Дорогое удовольствие: сколько сейчас стоит обслужить машину?
16:42 11.08.2022 (обновлено: 13:31 20.12.2022)
© Sputnik / Александр Кряжев
/ Подписаться
Эксклюзив
Ситуация на Украине и последующие санкции сильно ударили по логистике. Пострадал импорт автозапчастей, что не могло не сказаться на стоимости сервисного обслуживания легковушек в Беларуси. Sputnik сравнил, сколько ТО стоило полгода назад и сейчас.
Весной этого года все иностранные автоконцерны в той или иной степени прекратили свою деятельность на территории России. BMW, Renault, Volkswagen, Toyota и многие другие покинули рынок, свернув производство из-за проблем с поставкой комплектующих и запчастей.
Sputnik узнал, как изменились расходы белорусских автомобилистов и сколько они готовы отдавать на то, чтобы самому не лазить под капот.
Насколько подорожало ТО?
В качестве одного из примеров мы взяли кроссовер Citroen C5 Aircross 2019 года выпуска с 1,6-литровым турбированным 150-сильным двигателем. В Беларуси эту модель на данный момент можно купить за 23-26 тысяч долларов по курсу.
Обслуживание французского кара проводилось в январе текущего года, когда еще работали привычные логистические схемы, а запчасти были не такими дорогими, как сейчас. Потом – в августе, когда поставщикам уже приходилось искать лазейки, чтобы ввезти в страну те или иные запчасти и комплектующие.
В январе 2022-го владелец "Ситроена" менял по гарантии две щетки стеклоочистителя, масляный фильтр, уплотнитель, салонный фильтр, моторное масло (4,3 литра). Кроме того, была сделана балансировка двух колес. В расчетной смете отдельной строкой указывались работы – "техническое обслуживание – обязательно-проводимые операции", а также замена салонного фильтра и щеток. За все про все пришлось выложить 535 рублей.
Стоимость обслуживания Citroen C5 Aircross январе 2022 года
Стоимость обслуживания Citroen C5 Aircross январе 2022 года
В августе проводились схожие операции: замена элемента воздушного фильтра, фильтра салона, свечей, масла (5,5 литров) и антифриза (1 литр). Из запчастей и техжидкостей закупались масляный фильтр, уплотнитель, свечи зажигания, салонный фильтр и сменный элемент воздушного фильтра. В этом случае за ТО пришлось отдать 1038,53 рублей. Разница ощутимая.
Стоимость обслуживания Citroen C5 Aircross августе 2022 года
Стоимость обслуживания Citroen C5 Aircross августе 2022 года
Еще один пример – Hyundai Accent 2019 года. Обслуживался в салонном сервисе южнокорейской марки в апреле 2021-го после 20 тысяч пробега и в апреле 2022-го после 25 тысяч пробега. Сервисные позиции отличаются незначительно, а вот сумма – в два раза.
Стоимость обслуживания Hyundai Accent в апреле 2021 года
Стоимость обслуживания Hyundai Accent в апреле 2021 года
Самая "чувствительная" позиция у "Хёндая" – моторное масло, которое взлетело с 67,21 рублей в 21-м году до 135,02 рублей в 22-м. А также свечи зажигания: за 4 штуки пришлось отдать 143,46 рублей.
Стоимость обслуживания Hyundai Accent в апреле 2022 года
Стоимость обслуживания Hyundai Accent в апреле 2022 года
Такая же ситуация и с Mazda СХ5, в этом году машине исполнилось два года с момента выпуска. Последнее ТО проводилось 25 июля 2022-го и обошлось хозяйке "японца" в 814 рублей (замена масла, фильтров, свечей, тормозной жидкости, обслуживание аккумулятора и тормозов). До этого – в августе 2021-го – обслуживание обошлось в 504 рубля. Владелица поясняет, что второе ТО всегда дороже первого, хотя стоимость некоторых позиций (того же масла) подорожала существенно.
Сколько стоит обслужить Geely?
Обслуживание одной из самых народных машин в стране, белорусско-китайской Geely, теперь тоже недешевое. Напомним, сборка машинокомплектов, которые поставляются из Китая, производится на заводе "БелДЖИ" под Борисовом, а некоторые комплектующие и запчасти ранее шли из европейских стран. Теперь же канал поставок другой.
Мы сравнили несколько расчетных смет по ТО, сделанных с разницей в полгода. Как подорожал сервис, видно невооруженным глазом.
Мужчина купил Geely GS в кредит в июле 2021 года, первое ТО по регламенту нужно было делать спустя год либо 10 тысяч километров пробега. На сервисную станцию счастливый обладатель одного из экземпляров белорусско-китайского автопрома приехал раньше планируемого срока – в конце декабря того же года. Согласно намотанному километражу, менять нужно было масло, воздушный, салонный и масляный фильтры, шайбу сливного болта и несколько видов смазок, плюс очистка тормозов.
Все эти запчасти дилерская СТО нашла за 174,36 рублей. Работу по их замене оценили в 170 рублей. Плюс 20% НДС – конечная сумма составила 413,23 рублей.
Стоимость обслуживания Geely GS в декабре 2021 года
Стоимость обслуживания Geely GS в декабре 2021 года
Аналогичные запчасти (только вместо шайбы сливного болта – свечи зажигания) пришлось менять в июле 2022-го или спустя 20 тысяч пробега. В этот раз запчасти обошлись дороже – 285,31 рублей. Ощутимее всего подорожало масло – более чем на 30 рублей (за 4 литра).
Выросли тарифы за работу – на одной из станций один норма-час оценивается в 79,17 рублей. На замену всех запчастей понадобилось почти три часа, итого – 229,59 рублей. Общая сумма, учитывая налог добавленной стоимости, составила 617,88 рублей.
Стоимость обслуживания Geely GS в июле 2022 года
Стоимость обслуживания Geely GS в июле 2022 года
Почему мужчина не обслуживается в гараже или других СТО, где дешевле? Во-первых, сразу же аннулируется гарантия. Во-вторых, говорит он, банки следят за обслуживанием машин, купленных в кредит.
Мы позвонили в отдел сервиса одного из дилеров Geely и узнали, во сколько обойдется регламентное обслуживание, если сейчас купить машину из салона:
10 тыс. км пробега (1 год) – 540 рублей;
20 тысяч (2 года) – 650 рублей;
30 тысяч (3 года) – 630 рублей;
40 тысяч (4 года) – 780 рублей;
50 тысяч (5 лет) – 575 рублей;
60 тысяч (6 лет) – 713 рублей;
70 тысяч (7 лет) – 519 рублей.
Будет ли дорожать обслуживание автомобилей, нам не сказали: этого пока не знает никто. Тем не менее, уже сейчас можно сделать очевидный вывод: дешевле ТО уже не станет.
Уйдем в гаражи?
Известный белорусский автоэксперт Анатолий Шевченко отмечает, что на стоимость запчастей и работ по их замене на официальных СТО повлияла мировая логистика. Если раньше перевозчики требовали, условно, 1 тысячу рублей за доставку груза, то сейчас – чуть ли не вдвое больше.
"И это не могло не сказаться на поставке автозапчастей. Сами же запчасти на производстве не настолько подорожали, потому что они производятся не у нас, а "там". С учетом того, что запчасти начинают попадать к нам какими-то кривыми путями, появляется дополнительная статья расходов, которая входит в стоимость запчастей", - поясняет он.
Самый "чувствительный" к санкциям продукт, нужный в обслуживании авто, – моторное масло. Основу для него составляет нефть, которой у главного белорусского союзника, России, достаточно. А вот присадок нет.
"Это то, что делается только в Западной Европе и Америке. А масло без присадок годится только на велосипед", - добавляет он.
Справедливости ради Шевченко подчеркивает, что у официальных СТО стоимость работ подорожала несущественно в отличие от закупки автозапчастей.
"СТОшники, у которых я обслуживаюсь, говорят, что не могут поднять стоимость своих услуг, потому что очень сильно подорожали другие моменты – вчера масло стоило, условно, 100 рублей, сейчас – 250 рублей. В противном случае человек уйдет к гаражным мастерам и сделает дешевле", - резюмирует эксперт.
Автомобиль "антисанкционный"
Аналитики российского агентства "Автостат" пришли к выводу, что в условиях санкций лучше всего владеть автомобилем той марки, которая не заявляла о своем уходе из страны и не приостанавливала деятельность.
У россиян и белорусов в данный момент только две альтернативы: это либо китайские автомобили (Geely, BYD, у которого есть еще и электроверсия, Lifan, Haval, Changan и другие), либо отечественные (российские LADA и УАЗ "Патриот", а также Geely, производящиеся на белорусском заводе "БелДЖИ").
Что касается обслуживания, эксперты констатируют, что предпочтительней иметь авто на механике или "автомате" – эти коробки передач более надежны и долговечны, практически не требуют ремонта (в отличие от робота и вариатора).
"Автостат" также напомнил, что полноприводный автомобиль обходится дороже, чем с только одной ведущей осью. В таком авто масло нужно менять не только в двигателе и коробке передач, но и в "раздатке", мостах и редукторах.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Президент Беларуси готов возить калий "мешками" или дизель "бочками"
Белорусских Geely в этом году произведут меньше, чем в 2021-м
Лукашенко обещает поддержать бюджетников и пенсионеров