МИНСК, 2 фев – Sputnik. Беларусь вводит запрет на железнодорожный транзит из Литвы для группы товаров, заявил в среду пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз.
По его словам, после того как Вильнюс ограничил транзит белорусских товаров через свои порты, Минск неоднократно предлагал урегулировать этот вопрос в правовом поле. Глаз констатировал, что Литва не пошла диалог и белорусские власти приняли решение "о запрете перевозок, следующих из Литвы железнодорожным транспортом".
"Официальный Вильнюс отказался (от диалога – Sputnik), преследуя цель за счет своих налогоплательщиков нанести белорусам максимальный ущерб. В рамках современных правил международной торговли это пещерная дикость. Таким шагом правительство Литвы еще раз перед всем миром расписалось в своей нецивилизованности и ненадежности в качестве торгового партнера, вдобавок к ряду других своих поступков", – говорится в сообщении пресс-службы.
Белорусский ответ
"Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях "Литовских железных дорог", – рассказал Глаз.
Он обратил внимание, что через Беларусь таких грузов перевозится около 1,5-1,6 млн тонн на сумму более 1 млрд долларов ежегодно.
Решение будет объявлено Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ и вступит в силу на следующей неделе – 7 февраля.
Многомиллионные потери
В МИД Беларуси отметили, что уже сейчас ясно, что прямые убытки Клайпедского порта, АО "Литовские железные дороги" и других участников литовской цепочки поставок исчисляются сотнями миллионов евро.
"Многомиллионные потери ожидаются по судебным искам, которые уже предъявлены Литве, и штрафным санкциям", – говорится в сообщении.
В белорусском внешнеполитическом ведомстве отметили, что "транзитная инфраструктура Литвы может пойти в утиль". При этом там подчеркнули, что коллектив "Литовских железных дорог", представители бизнеса и простые литовцы, на финансовом положении которых скажется данная ситуация, могут рассчитывать на понимание Минска.
"Однако все жалобы необходимо адресовать политической элите, удерживающей сегодня власть в Литве", – отмечается в заявлении министерства.
Переориентация грузовых потоков
Белорусские власти выработали "все необходимые логистические решения" по переориентации грузовых потоков в морские порты стран, которые выполняют свои обязательства, подчеркнули в ведомстве. Там также добавили, что речь идет не только об удобрениях.
Что произошло
Вильнюс с 1 февраля аннулировал договор о транзите белорусских удобрений после того, как в начале декабря 2021 года США ввели санкции в отношении "Беларуськалия".
Литва расторгла договор, который был подписан в 2018 году: документ предусматривал, что до 2023 года Беларусь может производить железнодорожный транзит через Литву и погрузку в Клайпедском порту 11 миллионов тонн белорусских удобрений в год.
В Вильнюсе даже подготовили законопроект, который запрещает транзит товаров из Беларуси.
Решение о прекращении транзита белорусских калийных удобрений в Минске назвали незаконным. Там подчеркнули, что Литва юридически обязана предоставить Беларуси транзит как стране, не имеющей выхода к морю, что подтверждается рядом документов, в том числе Конвенцией ООН по морскому праву.
Иск в литовский суд
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству проработать ответные меры на такое решение Вильнюса. Накануне премьер Роман Головченко сообщил журналистам, что Литва перестала принимать белорусские поезда с калийными удобрениями, которые следуют в порт Клайпеды. По его словам, Минск в этой ситуации переориентировал поставки хлоркалия на российские порты.
Головченко пообещал, что белорусские власти ответят симметрично. Минск планирует взыскать с Вильнюса штрафы, которые полагаются за расторжение контракта, исковое заявление уже подано в литовский суд. Головченко отметил, что речь идет об огромных суммах.
Он добавил, что литовские власти "наказали себя", так как экономика страны (в частности – транспортный сектор) несет большие потери.
Читайте также:
Литва до конца недели вернет Беларуси вагоны из-под калийных удобрений
Будут суды и волнения? К чему приведет Литву остановка белорусского транзита