Таким образом, как информирует колумнист Sputnik Руслан Васильев, белорусские биатлонисты уже 15 марта сразу после воскресного завтрака выехали домой наземным транспортом, предпочтя его любым вариантам авиационного сообщения. Ранним утром понедельника – около пяти часов – все уже были в Раубичах.
При этом, во-первых, команда находится на карантине. Во-вторых, на учебно-тренировочном сборе, ибо, как объяснял капитан мужской сборной Антон Смольский: "После сезона еще нужно поработать хотя бы неделю. Для восстановления капиллярной и сердечно-сосудистой системы". В-третьих, все стреляющие лыжники сдали тесты на коронавирус…
В минувшую среду я связался с Анной Сола, прося ее подвести итоги сезона-2019/2020 и заодно, разумеется, предлагая форматы общения. С несколько ироничной интонацией. Дескать, можно использовать "вайбер", можно по телефону, и только встретиться нынче вряд ли доведется. Анна ответила так: "Если вы не боитесь, то можем и встретиться! Ну, а вообще пришли результаты анализов – все здоровы!"
И слава богу! Женской сборной Беларуси без того сильно досталось в прошедшем, очень трудном и неоднозначном сезоне.
Примат разочарования
Действительно, выступления наших барышень частенько разочаровывали, что в итоге вылилось в смену приоритетов в болельщицких симпатиях. Если в эпоху Домрачевой основное внимание приковывалось к женским стартам, то теперь пальма первенства стала предпочитать мужчин, чьи дела пошли в гору.
Например, в отличие от парней, белорусские дамы не сумели увеличить соревновательную квоту на следующий сезон, для чего надо было занимать в Кубке наций 10-е место. Увы, шансов на это почти не было. Подопечные Василия Лещенко завершили сезон на 12-й позиции, много уступив австрийкам, что и замкнули топ-10.
Однако надо понимать всю природу разочарования. Дело ведь в том, что от лидера женской команды Ирины Кривко априори ожидали очень многого! Борьбы за участие в цветочной церемонии едва ли не в каждой гонке и, конечно, призовых мест. Особенно это касается январских этапов Кубка мира и февральского чемпионата мира в Антхольце. Но тренерская методическая задумка, призванная отложить пик формы Ирины на самые важные старты, к сожалению, не сработала. Кривко на протяжении всех четырех соревновательных месяцев не вышла на максимум, с чем и надо разбираться наставникам.
А учитывая, что явно не удался сезон еще у Алимбековой и Ирины Кручинкиной, ситуация, естественно, усугубилась в сторону печали. Динара постоянно испытывала физический дискомфорт, а кроме того, оказалась не крепка психологически. Ее, как сейчас очевидно, сломала "диванная сволота", что измывалась над спортсменкой оскорблениями в социальных сетях. Конечно, плохо, что Алимбекова столь ранима и восприимчива к негативу, но теперь тренерам должно быть понятно следующее: игнорировать фактор "диванных экстремистов" – себе дороже. Его необходимо превентивно нейтрализовать соответствующей педагогической работой со спортсменами.
Ирина Кручинкина – вообще для меня главная загадка. Почему она растеряла в сезоне-2019/2020 свои лучшие качества – стабильного стрелка, способного развивать пристойную скорость на лыжне, не понятно. За этим спадом видится что-то личное, романтическое, не позволявшее Ирине полностью сконцентрироваться на биатлоне.
Ведь смотрите: ее сестра-близнец Елена – на ходу! Уж кто-кто, а эта Кручинкина, проведшая первый полноценный сезон в Кубке мира, должна занести его в приватный актив. Тяжело стартовав в декабре и столкнувшись со стрелковыми сложностями – Елене в режиме "с колес" пришлось привыкать к новому ложе винтовки, – она, начиная с января, обрела актуальную конкурентоспособность.
Да, чемпионат мира в Антхольце не задался у Кручинкиной. Да, она по-прежнему совершала промахи. Но при этом радовала скоростью лыжного хода, став стучаться в топ-10, даже несмотря на штрафные круги. Кстати, в Раубичах, выиграв гонку преследования чемпионата Европы, Елена сумела войти в клуб "зеро", доказав свою перспективную снайперскую состоятельность. На этапах Кубка мира в Нове Место-на-Мораве и Контиолахти, последовавших после домашнего континентального форума, уже Кручинкина была лидером белорусской сборной.
Наконец, Анна Сола – самая парадоксальная наша надежда! Именно ей принадлежит "белорусский пик" в минувшем сезоне – 4-е место в спринте Рупольдинга, между прочим! Неслабо по определению. Тем же парням такой прогресс пока только грезится. А вот Сола уже знает, как это делать. Но, с другой стороны, Анна запомнилась и поражениями на огневых рубежах: восемь скорострельных промахов на одной "стойке" в сингл-миксте ЧЕ-2020 – тому свидетельство.
Однако! Говоря о женской команде, нельзя забывать, что еще летом-2018 ее у нас не было в принципе. В строю после ухода Домрачевой, Скардино и Писаревой находилась только Кривко. Алимбекова общалась с хирургами, Сола не тренировалась, а тренировала, фамилии сестер Кручинкиных и Сабитовой не были известны широкому кругу болельщиков. Теперь команда есть, и, при всех разочарованиях, сезон показал наличие у нее перспективы. Для той же Сола показательно именно 4-е место в Рупольдинге, а не ее неудачи. В этом я убежден абсолютно.
Анна Сола: у меня клевые болельщики!
– Прежде всего, как ваше здоровье? Ведь вы приболели в Финляндии. Кстати, над вами шутили на тему COVID-19?
– Как без этого было обойтись? Конечно, шутили. Но теперь уже все хорошо – выздоровела.
– Сейчас в Раубичах идет "закатка". Но наверняка проходит и осмысление сезона. Насколько вам удалось реализовать задуманное?
– В процентах определить не возьмусь. Есть позитивные моменты, но что-то однозначно не получилось. Например, очень разочарована своей стрельбой – это правда. Американские горки! Тем не менее, спринт в Рупольдинге ясно дал понять: при хорошей, стабильной стрельбе все возможно! До следующего сезона достаточно времени, чтобы подготовиться, стать лучше.
– Что после январского этапа в Поклюке было с физическим состоянием? И что думаете о сборе в Риднау, где белорусская сборная тренировалась перед приездом в Антхольц: есть ли там свои специфические особенности?
– У меня плохое самочувствие было именно в Поклюке. Соперницы обгоняли, а я даже ускориться не могла. Но только в Поклюке. В Риднау уже чувствовала себя прекрасно. Мне и тренеры говорили: главное-де эту форму сохранить до чемпионата мира. Но в Антхольце, как вы знаете, ничего толкового не вышло. Поэтому касательно горных сборов… Разумеется, уже беседовали с тренерами и пришли к выводу: возможно, не совсем правильно были подобраны места их проведения. Но я не хочу этим оправдывать плохие результаты.
– Стрельба в Раубичах на чемпионате Европы мучает ночными кошмарами?
– Если бы только Раубичи… К сожалению, у меня и без чемпионата Европы накопилось залетов, вынуждающих хвататься за голову! И тут важны мои болельщики. Они по-настоящему клевые! Все воспринимают с юмором и здорово меня поддерживают в самых сложных ситуациях. Спасибо им за это!
– Как вы будете решать противоречие "точность – скорострельность"?
– Все совместимо! Как пример – стрельба лежа в чешской эстафете: я успела изготовиться на чужую установку, перелечь на свою и уйти первой с огневого рубежа.
– По ходу чемпионата мира в Антхольце создалось впечатление, что в женской сборной упал моральный дух...
– Не могу отвечать за всю команду – только за себя. Моральным духом я упала два года назад, когда хотела завершить свою спортивную карьеру. Но потом поняла, что если я сдамся, капитулирую перед неудачами, то лучше все равно не будет.
– Какой момент принесет вам больше счастья: когда закончится "закатка" и вас выпустят с карантина на волю или когда в мае вы вернетесь в Раубичи на сбор?
– Всему свое время! Сейчас я очень хочу увидеть своих родных. Чтобы в мае с радостью приступить к тренировочному процессу.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции