делу проходят пять обвиняемых, их судят за то, что они объединились в преступную группу, в составе которой создали и администрировали Telegram-канал "Черная книга Беларуси".
Также в Беларуси в 2022 году впервые начали судить за призывы к санкциям в отношении страны. Такая статья вменяется известной белорусской спортсменке Александре Герасимене, которая находится за границей. Ее уголовное дело также рассматривают в заочном суде.
Введут ли смертную казнь за измену государству?
В 2022 году появилась перспектива еще одной законодательной новации – КГБ предложил ввести исключительную меру наказания для чиновников, которых признают виновными в государственной измене.
Проект закона в начале декабря в Овальном зале представил заместитель председателя КГБ Беларуси Сергей Гладышев, он был принят депутатами.
"В целях оказания сдерживающего воздействия на деструктивные элементы, а также демонстрации решительной борьбы с изменой государству предлагается внесение изменений в ч. 2 ст. 356 УК, предусматривающих возможность применения исключительной меры наказания в виде смертной казни за измену государству, совершенную должностным лицом", – говорится в проекте закона, опубликованном в Telegram-канале нижней палаты белорусского парламента.
Речь в проекте закона идет не только о чиновниках, но также о тех, на кого распространяется статус военнослужащего.
В настоящее время в Уголовном кодексе есть статья 356 "Измена государству", максимальное наказание по которой предусмотрено до 20 лет лишения свободы.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Политические итоги 2022 года в Беларуси: стены, санкции и Кремль
Экономические итоги 2022 года: двузначная инфляция и падение ВВП
Давление и результаты: чему санкции научили белорусский спорт за 2022 год?