Миссия МАГАТЭ по эксплуатационной безопасности (Pre-OSART) в понедельник 25 октября приступила к работе на площадке БелАЭС. В организации назвали приглашение миссии на станцию индикатором приверженности достижения высокого уровня безопасности.
Прежние миссии Международного агентства по атомной энергетике на БелАЭС проходили успешно, а по их итогам эксперты МАГАТЭ заявляли об отсутствии причин, по которым станция в Островце не должна работать.
Сегодня БелАЭС позволяет заместить более миллиарда кубометров природного газа, в ближайшей перспективе этот показатель увеличится примерно в 4 раза. Беларусь могла бы экспортировать электроэнергию соседним странам Балтии, однако те по политическим причинам ее закупать не хотят, желая оставаться энергодефицитными государствами с заоблачными тарифами на электричество.
В потенциале проекта БелАЭС, а также в дальнейших перспективах стран Балтии, страдающих из-за собственной политики, разбирался Sputnik.
Эксперты проверят станцию
В понедельник эксперты МАГАТЭ начали работать на Белорусской атомной электростанции. "Миссия МАГАТЭ по эксплуатационной безопасности (Pre-OSART) приступила к работе на площадке БелАЭС", – говорится в сообщении Министерства энергетики Беларуси.
Экспертная группа в рамках оценки выполнения Беларусью ранее выданных организацией предложений и рекомендаций по вопросам эксплуатационной безопасности станции изучит необходимые материалы и посетит объекты АЭС.
Работа будет организована по 11 направлениям, в том числе по вопросам эксплуатации АЭС, радиационной защиты, аварийного планирования и реагирования, а также управления авариями.
Руководитель группы Юрий Мартыненко перед началом работы миссии выразил Беларуси благодарность за сотрудничество.
"Мы видим это приглашение как индикатор приверженности ваших регулирующих органов и Белорусской АЭС достижению высочайших уровней по всем видам безопасности в сфере ядерной энергетики", – сказал он.
Такие миссии МАГАТЭ проходят в республике регулярно с 2010 года. К текущему моменту Беларусь провела все миссии агентства, рекомендованные для стран, строящих свою первую АЭС.
Миссии проходили успешно, нареканий к станции у МАГАТЭ не возникало. А в сентябре генеральный директор организации Рафаэль Гросси в очередной раз отметил, что в МАГАТЭ как в технической экспертной организации не видят ни одной причины, по которой БелАЭС не могла бы быть введена в эксплуатацию. Тогда же он заверил, что агентство продолжит поддержку проекта БелАЭС.
Доказывается делом
Несмотря на то, что второй энергоблок еще не введен в эксплуатацию, а БелАЭС в течение года нередко "закрывалась" на всевозможные проверки, уже сейчас станция дает первые серьезные результаты.
С момента включения в объединенную энергосистему в ноябре 2020 года первый энергоблок БелАЭС выработал 4,3 миллиарда кВт·ч электроэнергии, что позволило заместить 1,2 миллиарда кубометров природного газа в топливно-энергетическом балансе страны. Об этом заявил министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич на встрече с трудовым коллективом Гродненской ТЭЦ-2
В 2007 году 95% топливно-энергетического баланса страны занимал природный газ. Об этом ранее в ходе XXV Белорусского энергетического и экологического форума Energy Expo 2021 заявлял заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению АЭС – начальник производственно-технического отдела БелАЭС Борис Парамонов
"Ввод в работу БелАЭС позволит снизить эту долю до 60%, то есть каждый год мы будем экономить около 4,5 миллиарда кубометров природного газа. Это позволит нам также повысить энергетическую безопасность страны, снизить выбросы парниковых газов", – сказал он.
БелАЭС является очень перспективным проектом, который пока еще только набирает обороты, считает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Каленов.
"Сегодня потребление газа Беларусью оценивается примерно в 18–20 миллиардов кубометров в год. Электростанция должна снизить его на 4,5 миллиарда. Если говорить об электроэнергии, то Беларусь потребляет около 36-37 миллиарда кВт·ч в год. При этом более 90% – это энергия, вырабатываемая за счет российского газа. Запуск БелАЭС позволит вырабатывать дополнительно 18,5 миллиарда кВт·ч электроэнергии", – рассказал эксперт.
По его словам, полный ввод электростанции в эксплуатацию позволит обеспечить около 40% внутренних потребностей Беларуси в электроэнергии.
"Кроме того, необходимо отметить, что БелАЭС строилась в рамках диверсификации топливно-энергетических ресурсов и поставщиков. С учетом строительства атомной станции экспортный потенциал значительно возрастет, что даст возможность поставок электроэнергии на различные рынки", – считает Каленов.
Выстрел в ногу "по-литовски"
БелАЭС сможет производить порядка 18 миллиардов кВт·ч электроэнергии в год, и исключительно для внутреннего потребления такой объем является избыточным, считает ведущий эксперт ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
"В идеале Беларуси нужно было заранее позаботиться о том, чтобы часть металлургической, химической и прочей промышленности перевести с газа на электричество. Тогда можно было бы обеспечить полноценную загрузку для БелАЭС, поскольку сейчас без внутренних потребителей сделать это будет сложно. Станция сможет заместить где-то 4-5 миллиардов кубометров газа из 20 миллиардов, но дальнейшее замещение возможно только в том случае, если будут либо переведены какие-то предприятия с газа на электричество, либо будут открыты новые уже на электричестве", – говорит эксперт.
"Любая АЭС – это, в принципе, источник электрического тока, который должен находиться рядом с какими-то крупными потребителями, которые потребляют электроэнергию стабильно и в больших объемах, – продолжает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Именно поэтому важно развитие промышленного сектора в Беларуси, поскольку именно промышленность является таким стабильным и много потребляющим клиентом для любой электростанции, особенно для атомной. Для АЭС этот фактор наиболее важен, потому что чисто технологически АЭС слабо приспособлена для резкого изменения объемов производимого тока – резкого уменьшения или увеличения".
По его словам, от замещения природного газа в топливно-энергетическом балансе страны сократятся закупки Беларусью "голубого топлива", что позволит республике существенно сэкономить, однако здесь есть несколько важных "но".
Эксперт отмечает, что при принятии инвестиционного решения о строительстве АЭС в Беларуси более 10 лет назад заинтересованные стороны исходили из двух моментов – рост белорусской экономики и уровня промышленного производства (выше, нежели фиксируется сегодня), а также высокий экспортный потенциал атомной электростанции.
"То есть, по сути, мы приходим к двум большим предположениям, исходя из которых принималось решение о строительстве БелАЭС – это развитие собственной страны и спрос на производимую электроэнергию за рубежом. Спрос, понятно, в первую очередь прогнозировался со стороны стран Балтии – конкретно со стороны Литвы, поскольку чисто территориально она ближе всех оказывается, а также со стороны Украины. Однако никто не предполагал, что будут кризисы 2014, 2018 и 2020 годов, которые отрицательно повлияют на экономический рост и политическую составляющую", – рассказал Фролов.
При этом, отмечает эксперт, Литва стала бороться против АЭС в Беларуси, начав требовать от своих соседей, чтобы те не покупали данную электроэнергию, потому что это якобы "небезопасные" электроэнергия и электростанция.
"Ведь несложно догадаться, что в правительстве Литвы сидят существенно более компетентные специалисты по атомной энергетике, нежели "жалкие" представители МАГАТЭ, которые приезжали на БелАЭС, изучали ее и сказали, что это прекрасная АЭС, для работы которой нет никаких препятствий. Литва – это не какое-то жалкое МАГАТЭ с его убогими специалистами, – иронизирует Фролов. – Смотрите, мне кажется, что МАГАТЭ в принципе нужно распустить и поставить на его место Литву, чтобы та наблюдала за всеми АЭС мира, потому что люди там сидят, через границу смотрят и им даже не нужно приходить на АЭС, чтобы лично убедиться безопасности станции… Вот "дуралеи" из МАГАТЭ зачем-то приходят, что-то смотрят, щупают, крутят, а Литве достаточно просто посмотреть из-за границы и сделать вывод, что АЭС плохая и ее надо закрыть".
В таком поведении литовской стороны видна некоторая ревность, считает эксперт.
"Поясню, одним из условий вхождения Литвы в состав Евросоюза было закрытие Игналинской АЭС, делавшей Литву на тот момент энергопрофицитной страной, которая могла поставлять электричество соседям и зарабатывать на этом какие-то дополнительные деньги. А теперь Литва является энергодефицитной страной, вынужденной закупать энергию у других стран, и уже более 13 лет она вынашивает планы строительства новой АЭС. Но пока она вынашивала планы – "Росатом" с белорусской стороной успел и договориться, и составить проект, и построить, и ввести в эксплуатацию БелАЭС. А представители руководства Литвы все бегают и мечтают, как они могли бы все это сделать. Но кто-то мечтает, а кто-то делает. А потом тот, кто мечтает, смотрит и говорит: "Ай-ай-ай, да как вы могли!".
"Что касается Литвы, то история вопроса насчитывает почти десять лет с момента начала разговоров о проектировании БелАЭС, – продолжает Каленов. – Литва является противником этого инфраструктурного объекта. Причин для этого у них много. Например, собственные амбиции быть государством с АЭС – раньше Литва являлась абсолютным лидером по использованию ядерной энергии, Игналинская АЭС, расположенная на ее территории, вырабатывала электрической энергии больше, чем потребляла вся республика. Обладая ее избытком, "лишнюю" энергию отправляли на экспорт. Однако с 2010 года под давлением Евросоюза эта АЭС была окончательно закрыта, а вопрос о строительстве на той же площадке новой АЭС современного типа по сей день остается открытым. Позиция литовской стороны, прежде всего, носит политический характер и наносит ощутимый вред не только себе, но также Латвии и Эстонии".
"В странах Балтии действительно раскол, – соглашается Митрахович. – У Литвы одна позиция – она довольно жестко пытается бороться с белорусскими властями, а у Эстонии и Латвии другая позиция – они хотят получать электроэнергию из России и Беларуси. Поэтому Латвия и Эстония уже жалуются в Европейскую комиссию на Литву, что довольно забавно, на мой взгляд. Отличная демонстрация того, чего стоит энергетическая солидарность стран Балтии, которой по факту на самом деле нет".
Перспективы проекта
В условиях энергетического кризиса, с которым в последнее время столкнулось мировое сообщество, атомная энергетика может решить ряд очень важных проблем – в первую очередь это проблема энергетической безопасности, считает Каленов.
"Атомная энергетика имеет ряд преимуществ. Во-первых, ее "чистота". Получение энергии в процессе управляемых ядерных реакций никак не загрязняет атмосферу, не приводит к появлению парниковых газов, не ведет к обширному загрязнению воды и почвы. Во-вторых, это высокая эффективность. Например, эффект от использования одного килограмма обогащенного урана или плутония соизмерим с привлечением 50 тонн нефти. В-третьих, исследования показывают, что ядерное топливо по окончании использования вырабатывается не полностью, и уран может быть повторно использован после регенерации в реакторе. В дальнейшем планируется переход на почти замкнутый топливный цикл, минимизирующий количество выбрасываемых отходов. И наконец, производство атомной энергии является достаточно безопасным производством, поскольку обеспечение безопасности является основным требованием к АЭС. Также оно не зависит от погодных условий и может функционировать 24 часа в сутки. Учитывая все это, важность эффективного функционирования БелАЭС сложно переоценить", – рассказал эксперт.
Фролов считает, что вокруг проекта сегодня сложилась достаточно противоречивая картина. С одной стороны, отмечает он, для Беларуси это большой прорыв, залог усиления стабильности поставок электроэнергии всем категориям потребителей внутри страны. А с другой стороны, та полнота задач, которую должна была решать БелАЭС, в настоящий момент решена быть не может из-за более низких темпов экономического развития, нежели прогнозировались ранее, а также из-за позиции литовской стороны, которая говорит о том, что эта станция небезопасна, хотя МАГАТЭ говорит обратное.
"Несмотря на это, Беларуси в текущей ситуации достаточно просто подождать. Все-таки АЭС – это не тот проект, который реализуется исходя из перспективы 5-6 лет. Этот проект будет спокойно работать лет 40, а то и 50, потому что это сверхсовременная станция, ее можно будет продлевать, все будет нормально… Где-то полвека эта АЭС будет обеспечивать выработку электрической энергии. И тут какой момент – за это время может столько всего измениться как в самой Беларуси, так и в регионах, которые с ней граничат. И если сейчас есть политическое противодействие электроэнергии, получаемой с БелАЭС, то не факт, что оно не исчезнет в середине или конце текущего десятилетия или еще через сколько-то лет", – заключил Фролов.
Белорусская АЭС
Атомную электростанцию в Островце строят по российскому проекту "ВВЭР-1200", который отвечает всем нормам безопасности МАГАТЭ.
БелАЭС состоит из двух энергоблоков, мощность каждого будет составлять 1200 МВт. Физический пуск первого энергоблока состоялся в августе 2020-го, в общую энергосистему страны его включили в ноябре.
Второй блок БелАЭС в Островце готов на 90%. В 2022 году он будет введен в промышленную эксплуатацию. Об этом 28 октября сообщил заместитель премьер-министра Юрий Назаров во время совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики.
Электроэнергия, произведенная на БелАЭС, поступает во все регионы страны. Это стало возможным благодаря реализации ряда мероприятий по интеграции атомной станции в энергосистему Беларуси. Так, в республике построено порядка 1,6 тыс. км высоковольтных электросетей, модернизированы 4 системообразующие электрические подстанции, введена в эксплуатацию высокотехнологичная подстанция 330 кВ "Поставы". На 20 энергообъектах введены в строй современные электрокотлы суммарной мощностью 916 МВт, которые уже сейчас используются для отопления крупных населенных пунктов.
Читайте также:
Госатомнадзор рассказал, что ремонтировали на БелАЭС в течение трех месяцев
"Под хор литовских мальчиков": как готовят к запуску второй реактор БелАЭС
Минэнерго: стресс-тесты БелАЭС не должны быть предметом манипуляций