Премьер-министры Сергей Румас и Дмитрий Медведев будут в пятницу обсуждать двусторонние отношения Беларуси и России, конечно, будет поднят и вопрос о том, как возобновить полноценную работу нефтепровода "Дружба".
Казалось, что в этой ситуации все предельно понятно: в трубу попала некачественная российская нефть, которая повредила оборудование на Мозырском НПЗ, транзит в Европу прекратился. Неудивительно, что в Минске заговорили о том, что убытки должна возместить российская сторона.
Компания "Транснефть" поспешила признать свою ответственность и подтвердила готовность возмещать реальные потери, которые понесли потребители и транспортировщики нефти в Беларуси.
Специально для того, чтобы подсчитать потери, была создана двусторонняя рабочая группа. Специалистам отводят приблизительно месяц на то, чтобы определиться с цифрами.
Старый козырь Кремля
Правда, ситуация приняла неожиданный оборот 21 мая после того, как пресс-секретарь российского премьера Олег Осипов подтвердил, что в пятницу Сергей Румас и Дмитрий Медведев будут обсуждать интеграционный процесс.
При этом, перечисляя вопросы повестки дня, он назвал и задолженность Минска перед российской стороной из-за реализации незаконной схемы с поставками так называемых "растворителей".
Все бы ничего, но эта история имела место еще в бытность Дмитрия Медведева президентом России, то есть прошло как минимум семь лет. Почему про это вспомнили сейчас, можно только догадываться, но очевидна одна простая вещь: подняв томик с запылившейся историей, Москва значительно усилила свою переговорную позицию о компенсациях Минску за "ядовитую нефть".
Что такое "растворители" и "разбавители"
Белорусская сторона в 2010-2012 годах смогла реализовать оригинальную схему поставок нефтепродуктов на экспорт. Дело в том, что экспортная пошлина на них должна была перечисляться в бюджет России.
Ведь все эти годы Минск получал российскую нефть с существенным дисконтом, учитывая, что поставки шли на беспошлинной основе. Полученные из нее нефтепродукты в случае поставок на экспорт пошлинами облагались, а химическая продукция шла уже по другим кодам внешнеэкономической деятельности, и поэтому они зачислялись уже в бюджет Беларуси.
Неудивительно, что белорусская сторона за три года нарастила импорт российских нефтепродуктов с почти 900 тысяч тонн до практически 8,5 миллиона тонн. Все пошлины в этом случае прошли мимо российского бюджета.
Зато Беларусь значительно нарастила экспорт по таким позициям, как "растворители и разбавители сложные органические" и "смазочные материалы". Тогда эксперты предварительно оценили потери Москвы от "белорусской схемы" приблизительно в 2 миллиарда долларов.
Основным местом изготовления отечественного ноу-хау нефтяной промышленности стал Новополоцкий "Нафтан". Главными получателями растворителей и разбавителей были Латвия и Голландия.
Тогда историю с взысканием с Минска компенсации медленно свернули, потому что всем было очевидно, что в этой схеме были задействованы и крупные российские поставщики, которые таким образом уходили от уплаты пошлин. В общем, бизнес был совместным белорусско-российским, и вопрос решили простым способом.
Евразийская экономическая комиссия немного изменила коды товаров внешнеэкономической деятельности и уточнила, что может считаться растворителями и разбавителями, и таким образом схема свернулась сама собой в 2013 году.
Спустя шесть лет Москва решила напомнить Минску о сверхприбылях тучных лет, очевидно, с намеком, что не стоит говорить о сотнях миллионов долларов потерь от поставок загрязненной российской нефти.
Читайте также:
-
Чистая нефть движется по нефтепроводу "Дружба" в сторону Венгрии и Словакии
-
Проект дорожной карты для "грязной нефти" готов – Ляшенко
-
Потери или выгода: что Минск может получить в ситуации с "грязной" нефтью