На белорусско-украинской границе "железного занавеса" нет, но все же...
11:34 09.07.2021 (обновлено: 17:03 09.07.2021)
© Sputnik / Владимир НестеровичБелорусско-украинская граница
© Sputnik / Владимир Нестерович
Подписаться
Пограничники перешли на усиленный вариант несения службы. Тем не менее законопослушным гражданам опасаться не стоит.
Воины в зеленых фуражках, которые охраняют белорусско-украинскую границу, переведены на усиленный вариант несения службы. Что это означает, и какова сегодня обстановка на южном рубеже Беларуси, выяснял корреспондент Sputnik Владимир Нестерович.
Остановка по требованию
Первая точка, куда мы направляемся в сопровождении майора Виктора Соловья из Гомельской пограничной группы – застава "Карповка”. По дороге в подразделение опущенными шлагбаумами нас встречает контрольный пост. Через несколько минут подъехала еще одна машина, за ней третья. Проверка документов. Водители реагируют спокойно, некоторые шутят: уже привыкли.
Хотя, как рассказали пограничники, был случай, когда один из местных ухарей во время режимных мероприятий, о которых предупреждали заранее и даже оповестили, что ночью на дороге растянут устройство принудительной остановки автомобилей, все же рванул погулять. Шипы надежно пробили два колеса. Просим пограничников показать, как это выглядит на практике. Внушительно.
© Sputnik / Владимир НестеровичВ рамках режимных мероприятий пограничники устанавливают вот такие устройства принудительной остановки автомобилей
В рамках режимных мероприятий пограничники устанавливают вот такие устройства принудительной остановки автомобилей
© Sputnik / Владимир Нестерович
На воде и на земле
Застава “Карповка” - подразделение необычное. Одна часть служебных помещений (включая оружейку, спальни для личного состава, канцелярии для офицеров) находится на воде, другая (боксы для машин, склады и даже модульная баня) – на берегу. И службу пограничники несут на воде и на земле.
Есть у них на вооружении быстроходные моторные лодки российского производства, на которых личный состав постоянно бороздит просторы Днепра и Сожа, выискивая подозрительных лиц, нарушителей пограничного режима, а также контрабандистов и браконьеров. Опытные пограничники могут причалить практически в любом месте.
© Sputnik / Владимир НестеровичНа Днепре и Соже граница с Украиной проходит по главному фарватеру рек
На Днепре и Соже граница с Украиной проходит по главному фарватеру рек
© Sputnik / Владимир Нестерович
Проверяем береговую отмель
Недалеко от заставы недавно установили автоматизированный пост технического наблюдения. Сигнал от него круглосуточно поступает дежурному, который на нескольких мониторах видит все, что происходит вокруг. Может приблизить изображение, рассмотреть детали, разобраться: живое существо притаилось в кустах или это просто пень такой большой.
© Sputnik / Владимир НестеровичНа границе нужно всегда быть внимательным и бдительным
На границе нужно всегда быть внимательным и бдительным
© Sputnik / Владимир Нестерович
И еще одна особенность “Карповки” – рядом деревня, в которой проживает примерно 200 человек. С каждым нужно познакомиться, поговорить, наладить, так сказать, добрососедские отношения. Это и традиция такая – жить в мире и согласии с местными, и необходимость, потому что деревенские – первые помощники, в том числе в охране границы.
По воде как по суше
Как рассказал начальник заставы капитан Михаил Гаджала, на водном участке главная сложность в том, что река следов не оставляет, и нужно все время быть бдительным.
“Когда вода замерзает, некоторые пытаются переходить по льду там, где заблагорассудится. В Украину пробуют таскать сигареты, оттуда - спиртное. Но для того мы здесь и поставлены, чтобы пресекать любые попытки нарушения госграницы”, - пояснил начальник заставы и поделился, что зимой на помощь из Лоева приходят катера-амфибии¸ появление которых на замерзшей реке всегда внезапное.
В декабре прошлого года вот так и был задержан гражданин Таджикистана, следовавший из Украины в национальный аэропорт “Минск”, чтобы лететь в Душанбе. Попадались и украинцы, которые браконьерничали. “А может у них и другие цели были”, - капитан улыбается. Обнаружили их ночью с помощью тепловизора.
Пограничные хитрости
На период усиления охраны границы на тех направлениях, где вероятны нарушения, выставляется больше пограничных нарядов, служба несется непрерывно. Начальник заставы пояснил, что если раньше реки патрулировались периодически (как говорят люди военные, “согласно приказу командира”), то теперь постоянно, то есть каждый день и каждую ночь.
Солдаты и сержанты дружно заверили, что для них переход на усиленный режим потребовал большей мобилизации и собранности, но “надо, значит, надо, да и дни бегут быстрее”.
© Sputnik / Владимир НестеровичЗастава "Карповка" базируется и на воде, и на земле
Застава "Карповка" базируется и на воде, и на земле
© Sputnik / Владимир Нестерович
Михаил Гаджала подчеркнул, что у зеленых фуражек есть свои хитрости, которые применяются при усиленном режиме, но они – служебная тайна.
Прощаясь, капитан сказал: “Не сомневайтесь: пограничники способны в любое время обеспечить надежную охрану государственной границы, и для этого у нас есть силы и средства”.
Движение есть
Едем в международный пункт пропуска “Новая Гута” – один из основных на украинском направлении. Хотим убедиться, работает он или нет, поскольку у некоторых людей сложилось представление, что на южном участке границы всякое движение товаров, грузов и пассажиров прекращено полностью.
Уже на подъезде к пункту пропуска замечаем небольшую очередь грузовых автомобилей. Навстречу проехало несколько легковушек. Жизнь продолжается. Хотя грузопоток в последнее время заметно уменьшился. А некогда бурное течение пассажиров, которые ехали в обе стороны на автобусах, маршрутках и легковых авто превратился в тоненький ручеек.
© Sputnik / Владимир Нестерович В "Новой Гуте" службу несет джек-рассел терьер по кличке "Оскар". Пограничники говорят, что он - универсальный и незаменимый помощник
В "Новой Гуте" службу несет джек-рассел терьер по кличке "Оскар". Пограничники говорят, что он - универсальный и незаменимый помощник
© Sputnik / Владимир Нестерович
Причин тому немало, хотя основная – пандемия COVID-19 и последовавшие меры по предотвращению распространения инфекционного заболевания.
Поток уменьшился, но не иссяк
Начальник отделения пограничного контроля “Новая Гута” Кирилл Крышнев начинал службу именно в этом пункте пропуска лейтенантом. Сейчас он – подполковник. Вспомнил, что в лучшие времена (2009-2010 годы) через “Новую Гуту” летом ежесуточно следовало до 50 автобусов, порядка 2000 легковых автомобилей, 300-400 грузовиков и примерно 15-18 тысяч пассажиров.
Сегодня количество всех транспортных средств, пересекающих границу за сутки уменьшилось раз в 5, пассажиров – как минимум в 15.
© Sputnik / Владимир НестеровичИз-за пандемии легковые автомобили в "Новой Гуте" - редкость, но они есть
Из-за пандемии легковые автомобили в "Новой Гуте" - редкость, но они есть
© Sputnik / Владимир Нестерович
Те же люди, которые в условиях пандемии все же едут через кордон, подпадают под большой перечень исключений, предусмотренный постановлением белорусского правительства №624 от 30 октября прошлого года.
Честным можно не бояться
Начальник отделения пограничного контроля успокоил, что никакого “железного занавеса” на границе нет, хотя меры по предотвращению противоправных действий сейчас значительно усилены.
“В пункте пропуска осуществляется более тщательный контроль документов, по которым граждане пересекают границу, проверяются основания для въезда в Беларусь и цели поездок, совместно с сотрудниками таможни дотошно и качественно проводится осмотр транспортных средств”, - рассказал Кирил Крышнев.
Он также отметил, что добропорядочным, законопослушным гражданам бояться нечего. А вот на пути злоумышленников поставлен надежный заслон.
Читайте также:
Лукашенко рассказал, на ком держится безопасность государства
Россия меняет правила въезда для белорусов с 10 июля
"Молоток": в России оценили цитату Лукашенко об "отстойнике" для мигрантов