Турбизнес оказался на передовой перед атакой коронавируса. Клиенты по всему миру застревают в аэропортах и требуют вернуть затраты, крупные операторы пытаются устоять под их напором.
В самом незавидном положении оказались те, кто сами себя называют "прослойкой" между операторами и клиентами – турагентства.
Представители нескольких агентств Беларуси рассказали Sputnik о том, что сейчас происходит в их офисах, попросив не указывать названия фирм.
"Синдром стервятника" проявляется у единиц
"Туристы не столько отказываются от туров, сколько "включают режим ожидания", - говорит хозяйка небольшого агентства Юлия.
Она уверяет, что и сама, и все коллеги стараются максимально сохранять лицо в сложившейся ситуации.
"Все это происходит впервые, поэтому мы не знаем, как действовать. И никто не знает. Но "синдром стервятника" проявляется у единиц. Это не та ситуация, когда нужно требовать у людей какие-то необоснованные неустойки", - считает Юлия.
Но, предупреждает она, если клиент отказывается от тура в страну, в который нет запрета на въезд, за неделю до даты вылета, он должен понимать, что его деньги уже перечислены операторам, а они, в свою очередь, оплатили отели и услуги авиаперевозчиков. Это большая цепочка, со всеми договориться сложно и сейчас не всегда возможно.
"Конечно, мы всем предлагаем перенести тур, но если люди настаивают, начинается аннуляция, запрос оператору и ожидание возврата. Понятно, что сроки возврата сейчас увеличатся и составят уже не месяц, как раньше, а несколько месяцев", - говорит представитель турбизнеса.
Она уверена, что в данный момент без помощи государства разрешить проблему с наименьшими потерями не удастся.
"Во многих странах для турфирм ввели налоговые каникулы, арендодатели заморозили арендную плату или снизили ставки. Почему бы нам не продумать эти и другие льготы?" - предлагает собеседница Sputnik.
Возврата денег дождутся не все
"Если "ляжет" турбизнес, по цепочке "лягут" и другие отрасли: перевозчики, страховщики, гостиничный бизнес. А это все налоги в казну государства", - размышляет владелица еще одной туркомпании Ирина.
Она рассказывает, что и российские операторы, и принимающая сторона на самом деле "не сильно хотят возвращать деньги клиентам".
"Уже сейчас понятно, что если люди откажутся переносить туры и оставлять деньги на депозитах, и все вместе потребуют возврат, всем вернуть не смогут, кто-то возврата не дождется", - предполагает Ирина.
Она рассказывает и о том, что почти все сотрудники ее фирмы отправлены в отпуска за свой счет и окончательный срок этих отпусков не оговаривается.
"Учитывайте, что перед этим было межсезонье и финансовой подушки у нас просто нет. Все люди в нищенском положении. Зарплата турагента, это в лучшем случае 500 рублей, остальное процент, который мы зарабатываем в сезон. А с ноября мы сидели только на зарплате", - делится Ирина.
По ее подсчетам, предыдущей осенью люди на раннем бронировании купили примерно в четыре раза меньше туров, чем в прошлом сезоне.
"В декабре - январе боялись покупать туры, потому что непонятно было, что с нефтью и долларом. А после нефти нас накрыл коронавирус, который не все турфирмы смогут пережить", - считает представитель турбизнеса.
Она говорит, что в апреле должна будет уплатить налоги за первый квартал и тоже взывает к помощи на государственном уровне.
"Из чего нам платить налоги, ФСЗН, кредиты, если у нас нет денег даже на то, чтобы кормить свои семьи?" - сожалеет Ирина.
Люди готовы лететь в Египет
"Основной процент раннего бронирования приходится на период с конца февраля и до конца апреля. Поскольку все это случилось не на пике, все-таки масштаб потерь не настолько большой", - считает турагент Оксана.
Тем не менее, и ей каждый день приходится принимать заявления от клиентов о возврате денег за несостоявшиеся туры. В основном это люди, которые не смогли улететь в Египет.
"Если Египет продлит карантин и на апрель, то пойдут те, кто собирается лететь в апреле. Потому что пока большинство не отказывается от туров и готовы лететь в Египет. В марте мы отправляли туда людей вплоть до последних дней, до 15 числа. Летели в том числе и семьями, мы никого не уговаривали", - рассказывает Оксана.
Она говорит, что в Египет были проданы путевки до 20 марта.
"На 17 марта был полный самолет и в 6 часов вечера накануне мы обзванивали людей и говорили, чтобы они не ехали в аэропорт. С теми, кто уехал, держим связь, они ни на что не жалуются", - рассказывает турагент.
Она говорит о том, что российские операторы пока тоже не могут действовать скоординировано.
"Некоторые просто отмалчиваются. Например, на 30 марта у наших клиентов тоже выкуплены все путевки, но объяснить им, как быть, мы не можем, операторы в офисе просто не снимают трубку!" - недоумевает Оксана.
Сама турагент старается с пониманием относиться к ситуации.
"Точной схемы действий на случай подобных чрезвычайных ситуаций нет ни у кого, ни у авиаперевозчиков, ни у операторов, но самое обидное, что ее нет и у министерства спорта и туризма!" - говорит собеседница Sputnik.
Она считает, что, если бы Беларусь официально закрыла границы раньше, как поступили другие страны, некоторые граждане могли бы вернуть часть потраченных денег.
"У людей были забронированы туры и, естественно, они решили не рисковать и не лететь, например, в Италию. Но чтобы вернуть деньги за билеты, авиакомпания должна была сама отменить рейсы, а наши летали до последнего и у многих пропали билеты и деньги", - констатирует специалист.
Отдых в разгар карантина
Представитель еще одного турагентства Иван рассказывает, что некоторые клиенты, наоборот, воспользовались ситуацией, чтобы улететь в Египет по низким ценам.
"Как только начался переполох с начала и до середины марта люди улетали семьями из четырех человек за тысячу долларов. До сих пор многие отдыхают", - говорит Иван.
Он также советует всем клиентам не требовать возврата средств, а переносить даты отдыха, но считает, что и крупные операторы должны в данном случае пойти навстречу клиентам.
"Если бы они заверили людей, что после того, как все это закончится, они не станут взвинчивать цены, постараются сделать доплаты за новые туры минимальными, люди бы охотнее поддержали нас сейчас", - уверен специалист.
Пока, по его словам, добиться какой-то информации от российских партнеров сложно.
"Они держат нас в полной дезинформации. В итоге мы сами накануне обзвонили все наши посольства в странах, куда отправили туристов и, честно говоря, тоже не получили конкретных ответов. Например, мы говорим, что наши люди несколько дней не могут улететь и у них уже закончились деньги, а дипломаты отвечают: "Пусть они приезжают к нам в посольство и мы попробуем разобраться", - поделился турагент.
Он подтверждает, что самая патовая ситуация сейчас с туристами, которые должны улететь или уже улетели транзитом через Россию.
"Пока непонятно, как возвращаться людям. Компании, оказывающие услуги трансфера в аэропорты, будут забирать пассажиров сегодня вечером и завтра. И то, только потому, что отправили туда автобусы раньше. Больше их никто в Россию не впустит.
И как вылетать, например, во Вьетнам, который на сегодня границы еще не закрыл, поэтому аннулировать тур с полным возвратом денег нельзя. Российские самолеты туда летят. Но на вопрос, как доставить к самолетам белорусов, наши операторы отвечают, что это наша проблема. И предупреждают, что в случае разбронирования мы получим стопроцентные штрафы", - недоумевает турагент.
Во Внуково могут не выпустить из самолета
В настоящее время в сфере турбизнеса Беларуси заняты около десяти тысяч человек.
"Все они отправлены в отпуска за свой счет, туристический бизнес полностью остановлен и турагенты работают исключительно на то, чтобы гасить очаги напряжения",- подтвердила Sputnik и эксперт в сфере турбизнеса Лилия Кобзик.
Она рассказала, что в настоящее время только в Египте отдыхают не менее пяти тысяч белорусов и выразила надежду, что авиакомпания "Белавиа" постепенно вывезет всех своих граждан.
А вот ситуацию, в которую попали тысячи белорусов, возвращающихся из экзотических стран, эксперт назвала катастрофой.
"Очень большой проблемой стало возвращение наших туристов из экзотических стран, в которые они были отправлены российскими операторами. Российские перевозчики не садят наших пассажиров в самолеты ни в Индии, ни в Таиланде, ни во Вьетнаме, ни на Кубе, ни в Доминикане", - сообщила эксперт.
По ее словам, российские авиакомпании в первую очередь вывозят своих туристов или людей с видом на жительство в России.
"Белорусов с оплаченными билетами разворачивают, люди сидят в аэропортах, а в некоторых местах их даже просят покинуть территорию аэропорта, если он, например, военный, как в Индии. Масштаб этой катастрофы оценить сложно. У людей заканчиваются деньги, там есть дети и пожилые. Мы собираем данные о каждом случае и передаем в МИД", - делится Лилия Кобзик.
По ее словам, даже если туристам удается добраться до Москвы, не понятной остается ситуация с транзитными зонами в аэропортах.
"Транзитные зоны открыты в только в Шереметьево и Домодедово. Если кто-то прилетит, допустим, во Внуково, его не выпустят из самолета?" - не понимает эксперт.
"В этой ситуации турбизнес бессилен. Мы не можем воздействовать на своих партнеров. Это уровень дипломатических служб и властей наших стран. Только они могут исправить эту ситуацию!" - уверена эксперт.
Читайте также:
-
Белорусы, прибывающие в Москву, должны самоизолироваться на 2 недели
-
"Завтра летим в Европу и не знаем, что дальше": белорусы застряли в Исландии
-
Минспорта прогнозирует всплеск внутреннего туризма на фоне коронавируса