В 3-й минской клинической больнице им. Е.В.Клумова сейчас 22 студента-медика. Корреспонденты Sputnik пообщались с одним из них и узнали, как будущему врачу работается в должности медсестры в красной зоне.
Учиться на практике
Максим Сидорович – студент 5-го курса БГМУ. Работает в больнице он уже год, начинал в гастроэнтерологическом отделении. В апреле, как и многие его коллеги, сменил профиль и стал работать с коронавирусными пациентами на должности медицинской сестры. Именно медсестры, а не медбрата, уточняет он сам: официально должность называется так.
Он все время извиняется, думая, что говорит недостаточно хорошо: в то время как его однокурсники уже успели стать героями новостных сюжетов о коронавирусе, парень впервые дает интервью и сильно нервничает.
"Весь период коронавируса у меня слился во что-то одно целое. Сначала было страшно, да. Было сложно и непривычно. До этого у нас были гастропациенты: это гастриты, циррозы. Как пришла первая волна, все стало совсем другим: пульмонология для нас была необычна", – говорит он.
С 4-го курса студенты медвузов могут подрабатывать. Практически все так и поступают и идут набираться опыта в больницу, несмотря на сложную учебу в меде: без практики в профессии никак.
"Здесь опыт колоссальный, ты всему научишься. И хирургический профиль, и катетеры ставить. Я хочу научиться общаться с пациентами – это важно для врача. Плюс когда ты сам на себе прочувствовал все трудности работы медсестры, то, став врачом, будешь легче находить взаимопонимание со средним персоналом", – считает Сидорович.
Коронавирус стал уже более привычным
Парень не скрывает, что сначала входил в "грязную" зону со страхом. Родители отговаривали, даже советовали уволиться. Но так будущий медик точно не мог поступить: "Что это за врач, который бежит при первой же трудности?" Тем более, шел он в профессию осознанно, выбрав ее в классе пятом-шестом.
"У меня тетя – старшая медсестра в одном из отделений могилевской больницы. Я восхищался ее работой, белыми халатами. Я думал, что профессия в принципе связана с этим: будешь ходить такой красивый в белом халате и спасать жизни. Как оказалось, не все так просто: надо еще и побегать", – шутит Сидорович.
Первая волна коронавируса, по мнению студента, была страшнее и тяжелее: работать в новых условиях с малоизученной болезнью было непросто всем медикам. А сейчас все стало привычным, если вообще так можно выразиться о пандемии.
Максим вспоминает, как в первое время долго одевался в защитные костюмы, как проходили инструктажи. Кафедра инфекционных болезней прочитала несколько лекций по коронавирусу. На работе – подробные объяснения и наставления от старших сотрудников. Теперь студент может надеть СИЗ с закрытыми глазами и без помощи коллег, наловчился во всем этом обмундировании идеально ставить капельницы и уколы.
С утра до утра с больными коронавирусом
В 8 утра в свой выходной день Сидорович заступает на "сутки". Переодевается и работает в "грязной" зоне без перерыва около 7-8 часов. Потом может отойти на полчаса на обед. Пациенты позавтракали – можно идти ставить капельницы, а нужны они практически каждому. Часа три обходишь палаты. Параллельно выполняешь все назначения врача, разносишь таблетки для пациентов "на завтрак, обед и ужин". И так по кругу целый день. Бывшее гастроэнтерологическое отделение – это два поста на 50 пациентов. Работы хватает.
"Когда пациенты засыпают, можно успеть и кофе попить. Если у кого-то температура (а к вечеру такое случается всегда), то не уходишь с "грязной" зоны, пока не поможешь человеку. А так ночью делаю "домашку", учусь", – говорит Максим.
Самым трудным во всех этих коронавирусных буднях для студента стала именно моральная усталость: после работы есть несколько часов на сон, затем – на дистанционную учебу. Парень хвастается, что ни разу не заснул на лекции даже после самой тяжелой смены. Да и преподаватели, в большинстве своем практикующие медики, относятся ко всему с пониманием и представляют, как тяжело студентам.
К СИЗам привыкли быстро, хоть поначалу было неудобно выполнять врачебные манипуляции. А в итоге даже удалось скинуть пару килограммов: и жарко, и постоянно бегаешь между этажами отделения.
"Хотелось бы, чтобы люди стали более ответственными: носили маски, меньше бывали без надобности в общественных местах. Потому что нам реально тяжело. Раньше мои родители относились ко всему немного скептически. У меня на это всегда готовый ответ: приходите к нам и посмотрите, что происходит в больницах", – считает Сидорович.
Смена профиля
Третья больница была перепрофилирована под инфекционный стационар в апреле. Переходили постепенно, от одного корпуса к другому. С конца июня "тройка" стала постепенно возвращаться в прежний режим работы: выписывали пациентов с коронавирусом, демонтировали шлюзы, проводили дезинфекцию, и в первых числах июля больница начала работать по своему основному профилю.
А уже с 28 октября в "тройке" снова была прекращена плановая госпитализация пациентов. Все корпуса в очередной раз стали инфекционными отделениями.
"Все студенты у нас официально трудоустроены, получают положенные выплаты, в том числе и доплату за работу с пациентами с коронавирусом. Они все молодцы большие. Это для нас очень большая помощь", – говорит главная медсестра 3-й больницы Светлана Кондратьева.
Всех своих студентов старшие коллеги называют исключительно "наши дети". И постоянно нахваливают: дети пришли очень замотивированные.
"Они приходят за опытом, идут осознанно. Видно, что из них будет толк: станут хорошими врачами. Что интересно, сейчас очень много студентов хотят прийти поработать, а у нас нет мест – все укомплектовано. В эту волну стало как-то полегче: хоть и делаем все то же, что и весной, но уже с опытом. Да и хорошо работать, когда всего хватает: и СИЗов, и рабочих рук", – уверена Светлана Кондратьева.
Читайте также:
- "Ковальчуки, на выезд!". Семья медиков 5 лет вместе работают на скорой
- Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии
- Говорили: ничего страшного. Пандемия глазами молодого врача райбольницы
- Как врачи борются с COVID-19: журналист провел день в противочумном костюме
- На минской скорой работает настоящий Принц из Ганы