МИНСК, 20 апр – Sputnik. Четвертая четверть началась в Беларуси после затянувшихся весенних каникул: Sputnik поговорил с учителями о том, как прошел первый учебный день, и выяснил, почему многие из них недовольны "дистанционкой".
"Рекомендации по изменению планирования на четвертую четверть пришли из Министерства образования еще на прошлой неделе, в них сказано, что некоторые темы (речь о разных учебных дисциплинах – Sputnik) по возможности стоит объединить, другие – сократить; все для того, чтобы быстрее наверстать упущенную программу", – рассказала Sputnik Кристина, учительница из школы в белорусском райцентре.
После до сведения довели опубликованные в Национальном институте образования (НИО) рекомендации о том, как удаленно обучать детей; учителя с ними ознакомились.
"Администрация велела изучать упомянутые сервисы, подумать, как мы могли бы организовать дистанционную работу. Сегодня собрали на совещание руководителей методических объединений: обсуждали именно дистанционное обучение. Не знаю еще, какие приняли решения", – делится она.
Учителя сетуют: необходимость проведения уроков на расстоянии потребует изучения большого объема новых инструментов, при этом многие учителя сегодня – люди преклонного возраста.
"Для "дистанционки" нужна подготовка, как ни крути. Кроме того, получается, работы станет вдвое больше? Часть учеников посещают уроки, их нужно будет обучать привычным образом, а после проводить дополнительные занятия для ребят, которые предпочли самоизолироваться (в то время, как их еще и большинство)", – сетует Кристина и добавляет: материал, изученный самостоятельно и закрепленный при помощи упражнений, также потребует проверки, как и работы "очников".
По ее мнению, придется иначе выстраивать не только каждый урок, но и в целом весь процесс изучения дисциплины. А для подбора механизмов самостоятельной проработки каких-то тем потребуется ломать голову над программой.
"Перед продлением каникул была буря звонков"
Другая собеседница агентства, учительница Мария, ведет классное руководство в средней школе. По ее словам, сведения об ожидаемой посещаемости специалисты собирали на минувшей неделе.
"Опрашивали родителей, как и до продления каникул. К слову, тогда был просто шквал звонков: люди спрашивали, сколько ребят собираются ходить, как будет организован процесс, не знали, что делать, – были в замешательстве. А в этот раз все уже спокойнее. Правда, в моем классе сегодня было суммарно шесть детей, двое покинули школу после второго урока", – пояснила Мария.
В их школе в настоящее время работают над созданием "электронной площадки", где будут размещать необходимый материал, а также электронные версии школьных журналов – с темами, заданиями от учителей.
Большинство учителей затрудняются однозначно ответить на вопрос о том, какой формат в нынешнее время считают предпочтительным: хорошо знакомый очный или дистанционный: "Неизвестно, какой будет динамика заболеваемости, в то же время многие обычные белорусские школы просто не готовы к ДО, поскольку никогда основательно к данному вопросу не подходили".
Учительница младших классов: пришли всего три ребенка
"В моем классе сегодня было всего три мальчика: причем их родители могли оставить их дома, просто решили, что детям "пора учиться". Еще две родительницы сегодня позвонили мне с вопросами – узнавали, какая сегодня была картина, сказали, что завтра тоже могут привести детей", – делится со Sputnik учитель младших классов Валентина.
По ее словам, в некоторых классах их школы занимались даже всего с одним учеником. Куда-то, напротив, пришли почти десять человек. В целом, посещаемость слабая.
"Отсутствующих отмечаем в журнале, как всегда: мы не получали никаких указаний не ставить "энки". Я в обычном режиме провела все уроки. Дети пришли с масками, я посадила их подальше друг от друга и на переменах просила общаться на расстоянии", – говорит Валентина.
Ребят в ее классе малочисленность не смутила, однако другие собеседники агентства, также работающие с учащимися начальной школы, отмечают, что некоторым ребятам не по себе в таком пустом классе, концентрация у таких снижена, и, соответственно, учебный процесс затруднен.
"Учителя младших классов мало пострадают от ДО: все же эта программа подъемная для большинства родителей, они смогут заниматься с детьми самостоятельно – дома. Сегодня после уроков я продублировала в родительский чат пропущенную тему, задания для домашней работы, которые рекомендую выполнить. Но ведь куда острее стоит вопрос в средней и старшей школе, где родители вряд ли смогут именно заниматься со школьниками, будут разве что контролировать, что те сидят над книгами", – рассуждает Валентина.
Учителя сетуют: из-за необходимости "обеспечить удаленку" многие столкнулись с разного рода трудностями. В то же время отечественная система образования основана на прямом взаимодействии "ученик-учитель".
С чего все началось
Школьные каникулы должны были закончиться в Беларуси 5 апреля, но из-за нестабильной эпидемиологической ситуации, связанной с COVID-19, их дважды продлевали. Школы к тому моменту успевали опросить родителей, чьи дети намерены прийти, и попросить тех, кто не рискнет отпускать детей в школу, написать заявление.
В конце минувшей недели президент страны отметил, что учебный процесс в школах нужно постепенно начинать, а Минобр это предложение оформил в официальное решение. В школах была "проведена достаточно серьезная работа по созданию и наработке методической базы для получения знаний удаленно", советы по организации дистанционных уроков подготовил для учителей и Национальный институт образования (НИО).
Также в Минобре в понедельник сообщили, что на занятия в школу в начале четвертой четверти пришли 30-40% учеников. В ведомстве также напомнили, что учащимся необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические меры: соблюдать социальную дистанцию, регулярно мыть руки. Маски же в классе носить не обязательно.
Читайте также:
Лукашенко объяснил, почему решил возобновить занятия в школах
- Лукашенко о младшем сыне: Коля три дня отдохнул и опять пошел в школу
- Для учителей подготовили советы по организации онлайн-уроков