Парашютист и почти айтишник: кто учится на первых в Беларуси пилотов
15:24 03.09.2021 (обновлено: 16:03 03.09.2021)
© Sputnik / Илья Питалев
/ Подписаться
Подготовка пилотов гражданской авиации в Беларуси не велась никогда. За мечтой стать командиром воздушного лайнера ребята отправлялись на учебу в Москву, Питер и Ульяновск. В этом году Белорусская государственная академия авиации набрала первых курсантов.
Первые курсанты – это 11 человек, которые прошли через жесткое сито отбора: централизованное тестирование, физические нормативы, врачебно-летную экспертную комиссию и профессионально-психологическое собеседование. Восемь из поступивших ребят будут учиться на бюджете, трое – на платном.
Иван Каратай, Никита Русецкий и Николай Мочанский – одни из счастливчиков. Пока им по 17, а в 22, если все срастется, они получат первые дипломы гражданских летчиков белорусского образца.
Корреспондент Sputnik поговорил с ними о перспективах, которые сулит будущая профессия, прыжках с парашютом с дивана и заоблачной стоимости обучения.
Если не на пилота, то на бортинженера
Ваня Каратай рассказывает, что никогда особо не задумывался о профессии летчика. Спокойно и непринужденно занимался дзюдо, плаванием, играл в преферанс, участвовал в учебных конференциях и школьных олимпиадах. В семье оба дедушки были пилотами: один управлял вертолетом, второй служил в морской авиации. Когда пришло время выбирать будущую работу, взял "на карандаш" БГУ, БНТУ и академию авиации. А потом решительно подал документы в академию.
"Думал, если даже не на пилота, то на бортинженера пойду. Конечно, пилот – это очень перспективная и престижная профессия. Родители выбор поддержали, вот только бабушка у меня чересчур сентиментальная", - говорит он.
На ЦТ по математике, русскому и английскому Иван набрал 331 балл из 400 возможных – это с учетом аттестата. Прошел медкомиссию и сдал нормативы по физкультуре – бег на длинную (1500 метров – 6 минут 52 секунды) и короткую (100 метров – 15,4 секунд) дистанции. Все нормативы, по его словам, рассчитаны на кислородное голодание, чтобы курсанты уже приспосабливались к "режиму полета".
© Sputnik / Станислав ЛобатыйУ Ивана Каратая оба дедушки были пилотами
У Ивана Каратая оба дедушки были пилотами
© Sputnik / Станислав Лобатый
О планах после окончания академии авиации пока не задумывается: нужно сперва отучиться. Но не скрывает: если все получится, хочет работать в "Белавиа".
Понял одно: айтишником быть не хочу
В 10-м классе Никита выбрал физико-математический профиль – готовился стать программистом. Упорно штудировал учебники, работал за компьютером, а потом…
"Понял, что айтишником, как это сейчас модно, быть не хочу. Поэтому выбрал другую специальность", - откровенничает парень.
На централизованном тестировании Никита набрал 357 баллов – больше, чем кто-либо из первокурсников. Признается, что стать летчиком захотел из-за красивой формы: думал даже пойти в Вооруженные силы или в МВД. Но все же остановился на авиации.
© Sputnik / Станислав ЛобатыйНикита Русецкий готовился стать программистом, но его соблазнила красивая форма летчика
Никита Русецкий готовился стать программистом, но его соблазнила красивая форма летчика
© Sputnik / Станислав Лобатый
"В нашем доме в деревне висела форма с голубыми полосками – сразу понял, что это гражданская авиация. Но я так и не узнал, кому она принадлежала. Знаю, что дядя моей мамы когда-то хотел стать пилотом, но не прошел по здоровью. А дедушка мой обслуживал аэродромы. Так что можно сказать, есть в крови немного авиации", - говорит курсант.
Немного летать уже умею
Среди поступивших на специальность "Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации" сын известного белорусского пилота, начальника Минского аэроклуба ДОСААФ и его тезка – Николай Мочанский. Все свое детство он провел на аэродроме: Николай Петрович часто брал на работу маленького Колю наблюдать за самолетами.
© Sputnik / Станислав ЛобатыйНиколай Мочанский самолетным спортом занимается три года и имеет спортивный разряд
Николай Мочанский самолетным спортом занимается три года и имеет спортивный разряд
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Я уже три года занимаюсь самолетным спортом. Выполняю фигуры сложного и высшего пилотажа, у меня уже есть спортивный разряд. Так что немного летать умею. В детстве пересмотрел фильмы про авиацию и десантников: надевал школьный портфель, залазил на диван и прыгал с "парашютом", - рассказывает Николай.
Повзрослев, Коля прыгнул в тандеме, а последние три года выполняет прыжки самостоятельно. В общей сложности у него уже пять прыжков – как у среднестатистического десантника – и сотни часов налета. Поэтому вопрос "куда поступать?" в его семье не стоял.
"Целенаправленно шел по этому летному пути и никуда не сворачивал. Летчик – есть летчик, его везде уважают, и это престижно. А кумир в этом деле для меня – мой отец. Он прошел через многие чрезвычайные ситуации и даже горел в самолете. Хочу стать лучше, чем он. Надеюсь, все получится", - улыбается курсант.
В академию авиации Коля поступил на платное. Стоимость всего обучения за 4,5 года – 191 тысяча белорусских рублей (76 тысяч долларов по текущему курсу Нацбанка - Sputnik). Но не отчаивается: говорит, что после первого курса можно перевестись на бюджет или получить 60%-ю скидку при успешной сдаче сессии и активном участии в жизни академии. Тем более первый курс самый дешевый - около 2400 долларов.
Требования ВЛЭК
Парни подчеркивают, что самым тяжелым испытанием при поступлении был ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия. Нужно обладать исключительным здоровьем, чтобы тебе разрешили учиться на пилота. У будущего летчика должно быть все в порядке с сердцем, дыханием, слухом, зрением и вестибулярным аппаратом. Есть даже нормативный документ "Авиационные правила", где указано, чем ты не должен болеть, чтобы стать пилотом. Например, если абитуриенту сделана лазерная коррекция зрения, дорога в авиацию ему уже закрыта.
В академии подчеркивают, что очень много абитуриентов в этом году отсеялись, потому что не прошли медкомиссию. По словам проректора вуза по воспитательной работе Игоря Яцкевича, конкурс на пилотов составил 2 человека на место. Если дошел бы каждый, конкурс был бы самым большим за всю историю вступительной кампании.
Что касается ВЛЭК, то поступившие курсанты будут проходить комиссию регулярно. У пилотов должен быть 1-й класс здоровья, подтверждать его нужно каждый год – как во время учебы в академии, так и на будущей работе. Помимо специальной медкомиссии, сдавать придется различные тесты – психологические и на моторику.
Курсантам также запрещены татуировки, которые могут быть заметны на участках тела, которые не будет прикрывать форма, пирсинг и тоннелинг.
Когда дадут полетать?
Первый курс для будущих пилотов будет общеобразовательным – физика, математика, материаловедение, языки. Более специфические дисциплины – "Летно-технические характеристики воздушных судов", "Практическая аэродинамика", "Управления действиями экипажа с учетом человеческого фактора", "Система организации и проведения аварийно-поисковых работ", авиационная безопасность и другие – появятся на следующих курсах. Некоторые занятия будут вестись только на английском языке.
Летная практика начнется после окончания второго курса. В соответствии с авиационными правилами, летать курсанты будут на легких или сверхлегких одномоторных сухопутных самолетах. Возможно, таковыми будут российский Як-152 (он же "летающая парта") и венгерский Magnus Fusion, прибывший в июне этого года в Минский аэроклуб.
Читайте также:
Белорусские военные летчики отправились на международный конкурс "Авиадартс"
Названы причины недобора студентов в белорусские вузы
Специфика отбора: Минобразования – о недоборе в Военную академию