По мере того, как под атакой COVID-19 профессиональный спорт сворачивает свои знамена, отменяя и перенося на лучшие времена крупнейшие соревнования, включая Олимпиаду в Токио и чемпионат Европы по футболу, биатлонные болельщики начинают осознавать – мы легко отскочили!
Как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, отмена одного этапа в Холменколлене и секвестр смешанных эстафет в Контиолахти – сущая мелочь по сравнению с "аннигиляцией событий и безвременьем", что накрыли другие популярные у человечества виды спорта.
Биатлонный сезон-2019/2020 состоялся без всяких натяжек и гипербол! Более того, элемент удачи явно сопутствовал стреляющим лыжникам. Достаточно вспомнить, как своевременно завершился чемпионат мира в Антхольце – самый север Северной Италии, который уже через неделю после форума стреляющих лыжников стал очагом коронавируса и закрылся на карантин, длящийся до сих пор.
Так что мое общение со старшим тренером мужской сборной Олегом Рыженковым по всем требованиям удовлетворяло запросу на подведение итогов. Тем более, что 30 марта наставникам предстоит держать ответ – "что было, как было и чем сердце успокоится" – в Минспорта.
А ведь есть еще вопросы и завтрашнего дня. Межсезонье-2020 должно начаться с первых чисел мая, но представить сейчас, как оно пройдет, очень трудно. Точнее, вовсе невозможно, особенно если отталкиваться от сообщений ВОЗ. При этом сезон-2020/2021, в проекции на Пекин-2022, имеет предолимпийский статус. Обойтись же без генеральной репетиции не совсем здорово, как не ставь ударение, как не жонглируй переходом из наречия в краткое прилагательное, и обратно.
Рыженков этого тоже не стал скрывать – перспективы туманны…
О завтрашнем дне
– Планирование – огромная проблема: не только наша, белорусская, но и всех других федераций, национальных команд. Увы, но пока полностью не прояснится ситуация с коронавирусом, зарекаться о проведении каких-то сборов за рубежом просто смешно. А ведь часто мы выезжали в июне на сбор в условиях среднегорья. Потом еще обязательно в августе.
Иначе как?! Подготовка биатлонистов элитного уровня подразумевает тренировки на высоте. Без горных сборов очень сложно показывать позитивные результаты… Но сегодня мы банально не понимаем, как и во что выльется пандемия коронавируса.
Придется реагировать по ситуации. Ясно лишь одно: определенную часть подготовки будем проводить в Раубичах. А уж какой частью от целого она станет – покажет время.
Что же касается вашего вопроса, могу ли я представить, что все межсезонье придется провести дома, отвечу так: не хотелось бы, но… могу. Такая ситуация имеет свою вероятность, причем не совсем уж минимальную. Что для предолимпийского сезона совсем не хорошо. Особенно если помнить, что Белые игры-2022 пройдут в Китае на очень солидной высоте.
Поэтому хорошо, что нынче нам удалось реализовать тренировочную программу с несколькими сборами в среднегорье и подъемом нагрузки. План смазался лишь перед чемпионатом мира, когда сбор непосредственно в Антхольце пришлось заменить на работу в Риднау. Однако опыт мы приобрели и знания, необходимые для изучения, получили. А процесс поиска в экспериментальном режиме велся постоянно. Пусть даже методом проб и ошибок.
О сборе в Риднау
– Во-первых, база в Риднау почти на 300 метров ниже над уровнем моря, чем "Зюдтироль-Арена" в Антхольце. Отличное, в принципе, место. С точки зрения комфорта тренировок и бытовых удобств все весьма неплохо. Для подводок к другим соревнованиям Риднау используют перманентно, и не только мы. Впрочем, и сейчас все было так же – рядом тренировались россияне, шведы, чехи. У кого-то затем на чемпионате мира получилось чуть лучше, у кого-то – чуть хуже. Но, вы правы, совсем хорошо из нашего пула ни у кого не вышло.
Но, во-вторых, надо понимать, в какое сложнейшее положение мы попали, когда Антхольц отказал нам по причине "замены стрелковых установок" в уже оплаченном сборе. Ребром стал вопрос: где готовиться будем, а?!
Или надо подниматься в горы, уезжая от Антхольца, или оставаться поблизости в Риднау. Но времени, чтобы искать новые базы, бронировать гостиницы в туристический сезон, банально не было. Да и не все альпийские центры обладают тем отельным ресурсом, что Антхольц и Риднау. В Мартеле, например, с бухты-барахты найти проживание для целой команды нереально. То есть, так было в минувшем январе и феврале.
В этой связи интересно, как поступили сами итальянцы. Их лидеры – например, Вирер и Витоцци – втихаря готовились к чемпионату мира в Антхольце. Часть основной команды отправилась в недалекий австрийский Обертиллиах. Вместе с нами в Риднау трудилась их команда "Б".
О кандидатах на Пекин
– Такого понятия, как "расширенный олимпийский список", в нашем обиходе нет. В том числе и касательно тренерского штаба. 30 марта нас ждет первый отчет в Минспорта, а уж после можно будет посмотреть. Разумеется, стратегические ориентиры в голове выстроены. Но как наши возможности совпадут с нашими желаниями – неизвестно.
Но если говорить о тренерском штабе мужской команды, то я бы сохранил всех специалистов и все позиции. Что же касается вопросов о Владимире Королькевиче, о котором меня спрашивают с таким подтекстом, что вот-де ты хороший, он – плохой, то для меня это дико.
Он вел общее направление в двух командах, но в большей степени в этом году концентрировался на женской команде. Те опыт и те знания, что Владимир Борисович отдавал и спортсменам, и нам – своим коллегам, очень пригодились. И пригодятся в дальнейшем. Что бы кто ни судил, ни рядил. Королькевич – опытнейший тренер, с большими знаниями и умениями. У него можно и нужно учиться.
О вере в светлое завтра
– Очень хочется надеяться, что следующий сезон, в котором мы сможем выставлять уже по пять белорусских гонщиков в каждую индивидуальную гонку и спринт, начнется, как и планируется, в третьей декаде ноября. Причем опять в Контиолахти, где все закончилось нынче.
Правда, если честно, прогрессистская идея боссов Международного союза биатлонистов разбить "длинную премьеру" – традиционные полторы недели в Эстерсунде – на пролог в Финляндии и собственно первый этап в Швеции, не очень обрадовала спортсменов, тренеров, сервисменов. Почему? Ответ лежит на поверхности, и он очевиден: неудобно, суетно! Это ведь и дополнительные хлопоты – сбор, разбор вещей, оборудования, и дополнительные расходы по переезду. Пилить от Контиолахти до Эстерсунда не близкий свет. Предыдущий вариант календаря с продолжительным втягивающим полуторанедельным этапом в Швеции намного логичнее и комфортнее. А тут коротко в одном месте, потом скачок в другое и еще один отрезок.
Но это мы уже чересчур забежали вперед. Кто знает, чем все обернется в истории пандемии коронавируса. Поэтому, главное, чтобы жизнь вернулась в нормальное, рациональное, а значит, предсказуемое русло.