Из-за проблем с поставками запчастей и комплектующих многие автомобильные заводы в РФ с марта находятся на простое. В дилерские центры некоторые иномарки не завозились также достаточно давно. А там, где они еще остались, цены выросли заметно.
Россияне стали обращать взор на соседнюю республику в поисках новых и недорогих легковушек. Но и здесь столкнулись с проблемой: некоторые дилеры после продажи машины российскому гражданину выдают пакет документов с последующей регистрацией только на территории Беларуси.
Sputnik выяснил, хватает ли новых машин на белорусском рынке, ездят ли за ними россияне и можно ли решить регистрационные нюансы при покупке авто в Беларуси?
Дилер Volkswagen: есть только один вариант покупки, и россияне от него отказываются
Официальные дилеры самой народной автомарки в Беларуси (сейчас в стране числится около полумиллиона "Фольксвагенов") всегда пестрили хорошими предложениями. Несмотря на то, что завод в российской Калуге остановлен с марта текущего года, в трех минских автоцентрах сейчас в наличии есть VW Polo (порядка двух десятков автомобилей этой модели), Touareg, Passat, Crafter, Caravelle, Multivan, Transporter, Caddy.
Россиянину действительно есть смысл рассматривать вариант покупки нового авто в Беларуси: разница в цене, к примеру, на Polo Respect с 1,6-литровым и 110-сильным двигателем составляет 215 тысяч российских рублей. В Беларуси эта модель стоит 63 100 белорусских рублей (в переводе на российские 1 491 514 рублей), в РФ – более 1 700 000 рублей. Но, как это всегда бывает, есть какое-то "но".
"В последнее время мы действительно получаем запросы о стоимости автомобилей Volkswagen гражданами Российской Федерации, но небольшое количество. Однако, узнавая о том, что мы предоставляем пакет документов только для регистрации автомобиля на территории РБ, люди отказываются от такого варианта покупки", - сообщили в дилерском центре.
Дилер Lada: белорусская регистрация
В попытке сэкономить россияне переключились на Беларусь даже в случаях с новыми Lada. Модель Vesta Classic с 1,6-литровым и 106-сильным двигателем на механической коробке передач оценивается в Беларуси в 46700 белорусских рублей, в РФ – в 1 121 900 российских рублей (47460 белорусских по курсу Нацбанка на 18 августа).
В одном из официальных дилерских центров в Минске нам ответили, что машины российским гражданам продаются, но, как и в случае с Volkswagen, с последующей регистрацией в ГАИ Беларуси.
"Мы выдаем пакет документов для постановки автомобиля на учет в ГАИ Беларуси. Насчет оформления в РФ я вам не подскажу. Цены у нас и в России примерно одинаковые. Поставки автомобилей идут постоянно, но гораздо в меньших объемах, чем раньше", – сказали в представительстве.
В прошлом году представитель одного из дилерских центров Минска отмечал, что зарегистрировать в РФ новый автомобиль, купленный в Беларуси, вряд ли получится, поскольку в республике нет электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). В России же такой документ действует почти повсеместно.
Один из российских покупателей Lada Vesta, приобретавший машину в Беларуси в прошлом году, пояснил Sputnik, что все вопросы с постановкой на учет в РФ решаются. Схема такая: оформить первоначально покупку машины на гражданина Беларуси (родственника, знакомого или местного жителя за небольшое вознаграждение), затем снять с учета и переоформить на россиянина. После этого на машине можно уезжать в Россию и ставить на нее российские номера.
Дилер Mazda: только авто с пробегом
Российский завод Mazda во Владивостоке перестал выпускать автомобили по причине дефицита деталей еще в марте этого года. В связи с этим отгрузки в Беларусь новых легковушек не происходили.
"Поставки новых автомобилей к нам до сих пор не осуществляются. Граждане РФ машины приобретать у нас могут, но только автомобили с пробегом, потому что других нет. Если клиент из России хочет приобрести у нас автомобиль с пробегом, он приезжает, покупает, получает его на транзитных номерах, едет к себе домой и там ставит на учет. С этим проблем нет", – отметили в дилерском центре Mazda в Минске.
Дилер Toyota: в основном россияне и покупают
Российские покупатели не раз замечали: в Беларуси подержанные автомобили находятся в лучшем состоянии, нежели в РФ, где из-за более сурового климата и условий эксплуатации они быстрее ржавеют и гниют.
В одном из дилерских центров японского автоконцерна Toyotа в Беларуси также заявляют, что новых машин в салонах не осталось.
"Новые автомобили не поставляются с февраля и, судя по всему, пока не будут поставляться. Завод в Питере, где выпускаются (седаны) Camry и (кроссоверы) RAV4, не работает. Все, что у нас осталось, – только с пробегом. Есть неплохие варианты: (автомобили) 2020 и 2021 годов до 60-70 тысяч километров пробега. И да, здесь у нас, как правило, немного дешевле, чем в России", – утверждает собеседник.
По его словам, россиянин может без проблем купить машину в белорусском автосалоне и поставить ее на учет в РФ.
"Купить могут и поставить могут. Схем никаких других нет. Напрямую покупаете и уезжаете. Сейчас в основном россияне и покупают", – констатируют в представительстве.
Дилер Geely: вы не зарегистрируете машину в России
Как физлицо мы позвонили в автоцентр Geely в Минске. Там сказали, что авто точно не получится зарегистрировать в России – центр не выдает документы для постановки на учет в соседней стране.
"Вы ее точно не зарегистрируете в России, сразу вам скажу. У нас нет документов для постановки на учет в России", – заявили в центре.
Дилер Citroen: можно купить даже за российские рубли
В дилерском центре Citroen в свою очередь сказали, что оформляют сделки и по российским паспортам. В салонах хватает новых машин, в данный момент три Aircross C5 (один бензиновый и два дизельных) едут из Франции, в Минске будут в сентябре.
"Да, конечно, можно оформить по российскому паспорту. У нас каждый месяц, начиная с марта, есть продажи в Россию напрямую физлицам. Даже возможен платеж в российских рублях, правда, это нужно делать из РФ. У нас есть счет в российских рублях – это вполне допустимо", – отметили в центре.
Высокий спрос среди россиян на новые машины подтвердили и в минском автосалоне корейской марки Kia. По словам сотрудника отдела продаж, в последнее время большая часть автомобилей отправляется на продажу в РФ.
Также на Sputnik:
Полностью свой автомобиль планируют создать в Беларуси
Дорогое удовольствие: сколько сейчас стоит обслужить машину?
Белорусских Geely в этом году произведут меньше, чем в 2021-м
Как поставить машину на учет в Беларуси?
В Беларуси новые правила отчуждения транспортных средств: что изменилось?