По разным причинам не все семьи могут переехать из зоны СВО в мирный регион даже на время. Вырваться хотя бы на несколько дней в спокойные места – большое счастье для них. Такие поездки для донбассцев организуют, в том числе, белорусы.
В Мариуполе, Донецке, Лисичанске и других городах Донбасса есть уже достаточно детей, которые побывали в Беларуси. Впечатления у ребят только положительные, а вопрос "Хотите ли вы еще раз съездить?" можно не задавать. Заранее понятно, что все хотят. В этом мы убедились, посещая новые российские территории вместе с паралимпийцем Алексеем Талаем, волонтерами его фонда и генсеком Белорусского Красного креста Дмитрием Шевцовым.
Опасные игры
Ситуация в разных районах Донбасса, Запорожской и Херсонской областей отличается. Где-то дети до сих пор чуть ли не ежедневно прячутся в подвалах. В других местах относительно безопасно.
Проезжая по частному сектору в одном из городов, мы увидели, что есть полностью разбитые улицы, где от домов даже не везде остались стены. Но по близости находятся и такие, где почти не видно следов обстрелов. То и дело на глаза попадаются разбитые или сгоревшие гражданские авто, в которых играют дети. Залезать в такие машины опасно – вдруг заминировано, но детское любопытство не знает границ.
Разбитые машины в Мариуполе привлекают внимание мальчишек - детей трудно удержать
© Sputnik / Василий Малашенков
Опасно бегать и по траве - там могут быть печально известные противопехотные фугасные мины "Лепесток", которые ВСУ разбрасывают по местности с помощью кассетных боеприпасов.
"Лепестки" зеленого или коричневого цвета – на траве их заметить практически невозможно. Есть и другие "притаившиеся" устройства, способные искалечить или убить. Из-за всего этого многим детям Донбасса остается только мечтать о прогулках по парку и об играх на траве.
Запрет на хождение по газонам строгий, но печальные инциденты все же случаются. В Донецке Алексей Талай с волонтерами побывали в детской больнице, где встретили подростка, которому не повезло.
У парня изуродована кисть руки. Серьезную травму он получил, когда решил вытащить из травы улетевший в нее мяч - что-то взорвалось. Первую помощь оказал друг: он остановил кровотечение с помощью ремня, а потом вытащил приятеля на высокое место, чтобы "скорой" легче было их найти.
С пострадавшим подростком побеседовал Алексей Талай - он сам в детстве подорвался на мине. Это был важный разговор, который вселяет надежду, чтобы жить дальше и думать о будущем…
Алексей Талай в Мариуполе
© Sputnik / Василий Малашенков
Донбасские дети рано взрослеют, и то, что в Беларуси не каждый знает в теории, они уже испытали на практике. Любая поддержка извне для них означает очень много.
Нам нужно двигаться дальше. На выезде из города встречаем других детей. Пацаны, которым примерно по 6-8 лет, выбежали на дорогу, чтобы поиграть в блокпост. У одного палка – автомат, другой прутиком дает нам сигнал остановиться для проверки. Вдруг команду вспугнул чей-то клаксон, и вся "банда" разбежалась.
Без дома
Пройдя настоящий блокпост, приезжаем в Мариуполь. Здесь живет немало девчонок и мальчишек, которым посчастливилось побывать в Беларуси на отдыхе.
"Мой сын Кирилл был в восторге, когда узнал, что будет возможность поехать, поэтому после всего, что мы здесь пережили, это было как награда. После поездки он даже поправился – значит, кормили вкусно", - поделилась местная жительница Елена.
На нашу просьбу рассказать, что именно пришлось пережить, женщина немного сбивается. Погиб ее отец, потеряны частный дом и квартира. На время были вынуждены уехать к родственникам в Россию. Подробности она опускает, потому что погружаться в прошлое желания нет. Здесь многие думают о будущем.
Социальный приют в Мариуполе
© Sputnik / Василий Малашенков
"Сейчас мы занимаемся вопросом с жильем. Надеюсь, скоро он должен решиться, а пока живем во временном месте", - добавила Елена.
Сын Кирилл тоже не хочет вспоминать, что было, а только об отдыхе в Беларуси.
"Больше всего запомнилось, как ездили на ледовый каток. Там увидели президента Беларуси на коньках на льду… Сам я пока не катаюсь… Мне 14 лет", - сбивчиво говорит подросток, явно стесняясь.
Не каждый день к нему в Мариуполь приезжают журналисты и генсек Белорусского Красного креста Дмитрий Шевцов с подарком.
Депортация?
Западные политики, украинская прокуратура и некоторые другие ораторы почему-то считают, что бесплатный отдых для детей Донбасса – это насильственная депортация и "военное преступление".
"Я подписывала официальную бумагу о том, что отпускаю Кирилла на отдых", - рассказала Елена.
То же самое подтвердили другие родители и опекуны. Они очень были удивлены, почему их вообще об этом спрашивают. Все, кого мы встретили в ДНР и ЛНР, только смеялись над заявлениями о "депортации", а иногда и поминали сторонников этой версии непечатными словами.
Дети Донбасса на реабилитации в Беларуси
© Sputnik / Сергей Пушкин
Еще за несколько лет до СВО в Беларусь приезжали на отдых группы детей и взрослых из Донбасса. Это были частные инициативы, и почему-то никто не называл их "военными преступлениями". Раньше этот вопрос западных политиков не интересовал, а, скорее всего, они просто не знали об этих поездках. Зато сейчас их это очень волнует.
Сегодня оздоровление детей Донбасса поставлено на поток и поддерживается властями России и Беларуси. Инициативу одобрили главы государств Александр Лукашенко и Владимир Путин, а изначально эту идею выдвинул Алексей Талай.
Поездки на отдых в Беларусь финансируются, в том числе, из бюджета Союзного государства. С 2022 года в республике уже побывали на оздоровлении более двух тысяч детей, причем не только из Донбасса, но и из Запорожской области. В планах - пригласить ребят из Херсонской области.
Впечатления детей
Волонтеры фонда Талая посетили на Донбассе многие семьи, дети которых совершили поездки в белорусские санатории и лагеря отдыха.
Одна из них переехала в Мариуполь из Киева к дедушке и бабушке, как только началась спецоперация. В семье – четверо дочерей.
Атмосфера киевская совсем не такая, как мариупольская, говорят девчонки. В школе в Киеве нельзя было иметь альтернативного мнения, если ты что-то не так сказал – сразу давление со стороны других учеников.
Старшая из сестер рассказала, что людей накрутили пропагандой. По ее словам, несмотря на то, что Украина никогда не была мононациональным государством, было решено, что все должны перейти на один язык, одну модель поведения и обязательно надо ругать все русское.
Сестрам из Мариуполя очень понравилось отдыхать в Беларуси
В этой семье бабушка Людмила – этническая гречанка. Алексей Талай вспомнил, что на отдых в Беларусь приезжала целая группа детей из семей обрусевших греков, и они даже пели греческие песни. В этот раз песен мы не услышали, но зато дети вспомнили о своих впечатлениях о поездке в Беларусь.
Самой младшей девочке в семье исполнилось пять лет как раз в тот, день, когда мы к ним заехали. В Беларуси она пока не была и, конечно, хочет съездить, а самая главная мечта - чтобы подарили зайчика.
Ее старшая сестра рассказала, что в Мариуполе у детей нет возможности свободно гулять.
"Мы в основном сидим дома, а там (в Беларуси – Sputnik) была возможность погулять на площадках… Было много детей из других городов, с которыми тоже удалось пообщаться. Они поделились своими историями, что они пережили, что с ними произошло. Из Горловки дети, наверное, были самые печальные", - рассказывает старшая сестра Настя.
Она призналась, что до сих пор поддерживает общение с некоторыми из них по телефону. Девочка добавила, что в Мариуполе еще далеко не везде безопасно, но обстрелов нет. А в Горловке гражданским до сих пор приходится часто прятаться в подвалах.
"Мы переживаем за них (детей из Горловки – Sputnik). У нас открываются потихоньку какие-то торговые центры, а там очень всего мало. Они никуда не могут пойти погулять. Это с 2014 года…", - задумчиво говорит Настя.
По соседству с ней живет мальчик Давид, который в самые тяжелые дни боев в 2022-м был в Мариуполе.
Неделями укрывался в подвале с младшей сестрой, дедушкой и бабушкой.
Он тоже отдыхал в Беларуси. Слава Богу, все страшное для него сейчас позади: можно поиграть в мяч во дворе и попрыгать на батуте.
В этом подвале пряталась семья мариупольского мальчика Давида во время боев
Для Давида это большое счастье. Еще он мечтает снова побывать в Беларуси и взять с собой сестренку, которая пока туда не ездила.
На краю ДНР
"Хотели чебуреки приготовить к вашему приезду. Накатала тесто, и перекрыли газ", - встречает волонтеров "мама" Элла в семейном детском доме в Докучаевске (ДНР).
"Сырыми поедим", - шутят ей в ответ.
С мужем Александром они воспитывают десятерых девочек, которые тоже отдыхали в Беларуси. Живут в частном доме в городе с населением примерно в два десятка тысяч человек. С 2015 года он был в составе ДНР и находился недалеко от линии соприкосновения.
С начала СВО фронт отошел дальше, но все равно вокруг неспокойно. Недавно ВСУ обстреливали из артиллерии соседнюю Еленовку, да и самому Докучаевску тоже досталось.
Александр хранит коробку осколков, которые прилетели во двор и в дом: задели детские кроватки, распороли матрас. К счастью, никто не пострадал.
В последнее время город продолжают обстреливать. Случаются и ранения среди гражданских, поэтому дети не могут здесь ходить в дальние прогулки. Когда спокойно, упражняются в акробатике на мини-площадке во дворе. Пока это почти все развлечения.
Когда нет обстрела, можно поиграть во дворе (Докучаевск)
Жители Донбасса надеются, что в будущем все будет иначе. Но сейчас все – и взрослые, и дети – беспокоятся по поводу кассетных боеприпасов, которые Запад обещал Киеву. Саперы на новых территориях еще не успели обезвредить все "Лепестки", а тут обещают новую беду. Людям уже хочется строить новые дома и облагораживать свои города…
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
"Ночью просыпаешься под "Грады": о чем рассказывают дети Донбасса ― видео
В сантиметре от сонной артерии: дети Донбасса о ранениях и мечтах о мире
"Наши так не едят": что отличает детей Донбасса от маленьких белорусов