Человек, который создал Williams: история "Железного Фрэнка"

Главный старожил мира автогонок сэр Фрэнк Уильямс ушел из жизни в возрасте 79 лет. Sputnik вспомнил путь одной из самых известных частных команд "Формулы-1" и ее руководителя к высотам "Больших призов".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Эта фигура объединяет сумасшедшую "Формулу-1" далекого прошлого и супершоу сегодняшнего дня. Сэр Фрэнк Уильямс провел в "Большом цирке" чуть более 50 лет с небольшими перерывами, и каждая глава его истории по-своему уникальна.

Первая попытка и знакомство с Патриком Хэдом

Фрэнк Уильямс бредил гонками с самого детства. Пытался проявить себя в качестве гонщика, но дело не пошло. А вот несколько лет работы механиком углубили познания в специфической технике и определили будущий путь британца. В возрасте 24 лет он основал свою первую команду, Frank Williams Racing Cars.
На дворе стоял 1966 год. Пара успехов в "Формуле-2" и неплохой спонсорский пакет привели Уильямса к старту в сильнейшей серии планеты в 1969 году, но громкой истории не получилось. Первая инкарнация Williams не претендовала на победы, время от времени перед командой ребром вставали финансовые вопросы. В 1977 году Уильямс решил продать команду, однако главный актив оставил при себе. Им был талантливый инженер Патрик Хэд.
Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд 26 октября 1997 года, за несколько часов до завершающей сезон гонки Гран-при Европы "Формулы-1" в Хересе
О личности этого человека стоит написать отдельную статью. Хэд – легенда паддока "Формулы" хотя бы потому, что его шасси выигрывали Гран-при в четырех десятилетиях подряд с 70-х по нулевые. Из-под крыла Патрика "выпорхнули" и талантливый стратег Росс Браун, и гений аэродинамики Эдриан Ньюи, и другие выдающиеся менеджеры и инженеры.

Первые победы Williams

А тогда, в 1977-м году, Уильямс и Хэд создали совместную команду под названием Williams Grand Prix Engineering. Боссом был Фрэнк, ему принадлежали 70% акций. Хэд забрал остальные 30%. У молодых людей хватало идей и амбиций, но денег на первых порах не было совсем. Лишь изобретательность Хэда и коммерческая жилка Уильямса помогли создать неплохой первый болид и заработать 11 очков в сезоне-1978.
Алан Джонс на Williams после квалификации на трассе "Уоткинс-Глен", 1979 год
Следующий сезон стал настоящим прорывом даже не на вершину, а куда-то на орбиту. Началось все с первого подиума австралийца Алана Джонса, а продолжилось дебютной победой швейцарского пилота Клея Регаццони. Всего в том году Williams выиграли пять гонок и заняли второе место в Кубке Конструкторов. Впереди осталась только Ferrari. Но ненадолго.
>>> Первая гонка "Формулы-1" и судьбы ее главных героев
Уже в 1980-м болиды Уильямса-Хэда выиграли шесть гонок из 14, вынесли всех соперников в Кубке Конструкторов и принесли титул чемпиона мира Алану Джонсу. Williams окончательно закрепилась в статусе команды-фаворита, и на много лет стала самым привлекательным вариантом для лучших гонщиков поколения. Начало 80-х можно назвать "золотой" эпохой. Судите сами.
В 1981 году – Кубок Конструкторов и всего одно очко отставания в личном зачете от победителя. В 1982-м – невероятная по тем временам стабильность и титул для финна Кеке Росберга. Любопытно, но его сын Нико спустя много лет дебютирует в "Формуле-1" именно в кокпите Williams и в результате тоже станет чемпионом мира, как и прославленный отец, но уже в другой команде.
Чемпион мира-1982 Кеке Росберг пилотирует болид Williams во время Гран-при Бразилии, 1984 год

Авария и паралич

В 1986 году в истории жизни Фрэнка Уильямса случилась, возможно, самая тяжелая глава. Всего за пару недель до старта нового чемпионата, к которому Williams подходила во всеоружии, босс приехал на тестовые заезды в Поль-Рикар. Заезды прошли успешно, довольный Фрэнк вместе со своим давним приятелем журналистом Питером Уиндзором сели в прокатный Ford Fiesta и отправились в Ниццу. Однако всего в нескольких километрах от трассы попали в тяжелую аварию.
Уильямс серьезно превысил скорость и потерял управление, машина вылетела с трассы и перевернулась. Фрэнк получил травму спинного мозга, врачи сражались за него на протяжении нескольких месяцев. В итоге на всю оставшуюся жизнь топ-менеджер остался прикованным к инвалидному креслу, но не утратил ни железной воли, ни ясности ума, ни своей фирменной прозорливости.
>>> Жена Шумахера сделала откровенное признание в документальном фильме о муже
По словам Патрика Хэда, в том сезоне Williams пришлось работать без своего руководителя, но команда была предельно мотивирована и взяла первый за пять лет командный зачет. А уже в 1987-м Фрэнк вновь присутствовал и на базе команды в Гроуве, и на мостике во время Гран-при. И Williams добилась очередного оглушительного успеха. Нельсон Пике стал чемпионом мира, а команда взяла уже четвертый в своей истории Кубок Конструкторов.

Новые титулы и смерть Сенны

Фрэнк Уильямс продолжал управлять своим любимым детищем и в следующем десятилетии. Williams смогла оправиться от ухода мотористов Honda к главным конкурентам из McLaren и после эры доминирования красно-белых вновь стала штамповать титулы. В 1992 году – победы в обоих зачетах и титул для Найджелла Мэнселла. Год спустя – снова тотальное доминирование, вот только в главной роли был ветеран Ален Прост.
Оба чемпиона после завоевания главного трофея уходили из "Формулы-1" и освобождали кокпит. В 1994 году Уильямсу удалось провернуть "сделку века". Он уговорил подписать контракт суперзвезду автогонок Айртона Сенну. Бразильский пилот думал только о победе в чемпионате – и ни о чем другом. Но все пошло не по плану с самого начала. Первые две гонки завершились сходами, а молодой Михаэль Шумахер просто летел по дистанции на своем Benetton.
Третий этап в итальянской Имоле завершился трагедией. Вслед за смертельной аварией Роланда Ратценбергера в квалификации уже на 7-м круге гонки в стену улетел Айртон Сенна. Шансы выжить после столкновения с бетонным ограждением на скорости 220 км/час у гонщика были, но фрагмент отломавшейся подвески угодил в шлем и нанес смертельные травмы.
"Черный уикенд" в Имоле-1994. Медики вытащили из кокпита разбившегося Айртона Сенну
"Черный уик-энд" привел к появлению целого ряда новых правил, которые действуют до сих пор. С кожуха двигателя исчезли воздухозаборники, защита головы постоянно улучшалась и привела к появлению Halo. Под днищем машины появилась тонкая деревянная планка, которая не дает прижимать автомобиль слишком близко к земле и так генерировать прижимную силу. Даже скорость на пит-лейн ограничена после тех жутких выходных.
Сэр Фрэнк был горячим сторонником таких перемен и сыграл важную роль в том, чтобы "Формула-1" стала безопаснее, чем когда-либо раньше. В этой работе его мотивировал и собственный опыт, тяжелый, но поучительный.

Последние успехи и движение вниз

В 1994 году Williams все же удалось выиграть командный зачет, а новый лидер Деймон Хилл смог с третьей попытки взять личный титул в 1996-м. То был один из последних сезонов, когда синие болиды доминировали на трассе. Год спустя Жак Вильнев принес последний на сегодня трофей в музей Williams. Канадец вырвал кубок у Михаэля Шумахера в тяжелейшей борьбе и стал седьмым чемпионом мира в составе команды "Железного Фрэнка".
Фрэнк Уильямс и Деймон Хилл, Хоккенхайм-95
Затем результаты понемногу стали падать. Автогиганты и глобальные корпорации закачали в "Формулу-1" миллиарды долларов, и небольшой частной "конюшне" становилось все сложнее конкурировать на высшем уровне. Еще случались яркие выступления. Хуан Пабло Монтойя и Ральф Шумахер в первой половине нулевых годов выиграли с десяток гонок, но были далеки от чемпионства.
Williams "эры BMW" - презентация болида-2000 с гонщиком Ральфом Шумахером
В последний раз гонщик Williams стоял на первой ступени подиума в 2012 году в Барселоне. Та победа для венесуэльца Пастора Мальдонадо осталась единственной в карьере, а для сэра Фрэнка Уильямса – 114-й победой его машины. Именно машины, потому что "Железный Фрэнк" ценил командные успехи выше личных.
Последняя на данный момент победа Williams - первое место Пастора Мальдонадо в Испании, май 2012 года
Всего спустя год Уильямс оставил "большие гонки" и сохранил за собой лишь формальный пост главы родной команды. Делами стала заправлять его дочь Клэр, но вывести команду из затяжного кризиса у нее не получилось. Результаты продолжали ухудшаться, пока Williams не оказался в самом хвосте почти каждого протокола гонки. Долги, напротив, с каждым годом становились все больше, и в 2019 году семья Уильямс рассталась с "Формулой-1" окончательно.
В последние годы сэр Фрэнк испытывал проблемы со здоровьем, его частенько подводила память. И, тем не менее, он искренне радовался успехам обновленной Williams. Конюшня начала прогрессировать и сохранила фамилию отца-основателя в своем названии. А весь мир "Формулы-1" сохранил образ и значение этого выдающегося в истории автогонок человека.
Фрэнк Уильямс в боксах собственной команды на трассе "Каталунья" в Испании, май 2010 года
Читайте также:
Первый китайский гонщик будет выступать в "Формуле 1"
Топливо без нефти может появиться в "Формуле 1" к 2030 году
Айртон Сенна за рулем "копейки": редкое фото опубликовал АвтоВАЗ