Заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук о глубине духовного значения праздника Сретения Господня.
Предыстория праздника Сретения Господня
Священнослужитель рассказывает, что праздник Сретения Господня известен с древнейших времен, однако, начало его празднований было положено в Иерусалимской Церкви.
"Праздник Сретения Господня завершал период праздничных торжеств Богоявления (Эпифании). Согласно Евангелию от Луки, родители принесли Иисуса в храм на сороковой день после рождения для того, чтобы по обряду иудейскому можно было очиститься матери и посвятить младенца Богу. Родители Господа – благочестивые Иосиф и Мария были очень законопослушными людьми и исполняли все обряды, которые предписывал Закон Моисея. Именно поэтому они принесли маленького Иисуса в Иерусалимский храм, а также жертву, по своему состоянию, - двух голубей", - поясняет Александр Шимбалев.
В Иерусалимской Церкви, которая была наиболее связана с ветхозаветными обычаями и обрядами, по завершении периода Эпифании очень торжественно, красиво, с шествиями и проповедью духовенства вспоминалось евангельское событие Сретения Господня. Позже этот праздник был перенесен в Римскую Церковь и Константинополь. В V– VIвеках праздник Сретения Господня становится общехристианским. Сейчас он также отмечается во всем христианском мире.
Ожидание пророчества Симеона Богоприимца
Согласно Преданию и ожиданию еврейского народа, в мир должен был прийти Спаситель, который бы избавил от власти греха и дьявола, обновил жизнь не только евреев, но и всех других людей. Но слова пророков об этом событии разнились, поэтому в библейских книгах мы встречаем разные предсказания. И только сопоставив многие из них, удается сложить общую картину – Спаситель будет происходить из рода Давидова, Он победит врага мира сего и даст обновление человеческому естеству, с Его приходом в мир наступить новая эра Благодати.
По Преданию, еще за 270 лет до Рождества Христова жил святой Симеон, который состоял в числе семидесяти переводчиков (толковников), переводивших священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птолемея Филадельфа.
"Святой Симеон при переводе пророчества Исайи о рождении Еммануила (Мессии) от Девы (Ис. 7, 14) усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово "дева" на "жена". Но тут же он получил весть от Духа Божия, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит исполнения этого пророчества. Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей.
Святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и вскоре в Иерусалимском храме он увидит Младенца – Спасителя. В храме святой старец увидел не только обещанного Младенца и Его Пречистую Деву – Матерь, но и удостоился чести взять Христа на руки.
В этот момент в священном восторге праведный Симеон изрек известные всем слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу (слову) Твоему с миром. Яко (потому что) видеста (увидели) очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей".
Пророчица Анна
Вместе со Святым Симеоном удостоилась встретить Господа в Иерусалимском храме и 84 – летняя праведная Анна. После семи лет супружества она лишилась мужа и с тех пор жила при храме.
Она вела строгую, воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь (Лк. 2, 36 – 37). За это от Бога она удостоилась дара пророчества. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону Богоприимцу, с упованием ждала Спасителя. Она была весьма внимательна ко всем духовным явлениям и присоединила свой голос к славословию Святого Симеона во время встречи Божественного Младенца в Иерусалимском храме.
"Вместе с новорожденным Спасителем святая Анна, посвятившая всю свою жизнь храму, встречает Его Пречистую Матерь, которая Сама является храмом для спасения человечества. Таким образом, происходит встреча ветхозаветной и новозаветной праведности. И, хотя, эта встреча, безусловно, радостная, но все же с оттенком грусти. Пророческие слова святой Анны говорят о предстоящих тяжелых, скорбных испытаниях в судьбе Девы Марии, которые Ей придется пережить при казни Спасителя", - отмечает священник.
В церковных молитвах праведная Анна прославляется как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица.
Духовное значение праздника Сретения Господня
По словам священнослужителя, праздник Сретения Господня скрывает в себе глубокий духовный смысл - он указывает нам на то, что праведность всегда жила в человечестве. Несмотря ни на какие испытания, всегда были люди, которые ее бережно хранили в своем сердце и проводили всю свою жизнь в единении с Господом.
"В этом празднике мы видим преемственность праведности свозь столетия, видим встречу праведников Ветхого и Нового Заветов со Спасителем в ожидании новой праведности по Благодати Святого Духа. Поэтому каждый человек должен понимать важность очищения в жизни своей, ибо в грязный сосуд Божественная Благодать не сходит", - обращает внимание Александр Шимбалев.
Сретенские свечи
Праздник Сретения Господня тесно связан с очищением. Поэтому символом праздника является сретенская свеча, которая освящается в эти дни особым чином.
В молитве на благословение свечей священник просит Господа милостиво послать благодать на эти свечи, чтобы они принесли людям светлость повсюду, и дарованием Господа нашего Иисуса Христа свет Святого Духа обитал в наших мыслях.
Сретенская свеча символизирует собой свет. Дело в том, что мы воспринимаем старый, ветхий мир как мир во тьме. Однако и среди этой непроглядной тьмы, как свечи, внутренним светом горели души праведников, которые после встречи с лучезарным светом Спасителя преобразили весь мир.
Сретенская свеча – символ внутреннего света, который есть в душе у каждого человека. Этот свет стремится к огромному источнику света – нашему Спасителю.
Как следует встречать праздник
Праздник Сретения Господня необходимо воспринимать именно духовно – не просто прийти в храм за свечой, а потом совершать с ней суеверные, магические обряды. Также не следует считать, что сретенская свеча является оберегом или защитой.
"Самое главное, что мы должны сделать на Сретение Господне – это прийти в храм, чтобы побыть с Богом, исповедоваться и причаститься – соединиться в Святых Таинствах с нашим Творцом и Создателем. Важно помнить, что самая главная защита для человека – это его жизнь с Богом", - заключает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Лукашенко заявил, что считает Бога белорусом
БПЦ предлагает внести в Конституцию норму о защите человека государством