Sputnik попытался пообщаться с директорами школ, которые попали под пристальные проверки. Но большинство, даже понимая, что открыться им уже не дадут, на разговор шли неохотно – "чтобы не навредить" оставшимся и не быть понятыми не так.
Почему вдруг альтернативное государственному образование стало неугодным, что думают по этому поводу в частных школах и куда пойти детям, которые привыкли совершенно к другим условиям учебы, читайте в материале Sputnik.
Что произошло?
Особо пристальное внимание к себе частные школы почувствовали в августе текущего года. Не все смогли устранить недостатки, которые находили проверяющие.
Уже к сентябрю Минобр заявил, что только 14 из 35 частных школ прошли сертификацию и смогли приступить к обучению детей. К остальным же у проверяющих возникли вопросы: чаще всего они касались моментов технических (у кого-то были нюансы по арендуемым зданиям и прилегающей территории), у кого-то спрашивали о материальной базе (нет необходимых кабинетов для практических занятий). Проверки проходили и в сентябре; школы надеялись, что смогут вернуть детей за парты, но этого не случилось.
Вскоре по поводу частных школ высказался Александр Лукашенко и призвал "зачистить все до невозможности" в системе образования.
Родители заволновались: неужели теперь не будет альтернативы? И действительно: на данный момент известно, что практически все частные школы уже прекратили работу. В Минске комитет по образованию ранее сообщал, что большинство из двух тысяч учащихся уже перешли в госшколы.
Проверки с пристрастием
Александр Прудников стал директором частного учреждения образования "Мужская гимназия" пару недель назад. Но до того долгое время работал в этой же школе, поэтому знает, как обычно проходили проверки накануне учебного года. В этом году все было несколько иначе.
"Все усилилось в августе. Раньше, насколько я знаю, таких вопросов не было. Но в этом году, как и к большинству частных школ, к нам тоже возникли вопросы – не к самому учебному заведению, тут речь идет о здании. Мы отдаем себе отчет, что здесь есть, что еще привести в порядок. И многое уже сделали. Но есть вещи, на которые мы повлиять не можем", - рассказывает педагог.
Касаются они в основном отношений с арендатором: например, установить наружный забор, чтобы исключить доступ третьих лиц, или привести в порядок фасады, что-то не так с высотой потолков…
"Так, в школе в Каменной горке в предписании было выставлено условие высадить "зеленую изгородь" у забора со стороны проезжей части. Но это находится уже в ведении того же "Зеленстроя" – тут надо время, чтобы сделать все правильно и не войти в конфликт интересов с другим ведомством. А времени нам не дают", - говорит Александр.
Сейчас же все происходит в ускоренном темпе: выдано предписание, сразу же вызов в соответствующие инстанции, штраф на юрлицо, штраф на директора как на физлицо – решения принимаются очень быстро, а время на устранение недостатков не дается.
"Наше намерение и желание соответствовать этим требованиям, к сожалению, не было замечено. Мы готовы и дальше продолжить здесь работы, чтобы привести все в порядок и пройти необходимые проверки. Но насколько нам это поможет и не окажется ли это все зря в конечном итоге?" - задается вопросом директор школы.
В одном из зданий все предписания уже выполнили, готовы снова принять контролирующие органы с проверкой.
Никакой альтернативы
И родители, и частные школы считают, что столь жесткие проверки с выдвинутыми претензиями к технической составляющей – лишь предлог, чтобы убрать альтернативу государственным учреждениям образования. Реальная же причина озвучена президентом: по его мнению, здесь учат не тому курсу, "другому взгляду", который расходится с государственной идеологией.
Представители Минобра четко обозначили свою позицию: у нас единый образовательный процесс для всех. Этого в принципе и придерживаются все частные школы, именно поэтому претензии к большинству из них сводятся скорее к вещам техническим, а не образовательным.
"У нас программа такая же, как и в госшколах, те же учебники. В начальной школе дополнительно к тому, что есть, используем учебники и пособия Русской классической школы. Тут сложно сказать, почему нас могли заподозрить в рассадничестве чего-то антигосударственного. Мы должны понимать, что у нас в стране есть определенного рода идеология – и в этом плане мы тоже должны соответствовать", - говорит Александр.
Что еще могло вызвать недовольство? Возможно, считает директор гимназии, одной из причин стало то, что в школу готовы принимать на работу и тех педагогов, которые каким-то образом "отметились" в событиях 2020 года и теперь не могут трудоустроиться по специальности в государственных школах.
"Но я озвучивал свою позицию по этому поводу: эти люди же не перестали быть нашими гражданами, их дети – такие же, как и остальные. Мы не делим на правых и левых, на правильных и неправильных, нужных и ненужных. Это априори проигрышная позиция", - говорит директор.
А что с аттестатами?
Одним из предлогов для закрытия, считает Александр, могли стать американские аттестаты, которые предлагает гимназия. Мол, чему же учат белорусских детей и что там за рассадник "западных ценностей"?
Родители, которые решились на частное образование, знают, с какими трудностями сталкиваются такие школы при выдаче аттестатов. Самый распространенный выход здесь – перейти в госучреждение, доучившись там четверть-другую, чтобы получить документ государственного образца.
"Проект, связанный с американским аттестатом, разрабатывался еще моим предшественником. У частных школ есть сложности с получением сертификации, а значит, с выдачей аттестатов государственного образца. Это, к сожалению, факт, поэтому мы искали выход, чтобы не бросать детей. Поэтому можно параллельно получить два аттестата: и белорусский, и американский. Это не значит, что там есть какие-то "американские деньги": это целиком и полностью белорусский проект, у которого есть представительство в Штатах (его может открыть абсолютно любой, здесь ничего сложного), где можно получить такой диплом. Мы бы с радостью выдавали белорусские аттестаты. Если все будет в порядке с нашим учреждением образования, мы в ближайшее время снова будем подаваться на сертификацию", - объясняет Александр.
Директор школы подчеркивает: работая в системе образования, школа хочет делать это по всем правилам и с теми же правами, что и государственные школы. Ведь вопрос сертификации – это еще и возможность учителям повышать свою квалификацию, получать категорию.
"У нас много молодых учителей, очень способных, талантливых, креативных, которые хотели бы развиваться в педагогике. Я бы хотел, чтобы частные школы не рассматривали только как вариант зарабатывания денег. Мы хотим развиваться в образовании", - говорит Александр.
Сейчас родителей, чьи дети выбрали частные школы, начали активно предупреждать, что их учебное заведение закрывается, самое время отдавать детей в обычную школу. Им напоминают, что законные представители обязаны создать условия для получения образования детьми. Родители не согласны и настаивают на том, что у них должен быть выбор.
"У нас есть дети с особенностями, которые приходят на занятия с тьюторами. Есть те, которые поменяли несколько школ, прежде чем нашли ту, в которой им комфортно. Если все пойдет по худшему сценарию и дойдет до ликвидации, то принимающие это решение должны понимать, что тысячи людей останутся без права выбора", - считает Александр.
И вся эта неприятная ситуация происходит в разгар учебного года, а заложниками ее стали дети, вынужденные вдруг переходить в другие школы и адаптироваться к совершенно новым для себя условиям.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей - подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь.
Также на Sputnik:
Частные школы не открылись к учебному году: что случилось, объяснил Минобор
Чем должен заниматься родительский комитет в школах, определил Минобр
В программе по истории Беларуси включены новые темы и "усилены акценты"