МИНСК, 11 дек - Sputnik. Минимальную заработную плату во Франции с 1 января увеличат на 100 евро. А для пенсионеров, чей доход ниже 2000 евро, отменят повышение налога. Среди других уступок президента – отмена налога на прибыль, полученную от сверхурочной работы. Макрон даже попросил компании выплатить своим сотрудникам годовой бонус и распорядился ввести в стране чрезвычайное экономическое и социальное положение.
Французы заколебались, и, согласно опросу, единого мнения о том, как относиться к словам Макрона и стоит ли прекращать протесты, пока не сложилось. Но французы не единственные, кто внимательно слушал речь Макрона. Тринадцать минут президента в прайм-тайм обсуждают едва ли не все мировые СМИ.
Сколько минут нужно для прощения
Макрон обратился к нации в 20 часов. Выступление было анонсировано заранее – еще вернувшись из Аргентины, где проходила встреча G20 неделю назад, президент пообещал обратиться к народу, но сперва дождался третьей "черной субботы". Французская газета Parisien пишет, что эта речь Макрона стала самой ожидаемой с того дня, как он переступил порог Елисейского дворца.
Тринадцать минут – и вот уже почти половина французов тебе верит. Компания OpinionWay озвучила сегодня в эфире телеканала "Эль-се-и" данные опроса, согласно которому решение уменьшить налоги одобряет 78% опрошенных французов, а 68% довольны повышением минимальной зарплаты. Почти половина респондентов посчитала выступление президента неубедительным, а 49% поверили словам Макрона.
Теперь о "желтых жилетах". Согласно опросу, 54% французов уверены в необходимости прекратить протесты, а 45% выступают за их продолжение. Уровень поддержки самого движения в стране почти не изменился, почти 66% опрошенных являются его сторонниками.
Президент национального собрания и лидер партии "Вперед, Республика!" Ришар Ферран считает, что действия президента отвечают требованиям "желтых жилетов". Те, кто одобряет действия Макрона, уверены, что время для мирных переговоров пришло.
Президент богатых?
Издание Le Monde тоже провело опрос французов и выяснило, чем по-прежнему недовольны "желтые жилеты". Сорокашестилетний Сен Андре-де-Кубзак считает, что уступки Макрона – капля в море. Президент в своем телеобращении осудил насилие во время "черной субботы", но не задал вопросов о том, что стало его причиной. Издание цитирует и пятидесятипятилетнего веломеханика Тьери, который желтый жилет надел две недели назад. Он считает, что выступление Макрона – рекламный ход. И в данном случае их слова имеют наибольший вес, потому что в желтые жилеты переоделись именно рабочие.
Лидер правоголлистской партии "Вставай, Франция" Николя Дюпон-Эньян, который во время выборов в 2017 году заключил соглашение с правым политиком Марин Ле Пен, обвиняет Макрона в том, что он пытается завернуть свою политику в подарочную упаковку и тем самым сделать ее привлекательнее. Сама Ле Пен положительно оценила готовность президента признать ошибочность своей налоговой политики.
"Однако он отказывается признать, что оспаривается его управленческая модель. Эта модель представляет собой чрезмерную глобализацию, недобросовестную конкуренцию, повсеместную свободную торговлю, а также массовую иммиграцию со всеми ее социальными и культурными последствиями. Короче говоря, Макрон предпринял стратегическое отступление!" – написала Ле Пен в своем Twitter.
Теперь по соцсетям разлетелся хештег #Macron20h, который отсылает ко времени выступления президента. Под ним можно высказываться о том, что вы думаете о выступлении главы Елисейского дворца. Этим правом пользуются и за пределами Франции.
Тринадцатиминутную речь Макрона обсуждают все мировые СМИ. Американская Washington Examiner называет слова Макрона попыткой потушить "политической водой вулкан эмоций "желтых жилетов" и пишет, что "Франции нужна Маргарет Тэтчер, а не слабый Эммануэль Макрон". Газета Telegraph говорит, что Макрон "поддался давлению улиц", но все же не смог пойти на восстановление налога на богатство, а это было одним из требований "желтых жилетов".
О том, что на самом деле нужно французам, взялись порассуждать и россияне.
"Они не желают оплачивать из своих карманов невнятную политику Брюсселя и общеевропейские проблемы, которые грозят вырасти еще больше в связи с выходом Великобритании из ЕС и антиевропейскими демаршами Трампа", — полагает депутат госдумы Сергей Железняк.
"Черные субботы" и их жертвы
Акции "желтых жилетов" начались с недовольства ростом цен на бензин и вылились в протесты против социальной ситуации во Франции в целом. Первая "черная суббота" прошла 17 ноября и с тех пор повторилась дважды. Массовые протесты сопровождались столкновениями с полицией, погромами и поджогами машин. Радикально настроенные митингующие, которые также присутствуют среди мирных демонстрантов, крушили автомобили и магазины.
"Когда развязывают насилие, свобода прекращается" – сказал французский лидер в своем обращении к нации.
Накануне третьей "черной субботы" Министерство культуры Франции распорядилось закрыть Триумфальную арку, Эйфелеву башню, Лувр и другие объекты. И неспроста – предыдущая акция принесла разрушений в районе арки на 700 тысяч долларов, и Минкульт не мог рисковать повторно.
А вот "желтые жилеты" рискнули и добились от президента уступок, но большой ценой. Пострадали не только автомобили, неудачно припаркованные на центральных улицах и принявшие на себя удар. В ходе протестов погибли четыре человека. Сотни получили ранения, в том числе полицейские.
"Для этого насилия не будет никакого снисхождения. Мы все видели игру оппортунистов, которые пытались воспользоваться проявлением справедливого гнева, чтобы направить его на другие цели. Мы все видели безответственных политиков, чьим единственным проектом было раскачать республику, стремясь к беспорядку и анархии", — сказал президент Франции.
Число задержанных с начала протестов превысило 4,5 тысячи человек.
Читайте также:
- Сафонов: чрезвычайное положение во Франции ― расплата для Макрона