МИНСК, 27 окт – Sputnik. Изменения после подписания союзных программ достаточно быстро на себе почувствуют и реальный сектор экономики, и бизнес, и простые граждане, такое мнение высказали участники видеомоста Москва-Минск информационного агентства Sputnik.
По мнению первого заместителя председателя Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Владимира Джабарова, решение о разработке и подписании 28 союзных программ можно назвать историческим и прорывным шагом в отношениях Беларуси и России.
"У нас общие интересы и задачи. В трудные времена, когда много разногласий с ЕС, нам нужно объединять свои усилия и двигаться вместе. Думаю, что реальные подвижки ощутят граждане наших стран очень быстро", – сказал он.
Почему ЕС против интеграции
В отношении Беларуси США и ЕС приняли четыре пакета санкций. 7 октября Европарламент инициировал введение пятого, еще более жесткого. В том числе и против России если, как говорится в резолюции, "она не перестанет поддерживать Беларусь".
Как отметил председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков, ЕС впервые открыто заявил о своем несогласии об углублении интеграции между Беларусью и Россией. Вместе с тем, по мнению сенатора, санкции со стороны Запада бесперспективны.
"Им не нравится усиление наших государств, не нравится объединение усилий и не только в экономике. Тот пакет союзных программ, который будет подписан, он касается разносторонних тем, связанных с нашими отношениями между Беларусью и Россией и рамках Союзного государства", – сказал Рачков.
По его словам, углубление интеграции фактически делает бесперспективным все попытки давления.
Об экономике и новых возможностях
По оценке ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, по некоторым направлениям подписание союзных программ носит технический характер. Предыдущие договоренности уже серьезно продвинули интеграционные процессы, например, в энергетической сфере.
"Любые российские компании могут поставлять нефть на белорусские НПЗ, увеличивается транзит белорусских нефтепродуктов через российские порты. Основные вопросы предстоит решить в области электроэнергетики. Потому что у нас довольно разные модели. Поэтому надо будет приводить их к одному знаменателю", – отметил Юшков.
Дополнительной проработки требует и вопрос поставок природного газа в Беларусь.
"По газу – это основной вопрос, который обсуждается. Потому что пока поставлять газ трубопроводный в РБ может только Газпром. В этом плане предстоит создать единые правила игры", – добавил спикер.
Доктор экономических наук Ирина Новикова отметила, что подписание Союзных программ откроет новые перспективы для углубления интеграции между промышленными предприятиями. Речь идет не только о совместном выходе на рынки третьих стран, но и создании совместного высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью.
"Надо смотреть на перспективу. К сожалению, пока не говорится о создании единого инновационного пространства. Нужен инновационный, конкурентоспособный продукт с высокой добавленной стоимостью", – сказала Новикова.
Член-корреспондент НАН Беларуси, сопредседатель Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко Сергей Рахманов, в свою очередь, поделился мнением, что к принятию стратегических решений по развитию двух государств необходимо активнее привлекать ученых и экспертное сообщество.
"Нам нужно выйти на высокие технологи и этим делом заниматься совместно. Важны радикальные решения не только по нефтехимии, также по микроэлектронике, робототехнике, биотехнологиям. Напомню, что дизайн первого в мире микрочипа, то есть того, что считалось невозможным, был сделан не в США или Японии, а в Беларуси в 2000 году. У Беларуси и России огромный научный потенциал, который нужно реализовывать", – сказал он.
Чьи законы будут работать в Союзном государстве?
Спикеры отметили, что в рамках проектов союзных программ прослеживается достаточно серьезная унификация законодательства и требований по ведению хозяйственной деятельности или бизнеса. В Беларуси и России требования несколько отличаются. Так чьи законы лягут в основу Союзного государства?
"Речь не идет, что мы перейдем на законодательные платформы одной из сторон, а будет проведен анализ и будет гармонизация законодательств Беларуси и России", – сказал Рачков.
Также он добавил, что планируется создать рабочие группы по унификации законодательства. Будет пересмотрена законодательная база России и Беларуси, в основу ляжет самое лучшее, что есть в двух государствах.
Читайте также:
Нынешний уровень интеграции РФ с Беларусью близок к оптимальному – Вассерман
Чем интеграция в Союзном государстве отличается от ЕАЭС и Евросоюза
Как интеграция изменит жизнь: эксперт о ценах, кредитах и уровне инфляции