Дочь узницы: после неметчины мама осталась с разноцветными глазами

© из личного архива Татьяны ГубкоДочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 07.05.2023
Подписаться
Эксклюзив
По словам женщины, когда ее мать угоняли на работы в Германию, бабушка так сильно кричала, что на всю жизнь потеряла голос.
Великая Отечественная война затронула каждую белорусскую семью, оставив трагическую память о себе, которая передается из поколения в поколение.
В семье Татьяны Губко, жительницы агрогородка Бочейково в Бешенковичском районе Витебской области, историю о том, как в 1944 году немцы угнали ее мать на принудительные работы в Германию, знают все дети, внуки и правнуки. В преддверии Дня Победы женщина поделилась этой историей и со Sputnik.

Тяжесть воспоминаний

Мама Татьяны Зинаида Краско умерла пять лет назад, ей было 93 года.
© из личного архива Татьяны ГубкоВ юности Зинаида Краско мечтала стать учителем, но война внесла свои коррективы
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
В юности Зинаида Краско мечтала стать учителем, но война внесла свои коррективы
"Казалось бы, жизнь прожита долгая: осталось 9 внуков, 17 правнуков… Но до последних дней мама вспоминала Вторую мировую и то, что произошло с ней и ее семьей во время войны. Каждый год, 9 мая, она словно переживала все заново, вспоминала погибших братьев и сестер и плакала от тяжести воспоминаний. И говорила, что такое больше никогда не должно повториться", - рассказывает Татьяна.
© из личного архива Татьяны ГубкоЗинаида Краско со своей семьей
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
Зинаида Краско со своей семьей
По словам собеседницы, война не просто прошлась "катком" по жизни ее матери, но и отразилась на судьбах нескольких поколений семьи.

Рухнувшие мечты

Зинаида Краско родилась в мае 1925 года. В семье, проживавшей в деревне Промыслы, кроме нее было еще четверо детей – три брата и сестра. Весной 1941 года Зина окончила семь классов Бочейковской школы и готовилась поступать в Лепельский педтехникум.
"Мама очень любила детей и мечтала стать учителем, хотела посвятить свою жизнь воспитанию и обучению ребятишек, но война разрушила ее планы", - говорит Татьяна.
© из личного архива Татьяны ГубкоСамое главное – мирная жизнь, тогда и все остальное сложится, говорила своим детям Зинаида Краско
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
Самое главное – мирная жизнь, тогда и все остальное сложится, говорила своим детям Зинаида Краско
10 июля 1941 года вся территория Бешенковичского района была оккупирована немецкими войсками. Спустя три тяжелейших года оккупации, в начале лета 1944-го, захватчики приказали всем совершеннолетним парням и девушкам из Промыслов явиться в районный центр. А уже 19 июня Зинаиду Краско и еще 15 молодых людей угнали в Германию.
"Как вспоминала потом мама, бабушка думала, что прощается с ней навсегда. Успев похоронить сына и дочь, она так кричала, что потеряла голос…", - рассказывает собеседница.

Душный вагон и неметчина

На железнодорожной станции в Бешенковичах юношам и девушкам приказали сбросить все личные вещи в одну кучу, а потом долго гоняли с места на место – станцию бомбили и к ней не удавалось подогнать состав.
Но все же он пришел – началась долгая и изматывающая дорога в неметчину. В вагоне было очень душно. Молодых людей из поезда выпустили только в Равенсбурге, что недалеко от Швейцарии.
Именно в этом городке Зинаида получила свою первую работу на чужбине – ее определили в немецкую семью. Правда, длилось это недолго – вскоре девушку почти через всю Германию отправили в Вайнгартен.
Там в лагере для "гражданских" рабочих оказалось много выходцев из СССР, в основном - русских. В тяжелейших условиях пребывали и целые семьи, и пожилые люди, которым работы были почти не под силу. Кормили брюквой и лишь по средам и субботам давали немного хлеба.
© из личного архива Татьяны ГубкоВ Германии Зинаида Краско встретила много выходцев из СССР, с некоторыми из них она поддерживала связь и после войны
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
В Германии Зинаида Краско встретила много выходцев из СССР, с некоторыми из них она поддерживала связь и после войны
"Как вспоминала мама, женщины старались растянуть хлеб на неделю, а парни съедали его всегда за один раз", - говорит Татьяна.
Люди трудились на большом производстве, к которому прилегал лагерь. Тогда уже шли массированные налеты советской и союзной авиации, и рабочие при бомбежке должны были спускаться в укрытие. В один из таких налетов Зинаида в числе других по ошибке забежала в бомбоубежище для немцев - за эту оплошность их сильно избил мастер.

Роковая стружка

Зинаида Краско работала на токарном станке. Однажды ей в глаз попала металлическая стружка - глаз заболел, а зрачок начал расплываться.
Как ни странно, но девушку отправили в город к врачу. Такую лояльность немцев женщина позднее в разговорах с близкими объясняла тем, что гитлеровцы предвидели свое скорое поражение.
Глаз удалось спасти, но он поменял цвет. С тех пор один глаз у Зинаиды был серым, а другой – зеленым.

Последнее место "работы" и путь домой

Незадолго до капитуляции Германии лагерь в Вайнгартене расформировали, а Зинаиду вновь отправили работницей в немецкую семью. Ей повезло – хозяева сажали девушку за общий стол, разрешали ходить в гости к таким же невольникам, хвалили за сделанную работу и даже позволяли фотографироваться с друзьями.
>>> Ущерб от немецкой оккупации БССР: кто и как оценил
Вскоре местность, где находилась Зинаида Краско, освободили американцы. Вместе с другими молодыми людьми она была определена в лагерь для остарбайтеров для дальнейшего распределения и отправки на родину.
Как рассказывала Краско детям, туда приходили французы, угощали шоколадом и предлагали уехать во Францию, но все стремились скорей домой, к родным.
Последним пристанищем на чужбине для девушки стал лагерь Гойберг. Там она провела три месяца, а дальше была родная Беларусь.

Самое главное – мирная жизнь

На родине Зинаида вышла замуж за односельчанина, прошедшего всю Великую Отечественную войну. У них родилось четверо детей.
© из личного архива Татьяны ГубкоЗинаида Краско с мужем (слева), братом (справа) и первой дочерью
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
Зинаида Краско с мужем (слева), братом (справа) и первой дочерью
Потом на свет появились 9 внуков и 17 правнуков, и до конца жизни женщина была уверена, что самое главное – мирная жизнь, тогда и все остальное сложится.
К слову, стать педагогом Зинаиде так и не довелось. Из-за того, что она побывала на принудительных работах в Германии, на родине ей отказали в поступлении в педагогический техникум. Но девушка не упала духом и достойно отработала всю жизнь в родном колхозе.
© из личного архива Татьяны ГубкоДочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными
Дочь узницы: после немецкого плена у мамы глаза стали разноцветными - Sputnik Беларусь, 1920, 05.05.2023
В 2005 году Зинаиду наградили памятным нагрудным знаком "Узнику нацизма".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Союзный проект "Без срока давности" представят 22 июня в Брестской крепости
Генпрокуратура опубликовала новую карту лагерей смерти в годы ВОВ
Генпрокуратура Беларуси установила более 70 новых мест лагерей смерти
Лента новостей
0