Часто человек оставляет пылиться дома не подошедшую обувь и теряет деньги, потому что не знает о своих правах, например, думает, что обувь нельзя вернуть в магазин. Закон от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс Республики Беларусь стараются максимально защитить покупателя в этом или других случаях.
Процедура возврата обуви несколько отличается в зависимости от того, хотите вы вернуть качественный товар, или некачественный. Начнем с более простой процедуры - возврата качественного товара.
Как и когда можно вернуть качественную обувь?
Этот вопрос регулируется ГК. Обменять или вернуть целую и невредимую пару обуви, которая оказалась неудобной или просто не подошла к одежде, к которой вы ее подбирали, можно в том магазине, где вы ее покупали.
В этом вопросе важен срок – обменять или вернуть качественный товар можно в течение 14 дней с момента его покупки, продлить этот срок может сам продавец (посмотреть информацию об этом, как правило, можно или на сайте продавца или на вкладыше в коробке с обувью).
Еще один значимый момент – чтобы обувь приняли назад, она не должна быть ношеной и должно быть подтверждение ее покупки в этом магазине. Что касается последнего, то это не обязательно должна быть коробка, достаточно чека.
Возврат или обмен?
Согласно нормам ГК, если обувь не подошла, то изначальным вашим правом является именно ее обмен в том же магазине. Вы можете выбрать как другой размер, так и другую модель, если цена отличается, то в зависимости от того, в какую сторону, или придется доплатить, или продавцу вернуть разницу.
Вернуть обувь и получить назад деньги вы имеете право тогда, когда у продавца нет аналогичной замены. Например, вы хотите именно эту модель ботинок, но вам нужен другой размер, а его нет, или если вы купили на распродаже зимой босоножки, а других босоножек в продаже в этом магазине нет – не сезон.
Как вернуть некачественную обувь?
Обращаться нужно к продавцу, и предъявить любое доказательство покупки товара именно у него. Требование сохранять коробку довольно давно не актуально, и по закону достаточно чека, или части коробки, где есть отметки магазина или продавца. Также можно взять с собой и свидетелей.
В случае, если обувь оказалась некачественной, покупатель сам выбирает, что потребовать у продавца: заменить обувь другой парой или вернуть деньги за нее. Это не зависит от того, есть ли у продавца замена обуви - можно сказать, что закон дает покупателю право разочароваться в продавце.
Кроме этих двух способов решения конфликта покупателя с продавцом по поводу качества обуви закон предлагает и три другие варианта на выбор, опять-таки, покупателя:
можно потребовать уменьшить цену товара (что разумно, если у обуви небольшой недостаток),
бесплатно отремонтировать обувь (когда на ремонт отдает сам продавец),
вернуть деньги за ремонт, если вы сделали его раньше в мастерской (с обувью так лучше не делать – трудно доказать, что недостаток у нее появился не по вашей вине).
Важно помнить о сроках. Если обувь дорогая (ее цена должна быть выше чем 400 базовых величин, а это 12 800 рублей на сегодняшний день), то требования о замене товара или возврате денег за него нужно предъявить продавцу в течение 30 дней с момента покупки.
Не распространяется 30-тидневный срок на требования о замене или возврате денег, если обнаружены существенные недостатки товара или если покупатель выбрал безвозмездный ремонт обуви, но продавец не обеспечил его в течение 14 дней.
Во всех остальных случаях предъявить требования к продавцу можно в пределах гарантийного срока. Надо отметить, что по ГК он составляет 2 года, но продавец и покупатель в договоре могут его уменьшить или увеличить.
При этом надо знать, что если установлен гарантийный срок менее 2 лет, а с обувью это часто бывает (по ГОСТу гарантия на обувь не может быть меньше 30 дней), то покупатель все равно может предъявить требования к продавцу в течение 2 лет. Удовлетворены эти требования будут, если недостатки обуви возникли до передачи ее покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В случае с обувью, интересно, что сроки считаются по сезонам: для зимней – с 15 ноября по 1 марта, для весенней и осенней – с 1 марта по 1 мая и с 15 сентября по 15 ноября, летней – с 1 мая по 15 сентября. Период между сезонами не зачитывается в срок.
Причем, если так случилось, что вы обнаружили недостаток до наступления сезона, то гарантийный срок считается того дня, который вы назовете как дату начала ношения обуви.
Проверка качества и экспертиза
Процедура возврата обуви с недостатком может оказаться сложнее. Регулируется этот вопрос подробно Законом "О защите прав потребителей", который предусматривает, что при необходимости продавец может провести проверку качества товара.
Некоторые продавцы проводят проверку качества при любом обращении о замене некачественного товара, даже если все, казалось бы, очевидно – у обуви оторвалась подошва, например, все равно продавец смотрит, нет ли в этом вины покупателя.
Покупатель имеет право присутствовать при проведении проверки качества товаров, к которой кроме ответственных за это работников продавца, продавец имеет право привлечь и ремонтную организацию.
Так же покупатель может высказать свои возражения против результатов проверки качества, и в этом случае продавец уже обязан провести экспертизу качества, обратившись в экспертную организацию.
Если проверка качества может занять пять минут и пройти сразу после того, как вы принесли обувь на возврат, то экспертиза может занять около месяца – в зависимости от загруженности экспертного учреждения, куда передали обувь. Присутствовать при проведении экспертизы покупатель тоже может. Обжаловать результаты экспертизы можно только в суде.
Надо знать, что в случае, если по результатам экспертизы недостатков у обуви не найдут, или окажется, что они возникли по вашей вине, то вам придется вернуть продавцу деньги за проведение экспертизы, а сумма может быть сопоставима со стоимостью пары обуви.
Поэтому, если вы сомневаетесь, отвалилась подошва потому, что нитки плохие, или потому что вы в "модельной" обуви попали в лужу – взвесьте все "за" и "против".
Если по результатам проверки качества продавец говорит, что недостатков нет, или это ваша вина в их появлении и отказывается проводить экспертизу, а вы уверены в своей правоте, то вы можете обратиться к экспертам сами.
Получив заключение экспертов, подтверждающее наличие брака и вину производителя в его возникновении, вы можете взыскать с продавца деньги и за обувь, и за экспертизу.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Бюджет прожиточного минимума вырастет в Беларуси
Чем заменят санкционные продукты в Беларуси?