Изменит ли миграционный кризис политический ландшафт Европы?

Миграционный кризис на границе с Беларусью обозначил границы здравого смысла, которые готовы нарушить политики из ЕС.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Недавние плакальщики о мигрантах, переправлявшихся по средиземноморскому маршруту в вожделенную Европу, внезапно превратились в их лютых ненавистников. Разнарядки на въезд мигрантов со стороны восточной границы Евросоюза никто не давал, а Украина не в счет.
Маски сброшены, гримаса высокомерия у еврочиновников сменилась риторикой крайней озабоченности, теперь они заинтересованы в прямом диалоге с Беларусью, считает колумнист Sputnik Николай Левчук.

Пограничное состояние

Для польской правящей партии миграционный кризис стал настоящим подарком, позволяющим отвлечь от внутренних проблем внимание не только своих граждан, но и представителей европейской бюрократии. Более того, горячие головы в Польше пытаются вовлечь НАТО в разрешение кризиса.
Представители политической элиты Литвы, от которой в европейских делах мало что зависит, кивают на Еврокомиссию и идут в фарватере польской политики, стараясь особо не лезть на рожон – авось само собой рассосется. И только литовская пограничная собака, укусившая мигранта, вызвала настоящий международный резонанс. Литовская сторона искренне оправдывалась по этому поводу, что не идет ни в какое сравнение с действиями польских властей, применивших против беззащитных людей водометы и слезоточивый газ.
Польша готова обсудить с Россией миграционный кризис >>>
Самая большая ставка здесь у проамериканского олигархата, который на фоне нарастающей новой волны финансового кризиса кровно заинтересован в эскалации конфликта между Россией и НАТО до самых опасных значений. Поэтому попытка приплести к кризису российскую сторону совсем не удивительна. Наиболее взвешенная позиция у белорусского руководства, которое не позволяет довести стрелку оборотов политического тахометра до "красной зоны".
Исход из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, который в более или менее активной фазе длится уже около десятилетия, с некоторых пор оказался в особом фокусе европейской политики. Санкционное давление ЕС на Республику Беларусь привело к неожиданному результату: в Европу по восточноевропейскому маршруту хлынул миграционный поток, а транзитный статус Беларуси на континенте проявился в полную силу. Польская и литовская стороны, повадившиеся в последнее время явно или исподтишка вставлять палки в колеса белорусской экономики, добились обратного эффекта и в один голос воскликнули: "А нас-то за что?!"

Детям не место в лесу!

Еще недавно европейские СМИ были полны слезливыми репортажами о несчастных судьбах мигрантов, которые с риском для жизни на утлых суденышках по Средиземному морю переправляются в ЕС. Теперь вместо слез – слезоточивый газ и водометы, из которых с полькой стороны поливали мигрантов, находившихся, между прочим, на белорусской территории. А это может квалифицироваться как нарушение Государственной границы.
Эксперты Еврокомиссии посмотрели, как живут мигранты в кризисном центре >>>
Те, кто после такого обливания обратился за медицинской помощью на белорусской стороне, жаловались на резь в глазах, першение и боль в горле, повреждения кожных покровов. Проведенная в отношении этих лиц судебно-медицинская экспертиза установила следы воздействий химических средств, обладающих раздражающим свойством. По сообщению Государственного комитета судебных экспертиз, в ходе исследования объектов, изъятых 16 ноября при осмотре места происшествия – участка белорусско-польской границы в районе пункта пропуска "Брузги", судебные эксперты обнаружили вещество, представляющее собой вытяжку алкалоидов стручкового перца.
Это вещество используется для снаряжения спецсредств, находящихся на вооружении армии и полиции, а именно газовых гранат, патронов для газового оружия, различного рода аэрозольных устройств, в том числе водометов. Выяснилось, что против мигрантов применялось как минимум два типа свето-шумовых гранат. Следственный комитет Беларуси проверяет версию о заранее спланированной акции польскими силовиками. Установлено 109 потерпевших беженцев от действий польской стороны, среди них 22 женщины, 15 детей, в том числе 10 малолетних.
Караник: у некоторых беженцев нет даже паспорта >>>
Польские официальные лица сетуют на враждебно настроенных против польской пограничной службы групп мигрантов. А на что еще они рассчитывали после такого "дождичка" в ноябрьские холода? Вдобавок премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил о возможности закрытия белорусско-польской границы. Так возрождаются разделительные линии в Европе. "Железный занавес" – в голове, и кто бы мог подумать, что в голове именно польского высшего должностного лица.
Не все поляки разделяют агрессивные действия своего политического руководства. Так, несколько десятков человек собрались в минувшую субботу в Хайнувке на границе с Беларусью, чтобы продемонстрировать свою поддержку мигрантам. Они скандировали лозунги типа "Детям не место в лесу!", требуя оказания помощи людям, оказавшимся на польско-белорусской границе. Для наглядности демонстрировали плакаты с фотографиями беженцев в сложных условиях. Инициатором акции стал польский Конгресс женщин, который обращает внимание на то, что среди беженцев на границе есть дети, больные и инвалиды.

Белая книга

Пока польские власти не внимают голосу не только своих граждан, но даже Папы Римского, который призвал оказать помощь мигрантам. Это недобрый знак для правящей партии "Право и справедливость", ведь от любви до ненависти ее избирателей – один шаг.
Молдова не будет принимать мигрантов, застрявших на белорусско-польской границе >>>
Тем временем Совет Европы предъявил свои требования Польше, которые комиссар по правам человека Дуня Миятович выразила в Тwitter, появилось ее заявление на сайте Совета. Требования заключаются в предоставлении доступа журналистам и международным правозащитникам к соответствующим районам на границе. Миятович ссылается на действующее законодательство Польши, которое допускает немедленное возвращение на границу лиц, въехавших на территорию за пределами официальных пунктов пересечения границы, и, по ее мнению, подрывает право на получение убежища и связанные с этим важнейшие гарантии, включая право на эффективные средства правовой защиты.
Она считает, что в польское законодательство должны быть внесены определенные поправки. Запрет правительства Польши на доступ к приграничным районам связан с введенным в них режимом ЧП. Это означает, что международные организации не могут оказывать беженцам гуманитарную и юридическую помощь. Аналогичный режим ввели у себя и литовские власти.
МИД РФ ответил на обвинение Лондона в кризисе с мигрантами >>>
Пока же над границей тучи ходят хмуро. По сообщению Госпогранкомитета Беларуси, 23 ноября группа иностранцев при попытке вытеснения польскими силовиками отказалась следовать в Беларусь и осталась возле польского заграждения, продолжая просить убежища в Польше. Чтобы разогнать беженцев, польские военнослужащие использовали взрыв-пакеты, которые перебрасывали через линию границы на территорию Беларуси, и слезоточивый газ. Официальное резюме неутешительно: подобные действия направлены на то, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию со стороны беженцев и создать предпосылки для очередной провокации на границе.
Разрешение кризиса в большей степени зависит от доброй воли европейской стороны и адекватности польских властей, что, говорят, уже начало проявляться хотя бы на уровне взаимодействия пограничных служб Польши и Беларуси. А значит, есть надежда на мирное разрешение кризиса. Наиболее конструктивно в этом конфликте ведет себя Беларусь. Без предварительных условий она оказывает гуманитарную помощь беженцам, предоставляет им кров и пищу, организует отправку желающих на родину. Незаконные же действия как польской, так и литовской стороны строго документируются белорусскими компетентными органами, которые дают им соответствующую правовую оценку. Как известно, преступления против человечности не имеют срока давности, и об этом отлично знают в Евросоюзе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Киселев: ЕС и Польша в отношении беженцев демонстрируют жестокость