Лучше всего помогает восстановить легкие после коронавиурса барокамера и дыхательные упражнения, считает профессор кафедры военно-полевой хирургии Белорусского государственного медицинского университета Сергей Жидков.
При тяжелой коронавирусной пневмонии медики отмечают в некоторых случаях фиброз легких – замещение нормальной ткани на соединительную, образующую рубцы. Это приводит к одышке, а в тяжелых случаях, дыхательной недостаточности, когда человеку постоянно не хватает воздуха.
Чтобы избежать подобных осложнений, пациентов переболевших тяжелой пневмонией, в Беларуси направляют в санатории для восстановления здоровья. Как уточнил в середине июля заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко, реабилитацию после коронавируса в стране уже прошли около 2300 пациентов.
Сергея Жидкова среди них не оказалось, потому как он хоть и находился в зоне риска, в виду своего возраста, однако перенес коронавирус без особых последствий благодаря ряду полезных привычек.
Занятия спортом
По мнению 64-летнего мужчины, избежать осложнений после пневмонии, ему очень помогла любовь к спорту. Он был чемпионом Казахстана по плаванию среди юниоров, а затем играл в водное поло в Высшей лиге Чемпионата СССР за алма-атинское "Динамо". Не перестал ходить в бассейн и после окончания спортивной карьеры.
"Обычно плаваю где-то три-четыре раза в неделю по полтора километра, благодаря чему никогда особо на свой иммунитет не жаловался. Может за всю жизнь лишь пару раз перенес сезонную ОРВИ", - вспоминает врач.
Однако короновирус оказался совершенно не похож на привычный для нас грипп. Жидков не чувствовал никаких симптомов. О том, что инфицирован COVID-19, узнал лишь после того, как всему его отделению пришлось сдавать тесты.
"В конце марта в отделение гнойной хирургии ГКБ № 2, в которой я работаю, поступил пациент с флегмоной бедра. У него была высокая температура. После операции, по идее, жар должен был уйти. Однако этого не происходило, какие бы антибиотики ему не кололи. В итоге выяснилось, что у мужчины COVID-19. Затем температура поднялась у наших медсестер и санитарки. Все сотрудники начали делать тесты на коронавирус. Я чувствовал себя отлично, даже продолжал ходить на плавание, но так как палата этого пациента располагалась в шести метрах от моего кабинета, также решил сдать анализы 10 апреля. На следующий день пришли результаты – положительные", - поясняет профессор.
Дыхательные упражнения
Узнав диагноз, врач изолировался дома вместе с женой. Она, к слову, также оказалась инфицированной COVID-19, но переболела без осложнений – лишь на какое-то время у нее пропало обоняние. У профессора же на четвертый день самоизоляции резко повысилась температура. Она держалась на уровне + 38 - 39 ℃ несколько суток, какие бы таблетки тот не принимал.
"Подумал, - у меня начинается пневмония. Сделал компьютерную томографию области грудной клетки. Снимок показал, что поражено 30-35% легких. Пятна были типичные для пневмонии. Меня положили в инфекционную больницу на две недели", - рассказывает хирург.
Со слов Жидкова, лечили его в медучреждении серьезно. Давали различные антикоагулянты для предотвращения образования тромбов в сосудах, антибиотики, сердечные препараты. Также он сам ежедневно по несколько раз занимался дыхательной гимнастикой: вдох - две секунды, задержка дыхания - четыре секунды, выдох - четыре секунды. Упражнения старался делать, даже когда находился в крайне тяжелом состоянии.
"Трое суток, особенно ночью, чувствовал себя откровенно плохо. Даже вспомнил свои грехи и добрые дела. Но, видимо, последних было больше, так что "контракт" продлили", - шутит медицинский работник.
Врач в итоге справился с болезнью. И он считает, что немаловажную лепту в это внесли как раз дыхательные упражнения, они способствовали хорошему насыщению крови кислородом (сатурации). Обычно при COVID-19 у пациентов сатурация падает ниже 90%, у Жидкова такого не наблюдалось.
Кислородное голодание
Коронавирусная инфекция до сих пор до конца не изучена. Но досконально известно, что из-за недостатка кислорода в крови у больных COVID-19 возможно поражение сосудов легких.
"Если сосуды тромбируются и кислород не поступает в органы, наступает его омертвение. Это общие механизмы, которые происходят во всех органах не только при коронавирусе. Плюс еще фиброз может развиться, когда ткань легочная заменяется соединительной. Сейчас считается, что это - на всю жизнь. Но точно сказать ученые смогут лишь лет через пять-десять, после смерти тех людей, которые сейчас перенесли коронавирус, проведения вскрытия и изучения их тел. Полгода для медицины слишком малый срок, чтоб глобальные какие-то выводы делать", - говорит профессор.
При этом врач успокаивает, что бессимптомный COVID-19 вряд ли может поразить легкие, потому как чем дальше будет распространяться вирус по организму, тем сильнее окажется иммунная реакция. Исключение, со слов профессора, - люди с ослабленным иммунитетом, например, больные на последней стадии рака.
Баня и свежий воздух
Врачи постоянно корректируют курс лечения и реабилитации при COVID-19. Но пока одним из самых действенных методов для восстановления здоровья пациентов, переживших тяжелую коронавирусную пневмонию, во всем мире считается гипербарическая оксигенация - насыщение организма кислородом под давлением выше атмосферного в специальной барокамере.
"Гипербарическая оксигенация обладает стимулирующим действием. Доказано, что иммунитет возрастает уже после пяти сеансов. И если обычно в некоторые ткани кислород может не доходить, то в барокамере он дойдет. Такая процедура не только помогает при пневмониях, но и обладает очень мощным общеукрепляющим и иммуностимулирующим действием. Если бы барокамеры стояли в каждой больнице - было бы здорово. Но даже в Минске, к сожалению, они есть не во всех крупных клинках", - уточняет Жидков.
Самому профессору после выхода из больницы прописали не оксигенацию, а дыхательную гимнастику. По словам врачей, барокамеру она, конечно, не заменяет, но неплохо очищает бронхиальное дерево и тренирует легкие, предотвращая развитие фиброза.
Примерно через месяц после выздоровления врач начал, как и раньше, посещать баню. По его мнению, прогревать "бронхиальное дерево" нужно каждому человеку хотя бы раз в неделю.
Спустя еще две недели он стал бегать по утрам по полтора – два километра.
"Обязательно советую хотя бы совершать прогулки. Я лично сейчас вообще перебрался за город. Свежий воздух - он в любом случае благоприятно влияет на организм. И с этой точки зрения считаю правильным решение нашего министерства здравоохранения не вводить в Беларуси обязательный режим самоизоляции. Когда человек долго находится в замкнутом пространстве, то у него все пропадает и иммунитет, и настроение, и желание жить", - подводит итог профессор.
Читайте также:
- Названа стоимость одной дозы американской вакцины от COVID-19
-
Какими будут последствия пандемии: пульмонолог о коронавирусе
-
Проблемы с иммунитетом могут появиться у переболевших COVID-19 – ученые