Интеграция Беларуси и России: 25 лет Союзному государству

На фоне санкций: зачем Лукашенко и Путину была нужна четвертая личная встреча

Президенты двух стран общались в формате тет-а-тет больше пяти часов, но по уже сложившейся традиции без итогового подхода к прессе. На какую поддержку Кремля может рассчитывать официальный Минск в условиях санкций, разбирался Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Пока в отношениях с Западом у официального Минска искрит, как никогда в истории, на Востоке, а если быть предельно точным, в Москве, Александру Лукашенко готовы, как и прежде, не только предоставить радушный прием, но и подставить плечо, в котором он так нуждается сейчас.
Президенты России и Беларуси в этом году уже успели провести четыре встречи, включая последнюю во дворце в Стрельне. Владимиру Путину и Александру Лукашенко всегда есть, что обсудить – уровень двусторонних отношений и глубина взаимопроникновения экономик обязывает.
Официальная повестка переговоров была такая: союзная интеграция, введение санкций против Беларуси, положение дел в международной политике.

Как говорили президенты

После разговора Владимира Путина и Александра Лукашенко в формате один на один держать удар перед журналистами вышел пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
>>>Путин и Лукашенко договорились о цене на газ в 2022 году
Официальный Минск не может не радовать решение Кремля сохранить для республики на будущий год цену на газ на уровне текущего года, то есть 128,5 доллара за тысячу кубометров. Дело в том, что непривычно холодная зима, а за ней знойное лето заставляет потребителей голубого топлива в Европе потреблять его в больших количествах, что подстегивает цены на спотовых биржах.
Раньше белорусские власти оперировали цифрой в 90 долларов на спотовой бирже, требуя снизить цены для республики, которая исторически контрактовалась на продолжительный период, а не закупала топливо партиями. Теперь на европейских рынках цена на российский газ ушла далеко за 300 долларов. По белорусским меркам условия поставок российского топлива теперь выглядят куда более сносно.
В предыдущие годы белорусские власти не раз сетовали на то, что понесут большие потери от реализации налогового маневра в российской нефтянке. В 2018 году тогдашний министр финансов Беларуси Максим Ермолович заявил, что за 6 лет в совокупности страна потеряет около 10 миллиардов долларов. Только за 2019-2020 годы бюджет не досчитался 800 миллионов долларов.
На текущий год премьер-министр Беларуси Роман Головченко оценил выпадающие доходы в уже куда более скромную сумму – 145 миллионов долларов. Поэтому решение российского президента поддержать белорусского лидера кредитными ресурсами в данном случае тоже придется как нельзя кстати. Правда, Александр Лукашенко просил о компенсации, а не кредитах, которые и получить бывает сложно быстро, так еще и отдавать придется.

Группа высокого уровня

Пожалуй, самым интересным в подходе к прессе были слова Дмитрия Пескова о том, что Владимир Путин и Александр Лукашенко "подвели итоги дискуссии, ранее имевшей место в рамках комиссии высокого уровня с участием российских и белорусских представителей, а также глав правительств. Выработали шаги по работе в таких областях, как таможенное, налоговое регулирование, энергетика".
Неискушенной публике эти слова покажутся очередным скупым сообщением, если бы не несколько деталей. Именно на заседаниях группы высокого уровня обсуждаются болезненные вопросы в двусторонних отношениях. Налоговое и таможенное регулирование как раз и остаются последними пунктами, требующими согласования по линии союзных программ, которые вылились из трех десятков "дорожных карт". Это последние вопросы, которые все никак не согласуют по линии Союзного государства.
>>>Кремль: объем кредитной поддержки Беларуси будет определен в ближайшее время
Непосредственно группа высокого уровня стала той площадкой, где, например, обсуждался вопрос введения белорусской стороной экологического налога для компаний, занимающихся перекачкой нефти и нефтепродуктов, а также существенное повышение тарифов на прокачку. По факту это решение поставило вопрос о целесообразности работы в республике компании "Запад-Транснефтепродукт".
Эта российская дочка "Транснефти" успешно занималась поставками топлива по трубе и железной дороге. Новации белорусского законодательства поставили прибыльный бизнес перед вопросом, как быть дальше. Вопрос этот еще не разрешился, но белорусская сторона его увязывала с налоговым маневром, поэтому можно предположить, что кредиты будут даны в ответ на поблажку для дочки "Транснефти".
Белорусскую сторону беспокоят условия транзита калийных удобрений в железнодорожных контейнерах. Дело в том, что в России уже действует более прогрессивное экологическое законодательство, обязывающее компании использовать крытые контейнеры для доставки подобных грузов. В Минске сетуют на то, что это приведет к удорожанию поставок калия. В этом случае вопрос про равные условия хозяйствования, видимо, не так принципиален для "Беларуськалия".
В похожем ключе обстоит дело с поставками белорусского щебня на российский рынок. Для этого требуются специальные разрешения, а Россия решила его квотировать и выдавать их строго под те объемы, которые "Гранит" способен произвести. Дело в том, что россияне заподозрили белорусское предприятие в скрытом реэкспорте украинского щебня и решили всех поставить в одинаковые условия.
По этим пунктам решения еще не приняты и вряд ли будут в обозримом будущем. Гораздо важнее сейчас в условиях санкций для белорусской нефтянки разрешить ситуацию с поставками российского сырья на НПЗ в Новополоцке, который попал под рестрикции. Очевидно, что на экспертном уровне лазейку уже нашли, иначе как объяснить, что "Нафтан" продолжает работать, несмотря на заявления "Транснефти" про отсутствие поставок по трубе.
Наверняка обсуждались и перспективы экспорта белорусской нефтехимии и топлива, после того как закончат действовать долгосрочные контракты белорусских производителей с потребителями в Европе. Здесь обнародования решений, принятых Владимиром Путиным и Александром Лукашенко, ждать не стоит, но они точно будут.
Читайте также:
Суверенитет остается? О чем говорили Путин и Лукашенко за закрытыми дверями
Лукашенко и Путин еще раз встретятся осенью
Эксперт: Россия готова поддержать Беларусь в условиях санкций