Президент РФ Владимир Путин на прошедшей в четверг пресс-конференции назвал создание единой валюты вопросом будущего и определил в качестве первостепенной задачи интеграции Беларуси и России синхронизацию законодательства в сфере экономики.
Корреспондент Sputnik попросил российского экономиста Василия Колташова оценить, что должно произойти, чтобы процесс сближения экономик ускорился, и при каких условиях возможно (необходимо) введение единой валюты.
Таможенное дело
Эксперт отметил, что для начала нужно, чтобы 28 дорожных карт союзного развития были выполнены в Беларуси, чтобы вся ее внутренняя экономическая система с точки зрения права была идентична российской.
"Необходимо, чтобы это были две администрации в одной стране в экономическом смысле. И при этом должна быть единая таможенная система, без дыр", – заявил Колташов, напомнив, что Путин также высказывался на тему общего таможенного законодательства, поскольку вопросы надежной работы таможни остаются одним из ключевых в экономической интеграции.
Новая валюта или российский рубль?
По мнению аналитика, вопрос о единой валюте поднимался белорусским руководством в прежние годы в спекулятивной форме с целью избежать обсуждения реальной экономической интеграции с Россией. При этом Колташов обратил внимание, что речь шла о введении новой валюты и, соответственно, создания эмиссионного центра.
Экономист уточнил, что такое возможно, если только это будет специальная валюта, рассчитанная на внешние рынки и обеспеченная золотыми запасами двух банков: "Международная валюта с пределом эмиссии: сколько у вас золота, столько мы эмитируем и выпускаем в оборот".
Собеседник Sputnik также подчеркнул, что рассматривать такой вариант можно лишь в контексте внешней стратегии, а для Беларуси, по его мнению, сейчас актуален переход на российский рубль в перспективе.
Правда, для этого, как заметил Колташов, нужно, чтобы российский рубль был более стабилен, прошел период резких колебаний на рынках нефти и газа, а также желательно, чтобы разрешился кризис в Украине.
Эксперт считает, что экономическая интеграция должна проходить интенсивнее. По его мнению, это предполагает определенную либерализацию экономической политики Беларуси, в частности, большую свободу для частных структур.
Режим благоприятствования
В недавнем интервью белорусский лидер Александр Лукашенко вспоминал, что, когда они с президентом РФ Борисом Ельциным подписывали соглашение, имелось в виду, что общей валютой будет не российский и не белорусский рубль, а некая "третья валюта". Сейчас глава государства допускает, что общей валютой двух государств станет рубль.
Но ключевым для Лукашенко остается вопрос эмиссионного центра, который он предложил сделать как в Евросоюзе – независимым, а не российским.
"Это более высокий уровень интеграции, к которому мы не подошли. Подойдем – будем решать", – добавил президент Беларуси.
Между тем, по мнению эксперта, "зайчик" уже сейчас держится на политике российского благоприятствования белорусскому производству в виде, в первую очередь, комфортных цен на энергоресурсы.
"Если представить, что эта "подпорка" будет убрана, то белорусский рубль полетит вниз страшнее, чем турецкая лира. Это нужно понимать, что единая валюта, распространение российского рубля в Беларуси нужно, чтобы расширить фундамент и увеличить прочность этой валюты. Сам по себе белорусский рубль в нынешних условиях быть устойчивым не может", – полагает эксперт.
Он также напомнил, что, например, аренду недвижимости и многое другое в Беларуси по-прежнему привязывают к доллару, обеспечивая таким образом дополнительную страховку. Неустойчивость национальной валюты, на взгляд экономиста, определяется масштабом белорусского рынка и тем, как будут влиять на него мировые цены и санкции.
Читайте также:
Лукашенко и Путин могут встретиться в Санкт-Петербурге 28 декабря – Песков
Беларусь просит у России новый крупный кредит – на рефинансирование долга
Макей и Мезенцев обсудили реализацию интеграционных документов