Пандемия COVID-19 повлияла на работу многих людей в разных странах мира, Беларусь не исключение: несмотря на то, что официально карантин в республике не введен, соотечественники признаются, что стали зарабатывать в разы меньше.
Одни констатируют снижение дохода "из-за того, что люди сидят дома". Другие и вовсе потеряли работу: из-за невозможности пересекать границу, из-за отсутствия интереса людей к чему-либо, кроме предметов первой необходимости... Слово героям.
Уже полтора месяца без работы
Я работал в транспортной компании водителем-международником: возил автобусы с пассажирами в Россию, Украину, разные европейские страны. Проработал так в сумме около года: трудоустройство было официальное, правда, с первого дня на четверть ставки: основная часть оплаты моего труда шла в премию – уж не знаю, почему.
Работы хватало: в месяц было (хорошо, если) пять выходных дней, все остальное время я проводил в разъездах. Схема такая: звонят и говорят, что надо ехать в рейс, я оперативно собираюсь – и в путь дня на три. Не на износ, с отдыхом, все как положено.
Это было мое единственное место работы: график, понятное дело, ненормированный, как с таким искать подработку? Да и надобности не было, на самом деле, меня это дело вполне кормило. Когда постоянно катаешься, нет обилия свободного времени, чтобы тратить деньги, что-то откладываешь – сейчас именно это меня и спасает.
Я вернулся из последнего рейса полтора месяца назад. С тех самых пор я и сижу без работы.
Когда началась эпидемия, все резко обвалилось
В самом начале эпидемии процесс нашей работы не менялся, нам так же звонили и звали в рейсы. А потом Европа начала закрываться: одна страна, другая, третья… У нас было много запланированных поездок, и первое время мы еще надеялись, что откатаем последние. Но начались заражения, люди стали бояться выезжать за границу и ринулись сдавать билеты; руководству стало невыгодно отправлять полупустые автобусы.
После начала эпидемии все очень резко обвалилось. Мы только вернулись из рейса и через два дня собирались в следующий, когда нам сообщили, что фирма практически приостанавливает деятельность (будут осуществляться только минимальные заказы по Беларуси). Ну и "мы вам позвоним, когда все наладится".
Финансовые сложности в компании и на процесс расставания повлияли, конечно: директор сначала не хотел (или не мог) выплатить мне зарплату полностью, и я знаю, что у него перед другими водителями тоже хватало долгов. В результате он заставил нас написать заявления за свой счет до определенного месяца, иначе, мол, никаких денег. А заплатили мне в итоге чуть по другому курсу доллара. Ну, хоть как-то заплатили, и я сразу забрал трудовую.
Со мной в компании работали больше 25 водителей, и некоторые из них, конечно, семейные люди с детьми, – распустили всех. А в стране ведь не одна фирма-перевозчик, таких много, и значит, без работы остались сотни (одних только) водителей. У меня много таких знакомых "автобусников", которые в замешательстве.
Заначка на исходе, а подработку не найти даже на мойке
Для меня происходящее критично, потому что висит кредит, есть долги. А работы сейчас никакой толком не найти, я постоянно сижу в объявлениях. "По профессии" пойти могу либо в такси, либо дальнобойщиком. В такси смысла никакого: там сейчас очень много людей, а заработки смешные. Я знаю, что некоторые люди сутки стоят ради трех рублей.
Дальнобойщиком страшно: одному в фуре куда проще уснуть, чем за рулем полного автобуса, да и не хочется покидать страну сейчас из-за этого коронавируса – лучше дома, пусть и за меньшие деньги. Я пытаюсь выкрутиться, готов и за другое дело браться, но подработку не смог найти даже на мойке.
У меня была "подушка безопасности", но минимальная – на кредит и еду, и та уже на исходе. Мои родители работают на госпредприятиях: они при деле, но платят им сейчас меньше, чем всегда (хотя мне и непонятно, почему). Да и просто сидеть без работы в этой "самоизоляции" невыносимо. Что делать дальше, я не знаю. И я такой не один.
"Люди сидят дома" и не покупают, стройки остановились
Пострадала не только транспортная сфера: так, рассказывают белорусы, одна известная белорусская компания-застройщик приостановила работу на нескольких объектах, людей отправляют в отпуска.
"Я пока без работы не остался, но с середины апреля нас выгоняют на полмесяца за 55% оклада. А моему коллеге уже не продлили контракт – остался месяц до окончания. И люди просто не знают, что делать: продукты и услуги ЖКХ не падают в цене, много даже выросло в магазинах", – поделился с корреспондентом Sputnik один из сотрудников компании.
Торговля также "просела", признаются мелкие предприниматели, потому что белорусы стараются реже покидать квартиры и приобретают мало что, кроме продовольствия и предметов первой необходимости.
"Я занимаюсь мелкой розничной торговлей в офисном здании на Мележа. Количество людей в офисах уменьшилось, посетителей тоже, выручки минус 30-50% с момента появления вируса и просадки рубля. Зато выросло число свободных для аренды помещений.
Денег в обрез, потому что в семье я один работаю: при гипотетическом карантине я бы "схлопнулся" за месяц (аренда и ФСЗН любого добьют). И никаких сейфов у таких мелких деятелей, как я, нет. Я рассчитываю, что пик болезни пройдет, и дела пойдут в гору. И надеюсь, что у нас не будет карантина. А пока пояс затяну", – рассуждает один из собеседников агентства.
По словам другого ИП, владельца бизнеса в сфере систем безопасности, у некоторых работа остановилась вовсе: "Продажи, новые объекты/заказы, входящие звонки, письма, запросы равны нулю уже две недели: я и три моих сотрудника живем на данный момент за средства, заработанные ранее, что будет дальше – никто не знает".
Кто-то сидит без дела из-за закрытой границы с РФ
"Я занимаюсь автоподбором, и треть работы – это, в частности, пригон автомобиля сюда. Конечно, работы стало ощутимо меньше: я пригонял две или три машины в месяц из РФ (брал 1000-1500 рублей за раз в зависимости от авто). Но граница с Россией закрыта, и, соответственно, подбор осуществляется сегодня только по нашей стране, и для обычно высокого сезона спрос куда меньше", – признался Sputnik один из участников тематического обсуждения на популярном форуме.
Многие белорусы называют последней каплей курс доллара, а кроме того, определенные проблемы возникают у компаний, партнерствующих с РФ, из-за "нерабочего месяца" в соседней стране.
"Работодатель установил курс выдачи зарплаты намного ниже, чем в Нацбанке. Россия не работает, и это отражается очень: целый день, можно сказать, просто сидим – без дела. Если пойдет так дальше, придется что-то предпринимать: экономить, а если уж прижмет серьезно, продавать что-то из вещей. Мы снимаем квартиру в Минске, растим ребенка: страшнее всего будет, если у нас не окажется денег на оплату жилья", – поделилась еще одна собеседница Sputnik, офисная работница компании в торговой сфере.
Многих столичных жителей особенно волнует вопрос сохранения жилья: кому-то удается договориться с арендодателем на скидку или отсрочку платежа, однако многие владельцы такой недвижимости сегодня и сами оказались без стабильного заработка и живут только за счет сдачи.
Столичные ТЦ практически пустуют не первый день: продавцы пытаются привлечь клиентов скидками, однако некоторые уже задумываются о новой работе, поскольку ушли в онлайн-шопинг. Непростые времена переживают и заведения общепита: на протяжении нескольких недель гостей ощутимо меньше даже в самых популярных кафе.
Президент Беларуси Александр Лукашенко ранее заявлял, что государство поддержит разные секторы бизнеса, если они будут нуждаться в поддержке. А премьер-министр Сергей Румас информировал также, что правительство подготовило комплексный пакет мер по поддержке белорусской экономики в связи с пандемией коронавируса.
Вместе с тем, представители Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) заявляют о том, что за последние две недели из-за распространения коронавируса работу в Европе потеряли не менее миллиона человек. Согласно прогнозу Международной организации труда, суммарно пандемия коронавируса COVID-19 может привести к потере 25 миллионов рабочих мест.