Департамент по авиации – о санкциях, самолетах из РФ и лоукостере WizzAir

Sputnik поговорил с директором Департамента по авиации Артемом Сикорским о том, когда в Беларуси появится новая авиатехника и как обстоят дела с приходом в нашу страну лоукостера WizzAir.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
С момента инцидента с самолетом Ryanair, экстренно севшем в Минске, прошло уже более четырех месяцев. За это время Беларусь оказалась в центре авиаблокады, а многие европейские перевозчики стали облетать республику стороной.
До сих пор все обстоятельства посадки лайнера в минском аэропорту не выяснены. Через три недели в штаб-квартире ICAO в Монреале должны огласить предварительный отчет случившегося, а в конце ноября – представить окончательный доклад. Есть вероятность, что после этого Европа откроет для белорусов свои аэропорты.
О санкциях, ударивших по белорусской авиаотрасли, поставках самолетов из России, подготовке собственных пилотов и многом другом – в эксклюзивном интервью с директором Департамента по авиации Артемом Сикорским.

Беларусь предоставила все доказательства по рейсу Ryanair

Санкции подрывают основы безопасности полетов, а ограничение использования воздушного пространства – это действие, которое противоречит всем мировым правилам и законам, в частности Чикагской конвенции, считает руководитель департамента.
Минск ведет переговоры с авиакомпаниями ЕС о возобновлении полетов>>>
"И одностороннее принятие этих решений выглядит как минимум странно. Ведь мы видели много ситуаций, когда сбивали самолеты, или Украина с угрозами применения боевой авиации разворачивала наш самолет. Почему не закрывали воздушное пространство тех стран?", – задается вопросом Сикорский.
По его словам, Беларусь еще в первые дни после инцидента с самолетом Ryanair предоставила ICAO и общественности переговоры диспетчера с пилотом и все необходимые документы, аудио- и видеодоказательства.
"Группе ICAO, которая после трех месяцев с момента события прибыла в нашу страну, мы продемонстрировали, что для нас это была стандартная ситуация, при которой мы действовали согласно планам и инструкциям. Командир принял решение сесть в Минске. Никакого принуждения, а тем более перехвата воздушного судна не было", – пояснил глава департамента.
Он отметил, что авиационные власти не раз обращались в ICAO по поводу записей переговоров пилота, но до сих пор не получили ответа.
"Если они у вас есть, и записи намеренно не уничтожены, то предоставьте их нам, а мы запись с борта опубликуем для всей общественности, чтобы все убедились, что нарушений законодательства с белорусской стороны не было. Но до сих пор этой записи нет, а пилот ни разу ничего не сказал", – сказал Сикорский.

Полеты через Беларусь сократились, но не существенно

"Безусловно, они сократились за счет того, что европейские перевозчики стали облетать наше воздушное пространство. При этом очень странным образом. Если раньше европейцы говорили про опасность воздушного пространства на Донбассе, то почему-то сейчас закрыли на это глаза. Но, пожалуйста, это их решение", – заявляет собеседник.
По его словам, европейцы также забыли о программе по сокращению выбросов CO2. Тем временем облет Беларуси требует дополнительных расходов для перевозчика, связанных с тем, что удлиняется маршрут. Такие популярные самолеты, как, к примеру, Boeing 737, за дополнительный час полета расходуют 2,5 тонны топлива.
"Европейские перевозчики – это 25% всего объема пользователей нашего воздушного пространства. Но сказать, что мы потеряли все 25 процентов, не совсем верно. Те же европейские компании продолжают совершать полеты через и в Беларусь – это деловая авиация, чартерные полеты, которые совершаются, когда им нужно и выгодно", – констатирует Сикорский.
Тем не менее, по его словам, нынешняя ситуация значительно лучше, чем была в коронавирусный 2020 год. Пользователей воздушного пространства стало больше, несмотря на санкции.
"Этого объема полетов нам достаточно, чтобы обеспечивать безопасную эксплуатацию всего необходимого радиолокационного, навигационного и связного оборудования для обеспечения безопасности полетов", – уточнил руководитель департамента.

Поставки самолетов из России

В ближайшие годы в Беларусь может быть поставлена новая авиационная техника. Это самолеты Ил-112 и Ил-114, которые выйдут на рынок к 2023 году. С точки зрения эксплуатационных характеристик, машины уникальные. И вот почему.
"Россия – страна-разработчик уникальной авиационной техники. Например, самолет Ил-114, который может быть как пассажирской, так и грузовой модификации, имеет действительно уникальное положение на рынке. На нем можно перевозить грузы массой 7,5 тонн, и он интересен нашим перевозчикам как машина для работы с экспресс-грузами", – сказал Сикорский.
Сейчас основной флот белорусских грузовых перевозчиков – советские Ил-76, Ил-62, Ан-26 и Ан-12. По словам главы авиадепартамента, это уникальные самолеты, и замены им сейчас нет. Поэтому белорусские перевозчики с интересом наблюдают за российским авиапромом.
"Также заинтересованы в модернизации самолетов Ил-76 путем установки более современных двигателей. Одна такая машина уже эксплуатируется в Беларуси и имеет высокие эксплуатационных характеристики. Если говорим про вертолетную технику, это Ми-8, Ми-26, которые очень востребованы при тушении пожаров, а также при работе на спасательных и гуманитарных операциях. Поэтому интерес со стороны наших перевозчиков в приобретении и модернизации этих машин российского производства очень высокий", – заявил собеседник Sputnik.
Еще четыре советских самолета продали на аукционе в Беларуси>>>
Вместе с тем в Беларуси на трех авиаремонтных заводах – в Минске, Орше и Барановичах – ремонтируются воздушные суда из России, в том числе самолеты Ил, Як и Ту. Также в стране хотят создать конструкторскую школу в кооперации с российскими вузами и научными центрами, чтобы осваивать новые производственные материалы для авиатехники – например, композит.

250 тысяч долларов на пилота

В этом году Белорусская государственная академия авиации набрала первых 11 курсантов на летную специальность. Через четыре года они будут пилотами коммерческой авиации. Учить летать их будут на аэродроме в Липках, а наиболее интенсивная часть полетов пройдет на аэродромах Могилева и Орши.
"Несмотря на последствия пандемии для авиации, мы понимаем, что если не начнем подготовку пилотов сейчас, можем просчитаться в будущем. Когда будет подъем авиаперевозок, у нас не должно быть дефицита кадров. А рынок авиаперевозок сейчас демонстрирует оптимистичный рост. Первый набор этих ребят – первый шаг в создание национальной школы подготовки пилотов", – комментирует Сикорский.
Парашютист и почти айтишник: кто учится на первых в Беларуси пилотов>>>
Стоимость обучения белорусских пилотов составит около 76 тысяч долларов по нынешнему курсу Нацбанка. В общей сложности они должны будут налетать 150 часов на воздушном судне.
"Это предельная стоимость. Мы прекрасно понимаем, что основная часть расходов связана с летной подготовкой, поэтому учитываем возможные колебания стоимости авиатоплива. Это будет пилотаж на советских Як-52, чтобы ребята учились распознавать такие опасные факторы, как потеря скорости или сложное пространственное положение", – объясняет директор департамента.
Он признается, что подготовка пилота до уровня опытного линейного пилота авиакомпании стоит гораздо больше – около 250 тысяч долларов. Именно столько сначала государство, а потом авиакомпании тратят на то, чтобы пилот получил все необходимые навыки и допуски и впоследствии стал командиром воздушного судна. По словам Сикорского, в академии авиации в ближайшее время будет развиваться школа конструкторов и школа менеджеров. А еще начнут готовить авиационных психологов и специалистов сервиса авиакомпаний – тех, кто работает на стойках регистрации в аэропортах или может переподготовиться на бортпроводника.

Когда WizzAir прилетит в Беларусь?

Обсуждение о приходе в Беларусь венгерской лоукост-компании WizzAir идет уже несколько лет, но до сих пор нет понимания: когда это произойдет.
"Я не хочу раскрывать детали, но сейчас WizzAir и Национальный аэропорт Минск работает над весьма интересным проектом. Надеюсь, что после отмены авиаблокады мы увидим результат этой работы. Также у нас с Ирландией подписано очень либеральное соглашение о воздушном сообщении, что позволяет авиакомпании Ryanair иметь 5-ю степень свободы воздуха для выполнения полетов в любые аэропорты республики", – отметил Сикорский.
WizzAIR скоро запустит рейс между Минском и Будапештом>>>
Он напомнил, что в Беларусь сейчас летает несколько лоукостеров – эмиратский Flydubai, а также российский "Азимут". Кроме того, назначение для полетов в Беларусь есть у российского лоукостера "Победа".

Новые маршруты

С 21 сентября этого года Беларусь и Россия вернули авиасообщение на доковидный уровень. Однако, по словам директора департамента, в ближайшее время у "Белавиа" появится еще больше маршрутов с Россией.
"Это взаимный процесс. У нас с РФ действует самое либеральное соглашение о воздушном сообщении. Между нашими городами нет ограничений ни по частоте выполнения полетов, ни по размерности флота, ни по каким-либо другим элементам", – поясняет собеседник.
Если в благополучный 2019 году в Беларусь выполняли полеты две российские авиакомпании, то сейчас семь, а в ближайшее время на белорусский рынок придут еще две.
"При этом мы попросили авиакомпании прийти в областные аэропорты. На данный момент мы выходим на три регулярных рейса по разным направлениям из Гомеля и пока по одному из Бреста и Гродно", – резюмировал Сикорский.