Но будем, как предлагает колумнист Sputnik Руслан Васильев, надеяться и верить. Наши победы и медальные свершения впереди, и они не заставят себя ждать. Вот пловцы Шиманович и Шкурдай вышли в финал, лучницы предприняли первую белорусскую атаку на пьедестал почета, и хоть заняли четвертое место, но заслужили похвалу, хорошо показав себя в командном первенстве. Соболенко прошла первый круг в теннисном турнире.
Дальше – больше и лучше! С другим настроением стартовать в столь длительное и увлекательное спортивное путешествие, коим является Олимпиада, не имеет смысла.
И кстати, на тему великого и величия: как не считать супер достижением тот факт, что отметивший в субботу свой 45-й день рождения молотобоец Иван Тихон – нынче не только председатель профильной национальной федерации легкой атлетики, но и капитан олимпийской команды образца Токио, который готовится вновь бороться за место на пьедестале почета! И не зря на сайте НОК Беларуси эта новость верховенствует – коллеги бесконечно правы. Надо ценить и прославлять своих героев!
Однако любой комплексный спортивный форум, претендующий на глобальность – не только голы, очки, секунды и даже награды, хотя их ценность, естественно, имеет доминирующий вес. Но все-таки у каждой медали есть обратная сторона, о чем ни в коем случае нельзя забывать. Около спортивная часть любого зрелища всегда в цене, особенно если речь идет об экономике. Той самой, что должна быть экономной.
На чем стоит Япония?
Наверное, не было бы у Страны восходящего солнца репутации "передовой державы", имей она традицию грешить транжирством. Ни в чем подобном Япония никогда замечена не была. Но то, что представлялось вдалеке милой дальновидностью – йена доллар бережет - вблизи, мягко говоря, изрядно напрягает. Ну натуральное скопидомство товарищи самураи!
Первое, что бросается глаза в олимпийских пресс-центрах – качество бумаги, на которой распечатываются протоколы Игр. Все сорок оттенков серого цвета! Какой-то грязно-мучной колер с некой таинственной, но не интригующей желтизной. Понятное дело, что это вторичная, а то и третичная переработка. Скорее всего, японцы даже гордятся тем, как ловко они работают с отходами. Но знаете, все-таки есть нормы допустимого приличия. Для Олимпиады испытывать брезгливость, беря в руки официальные протоколы – нонсенс.
Хотя это в еще большей степени касается другой бумаги – туалетной. Тема считается деликатной и почти интимной, но дело в том, что надо и совесть иметь! Однослойная туалетная бумага, порой расползающаяся в руках от малейшего контакта – тихий ужас. Но он воплощен японцами в олимпийских реалиях. Как уже шутят, все следующие слои – второй, третий и четвертый, -- пошли на кровати в Олимпийской деревне.
И ладно бы это касалось всех! Но, как писал болельщик Пушкин, "и опыт, сын ошибок трудных" вкупе со случаем, помог увидеть матерое неравенство. Ненароком оказавшись по воле провидения в VIP-зоне одного стадиона, зашел в тамошний туалет. Так вот: четыре слоя! Как и полагается в приличном обществе, где гостям рады всамделишно, а не понарошку!
Да и как после сделанного открытия относиться к новой редакции олимпийского девиза? Помните, что присочинили герр Бах с присными на 138-й сессии МОК? "Быстрее, выше, сильнее - вместе".
Как же, как же! Свежо предание, да веры ему нет. Куда там – вместе. Табачок-то врозь. Ну или бумага – какая разница?
Транспорт преткновения
Отдельная олимпийская тема – организация транспорта. Она в Токио-2020 стала острой с первых поездок спортсменов на тренировки. Каждый болельщик, внимательно отслеживающий новостной поток, текущий с Игр, в курсе, как застревали атлеты на спортивных объектах, страдая под палящими руками здешнего бесконечно восходящего, а потому безжалостного солнца. Конечно, можно говорить о том, что не надо вываливать всем и сразу, а разумнее слегка припоздниться, задержавшись в раздевалке. Но, знаете ли, человека не изменишь: когда ему жжет в темечко, он стремится быстрее в прохладу кондиционированного помещения.
Теперь о собственном журналистском опыте. Сразу скажу о позитиве: во-первых, автобусы комфортабельные; во-вторых, именно в четырехколесных друзьях человека лучший интернет Игр. Благо сеть носит вкусное название, которое передам в русской транскрипции – суши.
Но вот все остальное – закачаешься. Начну с того, что впервые в моей олимпийской карьере – Токио-2020 уже девятая Олимпиада - журналистам не предоставили транспортный гайд, в котором традиционно публиковалось расписание каждого официального маршрута.
Что же касается системы, то это очень "хитрая штучка". Аж хочется плакать. Дело в том, что она дает результаты только на текущий день. То есть для того, чтобы узнать расписание на понедельник, надо дождаться воскресной полночи. Учитывая все причуды временных поясов и фактор акклиматизации, это порой крайне затруднительно.
Есть и другие досадные нюансы. Автобусы стали опаздывать, что особенно досадно, когда ради того, чтобы самому выполнить расписание приходится отказываться от завтрака.
Далее. Вопрос на засыпку: если у шатла курсирующего на лукодром индекс ТМ С016 можно предположить, что он отправляется с платформы под литерой "С"? Конечно, можно! Но не нужно. Ибо его платформа "D".
Отдельная песнь буревестника – маршруты. Самый свежий пример. Медиа-гайд сообщает, что расстояние до лукодрома всего-навсего 9 километров. Но поездка заняла 32 минуты! Ладно. Смиряемся.
После того, как белорусская команда наследниц Робин Гуда (обожаю этот заезженный штамп!) выиграла четвертьфинальный матч у китаянок, я решил вернуться в главный пресс-центр, ибо находиться в тенте под палящим солнцем – себе дороже. Закрыл глаза в удобном кресле, настроился немного покемарить… Окрик: "Выходите, пожалуйста!" Обратно доехали за 14 минут. Как это объяснить?!
Не оптимальная маршрутизация – вечная беда Олимпиад. Пик безумия был на Белых играх-2010 в Ванкувере. Все лыжные соревнования проходили в Уистлере, но сам Уистлер – деревня, расположенная в 25 километрах от Олимпийского парка. Так вот при поездке из Ванкувера мы вначале проезжали мимо поворота в этот самый Олимпийский парк, чтобы потом воевать за место в автобусе и возвращаться обратно! Ну и путь в Ванкувер сопровождался таким же абсурдом. 100 километров лишку! Ежедневно. При дефиците времени и постоянных сбоях в расписании.
В Токио сходных примеров только более мелкого масштаба – все-таки не 25-километровые "штрафные круги" - предостаточно. Разумеется, в МОК и оргкомитете на вопрос "зачем они?" дадут развернутый ответ, списав всех собак на безопасность и так далее и тому подобное. Но моя догадка более простая. Некогда в Ванкувере создали ошибочный алгоритм, который с тех пор бездумно переносится с Олимпиады на Олимпиаду.
Опять о технологиях
Игры-2020 получаются великомученическими и с точки зрения технологий. Вы должны понимать, что если лучший интернет в автобусах, то в пресс-центрах он, мягко говоря, шалит. Иногда "ложится". Особенно это касается версии 2,4 G.
Но дело в том, что уже второй день накрывает и основную информационную систему Игр, что просто заставляет опускать руки. Вот приехал я воскресным утром на лукодром, где все ТВ настроены на этот вид спорта, и переключение каналов на предусмотрено (сие ноу-хау имеет корни в Лондоне-2012, тогда, как до скупердяев бриттов все объекты оснащались полным олимпийским пакетом!).
До дуэли белорусок и китаянок оставалось 20 минут, и мне, разумеется, захотелось узнать, как там стреляет квалификацию Чайка, плывут Шиманович и Шкурдяй, борется Меньков. Шасть к системе, а она мертвая! Ожила на пару минут, и опять рухнула. Но…
Как-то ненароком у этих Игр появился свой теневой слоган, который звучит так: "Отпусти ситуацию!" Ведь не может быть так, чтобы ничего не было?! На этом и стоим.
Читайте также:
Режиссера церемонии открытия Олимпийских Игр уволили за старую шутку
Олимпиада и еда: чем кормят спортсменов в Токио
Стала известна страна-хозяйка Олимпиады-2032