МИНСК, 24 авг – Sputnik. Перезагрузка системы образования является вопросом государственной важности, заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на Республиканском педагогическом совете.
"Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет", – сказал Александр Лукашенко.
По его словам, властям республики теперь нужно перезагрузить систему образования. "Сегодня это вопрос государственной важности", – подчеркнул президент Беларуси.
Политики не бывает без школы
Белорусский лидер задал риторический вопрос о том, может ли школа принимать участие в политической жизни государства, на который сам же и дал ответ.
"Школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна – государственная. Флаг и гимн – государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему".
По мнению главы государства, такая государственная политика проводится во всех странах, которые себя уважают, начиная с США, Китая и России. В профессиональной среде это осознают.
Александр Лукашенко обратил внимание, что учитель, участвуя в гражданской и политической жизни страны, подает пример своим ученикам.
"Школа воспитывает не только учеников, но и перевоспитывает многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни", – констатировал он.
При этом признал, что, общаясь с учениками, невозможно избежать анализа прошлых событий и нынешних в том числе с позиции государства: "Что это, если не политика?".
По его мнению, патриота может воспитать только другой патриот, неважно какой при этом предмет он ведет: "Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот. Почему так ставлю вопрос?"
При этом Александр Лукашенко сам ответил вопрос о том, что часть белорусской молодежи после учебы в стране хочет выехать за границу. Тенденция эта настораживает, потому что уезжающие отрываются от корней.
"Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит", – заметил он.
После чего добавил, что белорусские педагоги готовят специалистов, которых ценят за границей, но при этом есть проблемы в воспитании.
"Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты", – посетовал белорусский лидер.
Свой вклад в историю
После чего сказал, что вслед за хлебом для народа самым важным является школа. При этом учитель стоит у истока формирования народа в качестве единой нации.
"Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм", – поделился своим видением вопроса глава государства.
Александр Лукашенко заметил, что это включает в себя любовь к родной стороне, уважение к прошлому, уважений традиций, почет старшему поколению, гордость за современников и желание сделать свой вклад в историю государства.
Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.
Испытание системы образования
"Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов", – заявил Александр Лукашенко.
Причем он напомнил, что в последний раз Республиканский педагогический совет собирался четыре года назад. Последние два года были сложными и для государства, и для образовательной системы.
"Очень важно, что вы приехали со всех уголков Беларуси", – обратил внимание участников совета белорусский лидер.
По его словам, в качестве испытаний нужно рассматривать пандемию, побудившую перестройку учебного процесса и политические события, которые затронули педагогов не менее, чем силовиков и госслужащих.
"И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое", – заявил Александр Лукашенко.
Президент и нянечка в ответе
Глава государства особо отметил, что "от президента страны до нянечки в детском саду, мы все – общество, школа, родители – отвечаем за нравственное и духовное развитие детей".
По его мнению, других вариантов нет, потому что человек, выбирая работу педагога, отдает собственное сердце детям, как утверждал советский учитель Василий Сухомлинский.
Александр Лукашенко обратился ко всем педагогам со словами, что "если вы уж приобрели это имя – учитель, отдавайте свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей".
При этом он считает, что учитель сможет привлечь к этому процессу и родителей, сделав их своими союзниками. Нынешняя ситуация никуда не годится. Потому что часть родителей стала смотреть на учебу и воспитание со стороны.
"Не обижайтесь, но среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей", – считает глава государства.
Сейчас в республике развивается проект "Родительские университеты". В рамках его с родителями проводят занятия учителя, которые профессионально владеют педагогикой, психологией и дидактикой.
"Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме", – обратил внимание Александр Лукашенко.
По его словам, родители тоже несут ответственность за то, как учится их ребенок, адаптируется и социализируется в учебном заведении. В этом вопросе многое зависит от семьи. Поэтому если ребенок настроен позитивно, то и в садике, и в школе все будет хорошо.
"Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай, что они сделали для своего ребенка", – подчеркнул глава государства.
Порядок и дисциплина в школе
Белорусский лидер рассказал, что министр образования Игорь Карпенко сделал доклад о тех мерах, которые предприняты, чтобы навести порядок и дисциплину в школе.
"Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием", – обратился Александр Лукашенко с призывом.
И пояснил свою мысль: "Школа – это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей".
Глава государства призвал навести порядок в школе, чего бы это не стоило. Через год или два школа станет другой, и учителя будут обладать другим статусом.
"Я бы даже сказал больше: используйте любые методы, но наведите порядок в школе".
Потому что есть ряд примеров, когда педагоги не очень хорошо смотрятся на фоне учеников, пояснил свое требование глава государства.
Александр Лукашенко призвал обратить внимание и на безопасное поведение детей в интернете, потому что несмотря на то, что это виртуальная жизнь, последствия угроз в сети вполне реальные.
"Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай Бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе", – подчеркнул он.
Поэтому глава государства считает нужным уделить больше внимания внешкольным занятиям. Несмотря на то, что это сейчас сложно, потому что сейчас у современных людей высокий темп жизни.
"Но цена наших усилий – безопасность детей. В конце концов – их будущее и судьба страны. Отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню", – выступил с призывом белорусский лидер.
Ряд проблем в городах
"Будущий год мы посвятим образованию. Мы должны рассмотреть все от приема в школу", – сказал Александр Лукашенко.
После чего уточнил, что особое внимание будет уделяться тому, как строятся и размещаются учебные заведения в городской среде, потому что в этом вопросе существует ряд проблем.
"У нас хватает школ, но возникла проблема. Допустим в Минске, в центре, свободны детские сады и школы (население уже постарше, не рожают), а молодежь, которая рожает, живет на окраине, и мы начинаем штамповать там школы. А это колоссальные деньги", – посетовал глава государства.
Причем он обратил внимание еще на такую региональную проблему, когда в деревенских школах мало учеников, а учителям приходится вести сразу несколько предметов, потому что мало педагогов. Такие школы были закрыты, а детей стали возить в райцентры.
"От меня требуют школу не закрывать. Так мы что, для галочки детей в школу отправляем? Они же за знаниями идут. А какие будут знания, если один учитель одновременно ведет три урока в одном классе&" – задал риторический вопрос Александр Лукашенко.
В связи с этим белорусский лидер предложил подобным образом возить детей в Минске, потому что организовать такие маршруты дешевле.
Последняя копейка для учителя
Глава государства выразил уверенность, что в стране имеется все для того, чтобы дети могли получать образование и устраивать свою жизнь.
"Все, что зависит от власти, поверьте, мы сделаем для вас по максимуму. Будут деньги – последнюю копейку мы отдадим учителю", – пообещал он.
При этом он заверил, что подобные слова вызваны не тем, что он выступает с речью перед учителями, так как и сам не любит лести. Дело в том, что без педагогов нет страны.
"Не позволено на учителя не то что кулак поднять, пальцем показать. И это будет всегда", – заверил собравшихся на мероприятие Александр Лукашенко.
Читайте также:
Выпускники школ 1 сентября перейдут на новую учебную программу - Карпенко
Лукашенко призвал педагогов определиться, кто герой, кто предатель своего народа