Новый председатель Центризбиркома Игорь Карпенко в большом интервью Sputnik рассказал о том, как будут голосовать ковидные больные на референдуме, кого МВД привлечет к охране участков, сколько приедет наблюдателей, а также про отношение к хайпу на шторках и, конечно же, про Лидию Ермошину.
Про опыт и букву закона
Основополагающий принцип деятельности белорусского ЦИК – профессиональная, компетентная работа в строгом соответствии с буквой закона, считает Игорь Карпенко.
– Это первая электоральная кампания в качестве главы ЦИК, но не первая в моей жизни и не первая в моем профессиональном опыте.
Во-первых, я всегда занимал активную гражданскую позицию, и будучи депутатом, и работая на различных должностях, в том числе в государственных органах и организациях. Любая электоральная кампания – это высокий уровень гражданской активности и ответственности.
Безусловно, уже в должности главы ЦИК для меня открываются какие-то тонкости и нюансы работы на этом уровне. Но понимание электорального процесса, понимание применения законодательства на практике у меня есть и никаких проблемных вопросов не возникает. А если возникают, то есть специалисты, есть комиссия.
Но при этом я хочу особо подчеркнуть, что Центральная комиссия – это коллегиальный орган, который принимает решения в соответствии с той компетенцией, которая на нее возложена Конституцией и избирательным законодательством. Поэтому наша задача – работать слаженно, профессионально, компетентно и в соответствии с буквой закона.
Про Ермошину и коллегиальность
Карпенко отметил большой опыт своей предшественницы Лидии Ермошиной, но подчеркнул, что в новом составе ЦИК, который является коллегиальным органом, работают специалисты высокого уровня.
– Общаюсь, вместе были на мероприятии, на котором вручали премии "За духовное возрождение". Иногда созваниваемся по телефону.
Не скажу, что мы с Лидией Михайловной консультируемся прям по всем вопросам. В этом нет необходимости. В ЦИК работает высокопрофессиональная команда, кстати, подобранная ею.
Тем не менее отмечу, что мне с Лидией Михайловной приходилось работать и на выборах в 2006, 2010 и 2015 годах, на двух из этих электоральных кампаний – в качестве председателя Минской городской комиссии по выборам Президента.
Избирательный процесс я видел с разных сторон: сам избирался депутатом, собирал подписи, проводил агитационную кампанию. Потом, работая в партии (КПБ – Sputnik), направлял представителей в комиссии в качестве наблюдателей. Поэтому опыт у меня есть, я его могу применить на практике. И опять же я подчеркиваю, что мы (ЦИК) руководствуемся буквой закона и коллегиальностью в своей работе.
Про бойкот
Глава ЦИК Беларуси уверен, что белорусский электорат не поведется на призывы о бойкоте конституционного референдума и придет на участки для голосования.
– Призывы к бойкоту – это деструктивная деятельность, которая идет не на пользу укрепления государственности и суверенитета нашей страны. Все-таки голосование на референдуме дает возможность выбора – каждый вправе сам самостоятельно определять, приходить ли ему на участок для голосования или нет. Каждый в состоянии сам выбрать ответ на вопрос референдума. А призывы к бойкоту, как минимум, неконструктивны.
Следует помнить, что государство тратит огромные деньги на то, чтобы провести референдум.
На сегодняшний день дальше этих призывов ничего не идет. Но вместе с тем я призвал бы граждан делать самостоятельный, осознанный выбор – прийти на референдум и проголосовать.
Про правопорядок и дружинников
Центризбирком и МВД традиционно накануне избирательной кампании оговорили вопросы общественной безопасности, на этом раз милиция будет привлекать дружинников, сообщил Карпенко.
– Вопросы охраны общественного порядка, участков для голосования определены методическими рекомендациями, мы эти вопросы отработали с Министерством внутренних дел, они будут привлекать к этой работе добровольные дружины. И в методических рекомендациях эти вопросы закреплены и утверждены соответствующим постановлением ЦИК. Поэтому традиционно участки будут взяты под охрану сотрудниками милиции.
Про эпидбезопасность и ковид
– Минздрав представил свои рекомендации по эпидбезопасности во время проведения референдума, которые направлены в комиссии.
Владельцам зданий и сооружений, где будут размещаться участковые, территориальные комиссии, поручено принять все необходимые меры по обеспечению соответствующего санэпидрежима. Это и вопросы проветривания, уборки, санитарной обработки, соблюдения личных санитарных норм – ношения масок, использования антисептиков.
Отработан также алгоритм взаимодействия, связанный с голосованием больных COVID-19. Таким гражданам по вопросам организации голосования необходимо обращаться в свои участковые комиссии по месту регистрации, им будет предоставлена возможность голосовать по месту нахождения.
Про шторки
Глава Центризбиркома также высказался по поводу "хайпа" в соцсетях в связи с тем, что решили убрать переднюю шторку на кабинках.
– Нас начали критиковать, что сняли шторку на кабинках. Это не при мне придумано. В предыдущей практике использовалась такая норма.
Посмотрите, во многих странах вообще нет никаких шторок на кабинах для голосования. Это никаким образом не влияет на тайну волеизъявления. Никто же из членов комиссии не заходит в кабину и не смотрит, как человек голосует, как он в бюллетене делает отметку.
То, что шторка открыта, создает условия для лучшего проветривания. Да и, чтобы поставить галочку в бюллетене, не нужно в кабинке задерживаться по 20-30 минут. Человек, когда идет на участок, он уже выбор сделал и пришел с осознанной позицией, в каком квадрате он поставит тот или иной знак.
Про активность избирателей
Глава ЦИК Беларуси уверен, что на конституционном референдуме будет высокая явка избирателей.
– Не хотелось бы быть, каким-то оракулом и давать прогнозы. Но могу с большой долей уверенности сказать, что явка (на референдум – Sputnik) все-таки будет высокой. Насколько я ощущаю общественно-политическую ситуацию в стране, видя то, что происходит, читая социальные сети и прессу, могу говорить, что интерес у населения к референдуму большой.
Люди активно участвовали и интересовались тем, как шло обсуждение нового проекта Конституции. О том, что предстоящий референдум интересует население, можно судить даже по тематике обращений в Центризбирком. К нам обращались и продолжают обращаются граждане с предложениями о включении в Конституцию и законодательство тех или иных норм.
Понятно, что это не наша компетенция – ЦИК должен организовать процесс голосования, сам референдум. Но судя по таким письмам, мы понимаем, что у людей высокая активность, электорат серьезно проникся идеей референдума и теми изменениями, которые, возможно, будут внесены в наш Основной закон. Люди понимают, что это документ, по которому нам предстоит жить ближайшие 10-20 лет и выстраивать политическую структуру общества и государства.
Какой будет явка при досрочном голосовании? Я думаю, что традиционной. Если судить по президентским выборам и по прошлым парламентским, то где-то до 40 процентов граждан, обладающих избирательным правом, приходят голосовать досрочно. Чуть больше, может быть, этот показатель будет среди студентов.
Про наблюдателей
Международные наблюдатели приедут в Беларусь ближе к основной дате референдума, пока точной цифры по ним нет, отметил глава ЦИК.
– Я не могу в настоящий момент назвать точную цифру. Мы направили приглашения ЦИКам стран СНГ, пока откликнулись российские коллеги. Мы сможем говорить об этом (о количестве иностранных (международных) наблюдателей – Sputnik) ближе к референдуму. Могу назвать цифру по миссии СНГ, это примерно 120 человек. МИДом могут быть отдельно приглашены наблюдатели, к примеру политики, эксперты, которые профессионально разбираются в электоральных компаниях и избирательных технологиях.
Могу привести цифры по президентской кампании 2020 года. Миссия наблюдателей от СНГ составляла 184 человека, из них от МПА СНГ было 50 человек. Кроме этого, дипломатический корпус дополнительно участвовал в составе 64 человека. Таким образом, в общей сложности от СНГ было более 240 человек.
Также на Sputnik:
ЦИК создал внебюджетный фонд для проведения референдума
Меньше, чем на президентских: ЦИК сообщил количество избирательных участков
Президент рассказал, почему референдум в Беларуси может не состояться