Принцип исчерпания прав: как будет работать параллельный импорт в Беларуси?

© Sputnik / Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкЛогистический центр "Яндекс.Маркет"
Логистический центр Яндекс.Маркет - Sputnik Беларусь, 1920, 13.06.2022
Подписаться
Заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о выделении Россией $1,5 млрд на программы импортозамещения совпало с решением белорусского правительства о разработке проекта законодательного акта о легализации параллельного импорта товаров.
В России параллельный импорт уже переходит в плоскость практической реализации, что в целом свидетельствует о переформатировании союзной экономики в условиях западных санкций.

Факты против контрафакта

Параллельным импортом считается ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС оригинальный товар и введенный в гражданский оборот без согласия правообладателя объекта интеллектуальной собственности. Как отмечается в разъяснении белорусского правительства, он может ввозиться любым импортером, то есть "параллельно" поставкам официальных дистрибьюторов. Параллельный импорт оперирует именно оригинальной продукцией, поэтому его не надо путать с контрафактным товаром, на котором "размещены без согласия владельца товарный знак или обозначения, сходные с ними до степени смешения".
Логика и правовые основы параллельного импорта базируются на принципе исчерпания прав – если товар куплен, то у правообладателя уже нет прав на него. Если он ввезен на евразийскую таможенную территорию, то согласно региональному принципу исчерпания прав, закрепленному в договоре о ЕАЭС, он может быть реализован на территории любой из союзных стран. Россия, а вслед за ней Беларусь, собираются реализовать международный принцип исчерпания прав. Для этого можно покупать товар в "нейтральных" странах, например, Турции, чтобы на полностью законных основаниях ввозить его на свою таможенную территорию. В свое время для СССР аналогичную роль "точки ввоза" играла Финляндия.
Есть еще национальный принцип исчерпания прав, который приводит к монополии владельцев товарных знаков на рынке, что в 2012 году отмечала российская ФАС. Скорее всего, с целью уравновешивания ценовой конъюнктуры вслед за Россией и Беларусью свои законодательства будут вынуждены менять и другие страны евразийской "пятерки". Правда, Казахстан, напротив, заявил о неприятии параллельного импорта на свою территорию, поскольку он противоречит его международным обязательствам. На практике это значит, что, скорее всего, Казахстан станет одной из наиболее значимых площадок "перевалки" параллельного импорта на таможенную территорию ЕАЭС. Уже появились сообщения о том, что первые смартфоны Samsung, привезенные из Казахстана, появились в товаропроводящих сетях России.

"Калитка" для западных брендов

Правоприменительная практика по параллельному импорту до последнего времени была сложна и неоднозначна. На территории ЕАЭС можно привести примеры решения судов о нарушении исключительных прав правообладателя и в сторону истца, и в сторону ответчика. Так, одна из мотивировок судебного решения, принятого в Казахстане, апеллировала к тому, что нарушение исключительных прав правообладателя есть нарушение имущественных прав, что означает причинение убытков. Однако истец не привел доказательств причинения правообладателю убытков, и не заявлял требований о возмещении ущерба.
В Беларуси, напротив, решением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда в 2013 году были удовлетворены исковые требования чешской компании к белорусскому обществу с ограниченной ответственностью о запрете ввоза на территорию страны пива в стеклянных бутылках и пива в жестяных банках, обозначенных определенным товарным знаком. Судебная коллегия пришла к выводу о том, что "ввоз ответчиком на территорию Республики Беларусь с территории Литовской Республики товара, маркированного соответствующим товарным знаком, без согласия истца как владельца этого товарного знака является нарушением его исключительного права на товарный знак".
Это как раз пример пресечения параллельного импорта, не санкционированного владельцем товарного знака. Его приводит эксперт специализированного портала ilex.by Сергей Лосев, который резюмирует, что к настоящему времени в Беларуси сформировалась определенная практика привлечения к гражданско-правовой ответственности импортеров за ввоз оригинальной продукции, не санкционированный правообладателем, применения мер таможенного контроля, вплоть до приостановки выпуска товаров.
Рассуждая о параллельном импорте, белорусский экономист Георгий Гриц также обращает внимание на то, что в Беларуси действует административная ответственность за ввоз оригинального товара без разрешения владельца товарного знака, причем может последовать конфискация продукции. Надо полагать, теперь эта практика будет пересмотрена, а КоАП в свете нового законопроекта придется корректировать.
В России этот процесс уже идет полным ходом: 21 мая правительство внесло в Госдуму законопроект об отсутствии наказания за параллельный импорт. По мнению Геогия Грица, такой импорт может стать калиткой, через которую вернутся на рынок (пускай и не совсем официально) западные импортеры продукции, вынужденные уйти под давлением политиков у себя на родине. Для Беларуси параллельный импорт – это возможность восполнить пробелы в поставках из-за рубежа автокомпонентов, электроники, других чувствительных групп товаров.

Бенефициары купли-продажи

В российском перечне параллельного импорта значатся 289 товарных кодов ТН ВЭД ЕАЭС. Предполагается возможность использования программного обеспечения и других объектов в цифровой сфере без разрешения правообладателей. На официальном уровне разъяснено, что ввоз продукции параллельными импортерами не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки. В отношении продукции будут осуществляться все существующие таможенные и контрольные процедуры.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил, что те из зарубежных компаний, кто не дрогнул под натиском политического давления, в список параллельного импорта не попадут. Он отметил, что в некоторых отраслях ведомство допустило к параллельному импорту все категории товаров, а в других – отдельные бренды. Например, с одеждой и обувью (включая спортивную) разделения по брендам не было. Эти категории товаров можно ввозить полностью. А вот в технике или автомобильной отрасли были выделены определенные категории, включая марки автомобилей.
Еще в середине мая крупнейшие маркетплейсы Wildberries, Ozon и "Яндекс.Маркет" разрешили продавать товары из перечня параллельного импорта без разрешения правообладателя. В экспертном сообществе напоминают, что и раньше маркетплейсы не слишком строго следили за авторским правом, блокируя продаваемую продукцию лишь после жалобы от владельца марки или официального представителя. Продавец, регистрируя брендовый товар на площадке, во избежание санкций всегда мог манипулировать его названием, сохраняя при этом оригинальный логотип. Маркетплейсам выгодно поддержать параллельный импорт, предоставляя свою витрину малому и среднему бизнесу, который берет на себя возможные риски правоотношений. Сами же площадки, являясь бенефициарами купли-продажи, могут оставаться в тени.
Как показывает практика, полностью блокировать импорт невозможно, даже если речь идет о высокотехнологичных товарах. Тот же Иран полвека живет в режиме осажденной крепости и развивает при этом собственную промышленность. Но ЕАЭС вкупе с дружественными рынками в масштабах БРИКС, других международных объединений не чувствует себя в осаде. В процессе противостояния коллективному Западу, скорее, происходит формирование возглавляемого Китаем альтернативного центра силы с модулем экономического притяжения. Параллельный импорт – возможность передышки в этой "битве" для активизации программ импортозамещения.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Белорусские сладости готовятся составить конкуренцию Haribo
Айфонов хватит на всех: Беларусь легализует параллельный импорт
Россия выделит на проекты по импортозамещению в Беларуси $1,5 млрд
Лента новостей
0